Педагогический проект: Мониторинг социально - личностного развития детей 6-ти лет в условиях внедрения ФГОС.
проект (подготовительная группа) на тему

В настоящее время одним из приоритетных направлений новых  ФГОС является  развитие социально-личностного развития обучающихся.Дошкольное образование  также ориентировано  на «развитие индивидуального потенциала ребёнка, формирование его готовности к социальной  адаптации» (из Закона РФ «Об образовании»). Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Данные современные  требования общества,  требуют пересмотра подходов к социально-личностному воспитанию детей. От педагога требуется более четкого представления критериев и параметров определения уровня личностного развития ребенка.В связи с этим была проведена поисковая работа по выбору приемлемых методик оценки личностной готовности ребенка к обучению в начальной школе,  что позволило создать условия для оптимизации работы социально-личностного развития ребенка, готового к  обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес

Педагогический проект

Тема: Мониторинг социально- личностного развития детей

                           6-ти лет в условиях внедрения ФГОС

        Педагог дополнительного образования  

социально-педагогической направленности

Печерская Людмила Михайловна

2011 год

пгт. Нижний Одес

Содержание.

1.Введение.

1.1 Сильные стороны поддержки  социально-личностного  развития дошкольников в объединении «Школа будущего первоклассника» в условиях ЦДОД

1.2. Анализ проблемных ситуаций социально-личностного развития детей 6-7 лет в объединении «Школа будущего первоклассника».

1.3. Цель, задачи  проекта

1.4. Гипотеза

1.5.Этапы работы над проектом.

2. Аналитическая часть.

2.1 Опыт работы по социально-личностному воспитанию детей  в объединении «Школа будущего первоклассника»

2.2. Работа с родителями.

2.2. Учебно-методическое сопровождение программы «Школа будущего первоклассника» по определению «школьной зрелости» детей 6-ти лет.

2.3. Результаты мониторинговой деятельности на примере группы адаптации  по освоению программы «Школа будущего первоклассника».

2.4. Вывод.

3. Формирование системы отслеживания социально-личностного развития детей 6-ти лет.

3.1. Диагностические методики для определения  социально-личностного развития.

3.2. Результаты начальной диагностики социально-личностного развития детей объединения «Школа будущего первоклассника».

3.3. Основные направления индивидуальной работы с дошкольниками 6-7 лет и родителями

4. Заключение

5. Литература.

6. Приложение.

№1 Программа объединения «Школа будущего первоклассника».

№2 Материалы по работе с родителями.

№3 Методика Семаго М., Семаго  Н.

№ 4 Методика Журкиной А.Я.

№5 Результаты диагностики определения «школьной зрелости» детей.

№6 Комплект диагностических методик определения социально-личностного развития детей.

№7 План индивидуальной работы с детьми.

1. Введение

В настоящее время одним из приоритетных направлений новых  ФГОС является  развитие социально-личностного развития обучающихся. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

Дошкольное образование  также ориентировано  на «развитие индивидуального потенциала ребёнка, формирование его готовности к социальной  адаптации» (из Закона РФ «Об образовании»).  Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

        Данные современные  требования общества,  требуют пересмотра подходов к социально-личностному воспитанию детей. От педагога требуется более четкого представления критериев и параметров определения уровня личностного развития ребенка.

   

1.1 Сильные стороны поддержки

социально-личностного  развития дошкольников

в объединении «Школа будущего первоклассника» в условиях ЦДОД.

  1. Создана  благоприятная  предметно-развивающая среда для социального развития дошкольников 6-7 лет.
  2. Организована социально-психологическая поддержка детей группы адаптации.
  3.  Активно используются  здоровьесберегающие  технологии (сохранение и укрепление психофизического здоровья детей).
  4. Присутствует единение  введения образовательного процесса  педагогов – специалистов, работающих в объединении «Школа будущего первоклассника».
  5. Накоплен опыт по диагностике «школьной зрелости» детей 6-7 лет.
  6. Реализуется программа по привлечению родителей к образовательному процессу объединения.

Однако,  в работе, направленной на развитие социально-личностного развития присутствуют проблемы.

1.2 . Анализ проблемных ситуаций социально-личностного развития детей 6-7 лет  в объединении «Школа будущего первоклассника»

На уровне детей.

  • Прослеживается дефицит культуры общения и внимания детей друг к другу.

На уровне педагога:

  • возникают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, агресивность и т.п.;
  • трудности в организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях ;
  • нет чёткого диагностического инструментария  отслеживания развития личностной готовности ребёнка к школьному обучению с учетом современных требований общества в условиях ЦДОД.

На уровне родителей:

  • присутствует недопонимание родителями значимости личностного развития детей, большое значение родители уделяют познавательному развитию детей.

    На уровне учреждения:

  • несовпадение ожидаемой результативности у различных субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, администрации).

        В связи с этим необходимо провести поисковую работу по выбору приемлемых методик оценки личностной готовности ребенка к обучению в начальной школе,  что позволит создать условия для оптимизации работы социально-личностного развития ребенка, готового к  обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС.

Объект: социально-личностная поддержка детей 6-7 лет  в объединении «Школа будущего первоклассника»

Предмет:  мониторинг социально-личностного развития детей 6-7 лет в условиях ЦДОД.

1.3.  Цель проекта: сформировать мониторинг социально-личностного развития детей 6-ти лет для эффективного воспитания дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации в объединении «Школа будущего первоклассника»

Задачи:

  1. Изучить новые подходы и технологии в системе определения результатов социально-личностного развития детей 6-ти лет.
  2. Подобрать и адаптировать конкретный инструментарий и критериальный аппарат мониторинга  личностного развития ребенка  дошкольного возраста (6-7 лет).
  3. Совершенствовать работу по профилактике и коррекции имеющихся у детей социально-личностных проблем.
  4. Повысить уровень  психолого-педагогическиое просвещения  родителей о личностном развитии ребенка предшкольного возраста.
  5. Внедрение  методик  современных технологий социально-личностного развития дошкольников

1.4 . Гипотеза

Созданная система мониторинга в условиях ЦДОД позволит:

  • отслеживать динамику социально-личностного роста ребенка;
  • акцентировать внимание на самом существенном в образовательном процессе;
  • педагог сможет увидеть приоритеты своей деятельности;
  • позволит изменить позиции родителей к пониманию готовности ребенка к школе;
  • позволит в полной мере изучить личностное развитие ребёнка и обеспечить своевременную корректировку необходимых параметров (интерес к школе, произвольность поведения, самооценка и т.д.).

Методы:

  1. Анализ литературы по проблеме исследования
  2. Изучение передового педагогического опыта
  3. Педагогические наблюдения
  4. Беседы
  5. Анкетирование родителей
  6. Диагностики
  7. Тесты

1.5. .Этапы работы над проектом:

Работа над проектом ведётся в течение 2010 -2012 года в несколько этапов

Подготовительный (2010-2011 г.г.)

Анализировалась диагностическая работа «школьной зрелости» обучающихся «Школы будущего первоклассника».

Осуществлялась работа по проблеме  исследования, шёл поиск методик оценивания личностного развития  обучающихся.

Определялось исходное состояние работы по социально-личностному развитию детей.

Изучалась литература по проблеме.

Практический этап  (2011 – 2012 г.г.)

Адаптировалась методика мониторинга социально- личностного развития детей.

Оказывалась  консультативно-просветительская помощь родителям (консультации, тренинги, анкеты, информационное просвещение)

Разрабатывался индивидуальный образовательно-воспитательный маршрут для детей объединения «Школа будущего первоклассника»

Аналитический этап (2013-2014г. г.)

Анализ состояния психологического здоровья детей.

Анализ  работы по социальному воспитанию детей.

Переориентация предметно-развивающей среды на развитие личности каждого ребёнка.

2. Аналитическая часть.

2.1 Опыт работы по социально-личностному воспитанию детей

в объединении «Школа будущего первоклассника»

     В ходе реализации комплексной программы «Школа будущего первоклассника»  накоплен опыт в плане социально-личностного развития детей  6-7 летнего возраста. Главная цель программы   направлена на  развитие личности ребёнка, формирование осознанного принятия ценностей ЗОЖ и регуляция детьми своего поведения в соответствии с ними

Учебно-методический комплекс  программы содержит следующие предметные области (см. приложение  №1)

  1.  «Здоровячок» - физическая культура
  2. «Живулька» - ознакомление с окружающим миром
  3. «АБВГД-йка» - обучение грамоте
  4. «Занимательная математика»
  5. «Нарисую целый свет» - изобразительная деятельность
  6. «Книголюб» - ознакомление с художественной литературой
  7. «В мире музыке»
  8. «Родной язык» - развитие речи
  9. «Весёлая геометрия»
  10.  «Чудо – ручки» - художественный труд
  11. «Умка» - психологический тренинг

        Данные программы составлены на основе «Программы воспитания и обучения» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

         Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации ЦДОД, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования по музыкальной, изобразительной и художественной деятельности. Педагоги формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию.  Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

                                          2.2. Работа с родителями.

В целях обеспечения социального партнёрства детского объединения  и семьи  удалятся большое внимание работе с родителями. Ежегодно составляется план работы с родителями, а для ознакомления родителей с работой ЦДОД, проводятся родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.  (см. приложение № 2)

2.2. Учебно-методическое сопровождение программы

«Школа будущего первоклассника»

по определению «школьной зрелости» детей 6-ти лет.

Проектирование  педагогической деятельности  объединения «Школа будущего первоклассника» основывается  на результатах мониторинга, который осуществляется в три этапа:

Входной контроль 

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Определение «школьной зрелости» детей осуществляется по направлениям:

  1. Сформированность необходимых знаний, умений, навыков

( методика Семаго М., Семаго Н.) (см приложение №3):

  • оценка особенностей мелкой моторики и произвольного внимания, умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции;
  • оценка сформированности навыков пересчетов в пределах 9-ти, соотнесение цифры и количества изображенных фигур;
  • определение сформированности «больше», «меньше» в ситуации «конфликтного расположения элементов»;
  • оценка сформированности у ребенка звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, произвольная регуляция, собственной деятельности;
  • выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности, возможности распределения переключения внимания; работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;
  • Оценка сф-ти практической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций), пространственных представлений, общего уровня развития.
  1. Социально-личностное развитие детей (методика Журкиной А.Я.)

(см. приложение №4):

  • отношение к делу (трудолюбие);
  • старательность в труде;
  • отношение к товарищам;
  • навыки в проявлении взаимопомощи и умение работать сообща;
  • отношение к себе;
  • желание довести работу до конца.

2.3. Результаты мониторинговой деятельности

на примере группы адаптации  по освоению программы

«Школа будущего первоклассника».

        Ежегодный мониторинг личностного развития  вновь принятых обучающихся «Школы будущего первоклассника» выявляет в целом  довольно  низкий уровень социального развития и слабой сформированности познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. (см. приложение №5)

Причины такого результата объясняются тем, что комплектование групп осуществляется из детей ранее не посещающих детский сад по причине болезни или низкого социального статуса семьи.

2.4. Вывод

И так,   образовательный процесс в объединении «Школа будущего первоклассника  строится на основе диагностических работ, который способствует более качественно осуществить личностный подход к каждому ребенку, что эффективно сказывается на развитии социально-личностных качеств. Но, тем не менее, данный диагностический инструментарий не отвечает новым требованиям государственных стандартов к личностному развитию детей, которые необходимы при поступлении в  1-й класс.

