Консультация для родителей "Сюжетно - ролевые игры как средство социальной адаптации ребенка."
консультация

Ибрагимова Лейсан Миннахметовна

Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются  социальные отношения между людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно - ролевые игры как средство социальной адаптации

ребенка.

 Консультация для родителей.

     В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе.

      Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д.,

      Основной линией развития ребенка является постепенное освобождение от конкретной ситуации, переход от ситуативного общения к вне ситуативному. Такой переход дается малышу непросто, и взрослому нужно приложить определенные усилия для того, чтобы ребенок смог преодолеть давление воспринимаемой ситуации. А вот в игре такой переход происходит легко и естественно.

     Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных действий к свободе от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значение игры для психического развития детей.

Ролевые игры.

      Умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого и умственного развития. Известно, что дети, хорошо владеющие речью, хорошо играют в сюжетно-ролевые игры: они умеют планировать сюжет, могут взять на себя какую-либо роль.

      Когда дети играют в ролевые игры, они одновременно находятся на двух смысловых уровнях - с одной стороны, на уровне реальных действий, а с другой стороны на уровне вымышленных действий. Играя, дети должны сохранять две системы отсчета: реальную и игровую. Находясь в реальной системе отсчета, дети, знают, что они - всего лишь дети и поэтому не могут летать или превращаться во что-нибудь. Но они одновременно пребывают и в другой, вымышленной реальности, разыгрывая какую-нибудь историю, в которой побеждают врагов. Когда в ходе игры между детьми возникает спор, они могут легко изменить систему отсчета и перейти на реальный уровень, чтобы разрешить спор, а потом снова продолжают свою игру, действуя понарошку, то есть дети могут легко переключаться с игровой ситуации на реальную и обратно, все это время, помня, в какой смысловой системе они находятся.

      Дошкольники способны изобразить понарошку самые разные вещи. Они могут перенести свойства одного объекта на другой, представить себя или другого человека в роли кого-то, разыграть какие-то события или сценку. Становясь старше, дети начинают реже пользоваться разными бутафорскими предметами. Еще один аспект их игрового развития - все возрастающая гибкость при смене ролей. Сначала он - одновременно и субъект и объект действия в игре, в которую он играет в одиночку, например, он делает вид, что ложится спать, что ест, что печет куличи и др. Затем он начинает использовать игровой объект (игрушку) в роли субъекта - укладывает куклу спать так, как будто она делает это самостоятельно.

      Дети создают свой собственный мир, свою собственную субкультуру, в которой, конечно, воспроизводят типичные роли и отношения между взрослыми.

      Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются  социальные отношения между людьми

     В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения с взрослыми и без тех pазнообpазных впечатлений от окpyжающего мира, которые ребенок пpиобpетает тоже благодаря взрослым.

Участие взрослого в игре.

     С ребенком все более-менее понятно: он играет. А вот что делать в этот момент взрослым? Следует ли им вмешиваться в игру, играть вместе с малышом или вмешательство взрослых только помешает ребенку?

      Психологи считают, что вмешательство родителей в процесс игры возможно, если вы видите, что ребёнок  испытывает какие-то затруднения, скажем, не знает, как обращаться с новой игрушкой. В этом случае родители непременно должны показать ему, как выйти из затруднительной ситуации, иначе игра быстро наскучит ребенку.

      Чтобы ребёнок  не заскучал, родители могут время от времени подыгрывать ему, взять на себя одну из сюжетных ролей игры (например, если ваш ребенок играет в магазин, ему обязательно понадобятся покупатели, роль которых могут исполнить родители). При этом, играя, не забывайте придавать своему голосу правильные интонации, в этом случае игра покажется вашему ребенку более увлекательной. Так что, если изображаете маленького несчастного козлика, которого норовит слопать злобный волчище, будьте любезны тоненько «блеять» и испуганно верещать.

      Резко прерывать игру не стоит. Ничего не случится, если ребенок сядет обедать или отправится на прогулку на десять минут позже положенного времени. Проявите терпение и дайте ребёнку несколько минут, чтобы закончить игру. Если вам необходимо выйти из игры, постарайтесь это как-нибудь обыграть, скажите, что конь отправился заменить подкову, магазин закрылся на обед, и тому подобное, в зависимости от ситуации.

       Для того чтобы правильно руководить игрой ребенка, необходимо знать, что до пяти-шестилетнего возраста ребенок предпочитает играть один, редко допуская участие других детей. Он охотнее играет со своими, а не с чужими игрушками, проявляет себя собственником. Играть в компании других детей он еще не умеет, поэтому часто ссорится с ними и не находит общих интересов. Это не должно вас беспокоить. Со временем ребёнок  научится ценить общество других детей. Но до той поры не стоит навязывать ребенку нежелательных компаньонов, чтобы он не утратил интерес и не раздражался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Требования ФГОС и Программы к организации ролевых игр» в рамках педсовета на тему: «Ролевые игры как средство социально-коммуникативного развития»

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.  Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских...

Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»

. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....

Консультация для педагогов "Сюжетно-ролевые игры как условие социальной адаптации ребенка"

quot;Сюжетно-ролевые игры как условие развития социальной адаптации ребенка"...

Игра как средство социальной адаптации ребенка

Социальная адаптация в коллективе сверстников предполагает включение ребенка в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестро...

«Сюжетно – ролевая игра как средство социальной адаптации дошкольника»

laquo;Игра — путь детей к познанию мира,в котором они живут и который призваны изменить» А. М. Горький...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Современное состояние учения об умственной отсталости и повседневный опыт дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные...