«Сюжетно – ролевая игра как средство социальной адаптации дошкольника»
статья на тему

Касьянова Ольга Витальевна

«Игра — путь детей к познанию мира,в котором они живут и который призваны изменить» А. М. Горький

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasyanova_o.v.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 24 комбинированного вида"

Касьянова Ольга Витальевна,

воспитатель 1 кв. категории

«Сюжетно – ролевая игра как средство социальной адаптации

дошкольника»

«Игра — путь детей к познанию мира,

в котором они живут и

 который призваны изменить»

А. М. Горький

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру, новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в социальную жизнь. Именно в дошкольном возрасте формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.

Термин «социализация» происходит от слова «общественный» в переводе с латинского.  То есть речь идет о том, что социализация делает человека более «общественным», приспособленным к условиям жизни в мире и в обществе. Такой человек осознает нормы и ценности, которых придерживаются в обществе, и внутренне с ними соглашается. Быть социальными дети учатся отчасти в дошкольных образовательных учреждениях, отчасти в школе и в дальнейшем в ВУЗах.

 «Так какой он — современный дошкольник?» - на этот невозможно ответить однозначно. Современный ребенок не такой, каким был его сверстник всего лишь несколько лет назад. Раньше дети старались подражать взрослым, они были более самостоятельными. Современные же дети очень настойчивы, требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Им интересны не только игрушки, они хотят узнать многое из жизни человека, окружающего мира, природы. С удовольствием изучают энциклопедии по интересам. Дети очень информированы, любознательны. С ними можно поспорить, обсудить любые интересующие их темы.

Но не смотря на разницу поколений, остается неизменным ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста – это игра. Дети сами создают их - это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Сюжетно - ролевая игра становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого ("Я-мама", "Я-доктор", но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Именно игровая роль показывает связь ребёнка с миром взрослых. Ведь любая роль невозможна без практического игрового действия. Например, роль доктора невозможно выполнить только в уме, без реальных, практических игровых действий.

В последнее время наблюдается тенденция, что дети мало играют вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей. А между тем, результаты специальных исследований ученых всего мира свидетельствуют о том, что недостаток игры наносит невосполнимый ущерб развитию детей. В ДОО самостоятельным играм отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, тщательный отбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Игры и игровые ситуации на занятиях – это неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников. Но этого еще не достаточно, чтобы дети много и хорошо играли.

Проблемным остается то, что многие родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. Лишение же ребенка игровой практики - это лишение его главной основы развития. Иными словами человек должен «пройти» ведущую деятельность возрастного этапа, «сформировать и развить» центральные психические новообразования, включиться в социальную общность.

Таким образом можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра — идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное — дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

Список использованной литературы:

  1. Зайцева И.В., Ветрова И.Н. Сюжетно-ролевые игры // Воспитатель ДОУ. 2009 г, № 10.С.48-56.
  2. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Красильникова Т.Н., Батуева О.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР // Дошкольная педагогика. 2013, №  4. С.40-45.
  4. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром.  – М.: ТЦ Сфера, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюже...

Доклад на РМО на тему: «Сюжетно - ролевая игра как средство социально - коммуникативного развития дошкольников»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огон...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Для всестороннего развития ребенка в соответствии с его возможностями, формирования предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе, социальную успешность и...

Презентация "Сюжетно – ролевые игры, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников."

Презентация о сюжетно-ролевых играх, как средство социально коммуникативного развития дошкольников....

Консультация для родителей "Сюжетно - ролевые игры как средство социальной адаптации ребенка."

Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются  социальные отношения между людьми...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Современное состояние учения об умственной отсталости и повседневный опыт дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные...