Проект поддержки сюжетно-ролевой игры для детей старшей группы "Путешественники"
методическая разработка (старшая группа)


Предварительный просмотр:

Проект поддержки сюжетно-ролевой игры для детей старшей группы «Путешественники».

1.

Обоснование темы на основе психологических особенностей детей выбранной возрастной группы, особенностей детских интересов и субкультуры        2

2.  Задачи развития детской игры как деятельности        3

3. Примерное содержание игровых ситуаций и социальных отношений между игровыми персонажами        4

4. Обогащение опыта детей по теме проекта        5

5. Создание развивающей предметно-игровой среды        6

6. Проектирование ситуаций взаимодействия педагога с детьми        7


Обоснование темы на основе психологических особенностей детей выбранной возрастной группы, особенностей детских интересов и субкультуры

Тема «Путешественники» может включать в себя простые игровые сюжеты «Больница», «Салон красоты», «Магазин», «На балу» и пр.

В игре дети активизируют свои знания о транспорте, странах, применяют свой жизненный опыт, опыт литературных героев.

Замысел игры у детей устойчивый. Объединения строятся на интересе детей к одним, и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей.

Игра «Путешествие» может не только длительно повторяться, но и развиваться, обогащаться, существовать продолжительное время.

Старшие дошкольники овладевают новым способом построения игры - совместным сюжетосложением. Проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры «Путешествие». В игре появляются элементы фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.

Игра носят совместный, коллективный характер. Для каждого ребенка найдется роль по интересу: кассир, который оформляет билеты; капитан корабля и его помощники; семья, остающаяся ждать; разбойники и пр.

Необходимым условием игры у старших дошкольников является наличии замещающей деятельности и предметов - заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами – что легко проявляется в игре «Путешествие».

Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности, происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействия на них с целью изменения.

В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного, которое характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий.

Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления - наглядно-схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения. Применим это умение при создании маршрута, оформлении карты.

Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх «Путешественники» дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми.


Задачи развития детской игры как деятельности

- обогащение содержания сюжетной игры детей на основе явления социальной действительности и отношениями людей (путешествие, больница, ателье, парикмахерская, магазин и пр.), активизация воображения на основе сюжетов художественной литературы (Г.Х. Андерсен «Снежная королева», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»);

- построение игры на основе совместного со сверстниками сюжетостроения: через передачу в игре знакомых сказок и историй, через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), через сложение новых творческих сюжетов;

- передача действия, отношения, характера и настроения персонажей с помощью средств выразительности (мимики, жестов, движений, интонации);

- самостоятельное создание общего игрового замысла, установление договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры;

- передача воображаемых игровых событий, места действия словесно («Вот море. Этот корабль плывет к замку волшебника») приемом условного проигрывания части сюжета – «как будто»;

- самостоятельное создание игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, изготовление игрушек-самоделок и предметов заместителей до или по ходу игры;

- развитие умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.


Примерное содержание игровых ситуаций и социальных отношений между игровыми персонажами

Игровая ситуация

Социальные отношения

Один из путешественников поранил ногу.

Друзья помогают товарищу, вместо того чтобы торопиться на поезд.

Товарищи оказывают ему первую помощь, везут его в больницу. Пострадавший боится, что друзья уедут без него, путешественники успокаивают его и говорят, что будут ждать, пока ему окажут помощь врачи.

Спасение утопающего («человек за бортом!»): путешественники видят тонущего, кидают ему спасательный круг, вместе вытаскивают его на борт корабля

путешественники ухаживают за ним – предоставляют сухую одежду, еду, питье, каюту и пр. Спасенный благодарит их.

Возвращение путешественников

Радостная встреча, путешественники дарят родным/друзьям, которые остались их ждать сувениры и памятные подарки, делятся своими эмоциями.

Получают письмо с просьбой о помощи

Путешественники сочувствуют Герде, которая потеряла туфельки. Прерывают своё путешествие и отправляются на поиски.


Обогащение опыта детей по теме проекта

Что почитаем детям? (подбор детской литературы по теме игры) Почему?

Какие иллюстрации, фотографии, предметы попросим родителей воспитанников найти, обсудить с детьми дома и принести в детский сад?

Какие образовательные ситуации организуем?

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Книга о малышах-коротышках, живущих в цветочном городе. У каждого персонажа есть свой характер, своя профессия. Вместе с Незнайкой ребенок пройдет все испытания, сможет понять, как нехорошо обманывать и хвастаться, но настоящая дружба умеет прощать.

(Дети после прочтения глав могут придумать свой город, похожий на Цветочный; пофантазировать, какие персонажи там будут жить, какие у них будут имена и чем они будут заниматься)

Г.Х. Андерсон «Снежная королева»

О трудностях, с которыми сталкивается Герда. Научит детей разным способам решения проблем.

Б. Житков «Что я видел»

Расскажет детям, как работает железная дорога, метро и аэропорт, сходят в зоосад и познакомятся со многими животными и их повадками, научатся общаться со сверстниками

Фотографии собственных путешествий, карты, буклеты, билеты, сувениры из путешествий

Порекомендовать детям с родителями просмотреть передачи о разных странах, обсудить особенности этих мест: природа (какая погода, горы, моря и пр.), животный мир, архитектура.

ОС «Секреты дружбы»

Формировать положительные взаимоотношения со сверстниками. Учить понимать и оценивать чувства и поступки других.

ОС «Зачем люди путешествуют»

Обсудить с детьми: что такое путешествие; куда, зачем и на каком транспорте можно путешествовать, что нужно взять с собой. Активизировать детские воспоминания: куда они ездили в путешествие с родителями и что запомнили.


Создание развивающей предметно-игровой среды

Чем наполним предметно игровую среду? Почему?

Что появится в других «уголках» группы (книжном, изо и пр.). Для чего?

Какие «провоцирующие» на игру ситуации создадим в предметно-игровой среде группы?

Какие предметы для игры сделаем совместно с детьми? Для чего?

Атрибуты транспорта, ширмы, веревки, Маркеры игрового пространства «Касса», «Вокзал»

Подзорная труба, компас, карта, флаги разных стран.

В книжном уголке виммельбухи («На реке», «Путешествие кротика», «Однажды в городе», «Пиратская книга» и др.)

В уголке продуктивной деятельности: бумага, шаблоны, «Контурные карты».

В уголке настольных игр – игры-ходилки («Подводные приключения», «В лесу» и т.п.)

Карта сокровищ,

бинокль, компас, путеводитель по странам Европы (например)

Карта с маршрутом.

Открытки, сувениры, «фотографии» (нарисованные), путеводители, карты придуманных стран

Создание своих настольных игр-ходилок.


Проектирование ситуаций взаимодействия педагога с детьми

Какие «вызовы» педагог может предложить детям, чтобы поддержать развитие игрового сюжета?

Какие роли может принять педагог, чтобы поддержать ролевое взаимодействие и реализовать «вызов»? Как это сделать?

Сбились с маршрута

Роль местного жителя: познакомиться, расспросить о пути, угостить чаем с пирогом, посоветовать, как найти дорогу. (возможно, он не будет знать языка путешественников- придется изъясняться жестами и мимикой)

Путешественники отдохнули, возвращаются домой. По пути им встречаются разбойники, которые не дают ребятам идти/ехать дальше

Роль сказочника (как в сказке о Герде). Даёт советы. Предлагает подружиться с разбойниками, научить их добру.

Наводит детей на мысль, что туфельки мы, скорее всего не найдем, но можем их смастерить.

Помогает друзьям, поддерживает их идеи, советует, как лучше поступить

Сказочник напоминает ребятам, о том в каком виде ходят на бал, возможно понадобится подарок для короля.

Письмо о помощи. (Герда потеряла свои туфельки, просит их найти).

Когда дети с туфельками идут к Герде, на встречу им выходит Чудо-Юдо. Чтобы продолжить путь, нужно выполнить три задания: рассказать ему самую фантастическую (необыкновенную) историю, рассмешить его и загадать ему сложную загадку.

Путешественники приносят Герде новые красивые туфельки. Герда приглашает их с собой на бал к королю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «СУПЕРМАРКЕТ» ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Проектное задание по курсу “Проектирование образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО» (социально-коммуникативное развитие ). Для себя, как для педагога старшей группы, я поставила профессиональ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Педагогическая поддержка сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, с...

Механизмы поддержки сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

В статье раскрываются понятия игра, сюжетно-ролевая игра, раскрываются механизмы поддержки сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте....

Сюжетно-ролевые военные игры для детей 6-7 лет

для подготовительной группы...

Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».

Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...

Проект "Малые Зимние Олимпийские игры для детей старшего дошкольного возраста"

Представлен материал реализации проекта "Малые Зимние Олимпийские игры" в старшей и подготовительной группах...

Проект «Комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры»

Цель проекта: формирование у младших дошкольников игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру детей в небольших игровых объединениях. ...