3. Формирование системы отслеживания

социально-личностного развития детей 6-ти лет

          В ходе поисковой работы были выбраны наиболее приемлемые  с учетом требований ФГОС критерии личностной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе:

  • наличие интереса к школе и познавательной деятельности, реальных представлений о школьной жизни;
  • понимание профессиональной роли педагога, умение слушать и действовать в соответствие с его указаниями;
  •  сформированность навыков учебного сотрудничества;
  • характер самооценки, авторитетности и значимости ребенка в коллективе сверстников, наличие у него дружеских контактов, адекватное восприятие себя и своих возможностей;
  • личностные особенности:

      - любознательность;

      - самостоятельность;

          - эмоциональная устойчивость;

      - тревожность;        

 - агрессивность.

Подобраны диагностические методики для определения социально-личностного развития дошкольника.

3.1. Диагностические методики

 для определения  социально-личностного развития дошкольника

1. Для изучения наличия интереса к школе и познавательной деятельности:

  • тест мотивационных предпочтений. (Д.В.Солдатов);
  • методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе» (Т.А.Нежнова);
  • методика определения мотивов учения  (М.Р.Гинзбург).

2. Для изучения понимания ребенком профессиональной роли педагога, умения   слушать и действовать в соответствие с его указаниями:

  • методика «Запрещенные слова» (Д.Б.Эльконин);

3. Для изучения сформированности навыков учебного

сотрудничества, умения работать со сверстниками

  • графический диктант(Д.Б.Эльконин);
  • образец и правило (А.Л.Венгер).

4. Для изучения характера самооценки, авторитетности и значимости ребенка в коллективе сверстников, наличия у него дружеских контактов, адекватного восприятие себя и своих возможностей:

  • тест  «Лесенка» (К. Клюева);

5. Личностные особенности:

Для изучения любознательности:

  • изучение любознательности  (проективная методика Рене Жиля).

 Для изучения самостоятельности:

  • наблюдение за ребенком.

Для изучения эмоциональной устойчивости:       

  • анкета для родителей («Эмоционально-волевая сфера ребёнка» Л.Г.Матвеева, И.В.Выбойщик)

 Для изучения тревожности:

  • «Цветовой тест»» (М. Люшера)

 Для изучения агрессивности:

  • тест руки (Э.Вагнер);

И так, данный комплект диагностических методик был внедрен на начало 2011-2012 учебного года. (см. приложение №6)

3.2. Результаты начальной диагностики

социально-личностного развития детей объединения «Школа будущего первоклассника».

      Диагностика социально-личностного развития вновь принятых дошкольников на новый 2011-2012 учебный год показала следующие результаты.

Личностная готовность детей 6-7 лет к обучению в школе

Личностные особенности

Результаты

1. Интересы по отношению к предстоящему обучению в школе у детей различны: одним интересны переменки, другим – учение, задания.

  При большой осведомленности о значимости обучения 21.43% детей предпочитают игры, развлечения.  Наблюдается возросшее значение мотива отметки и  снижение роли социального мотива.    

     2. У 42.86 % детей наблюдается не понимание профессиональной роли и позиции занимаемой педагогом, что необходимо для успешного обучения в школе.                                        

      3. Недостаточно развиты коммуникативные навыки, социальное развитие детей. (57.14%). Это может привести к трудностям в общении ребенка с ровесниками, не  позволит ему адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности.

2. У 65% детей – завышенная самооценка. Несомненно, это может повлиять на  неправильное восприятие детьми замечаний учителя и на выполнение учебной деятельности в целом.

4. Выявлена необходимость развития любознательности и познавательных интересов детей. 21.43% - низкий уровень.

5. 35.71% детей не достаточно развита самостоятельность. Важно заострить внимание на качестве: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли он сам, чтобы добыть эти знания.

6. 64.29% детей имеют средний уровень эмоциональной устойчивости, умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

7. Повышенная тревожность у ребенка требует особого внимания со стороны воспитывающих взрослых. 64.27% имеют средний уровень тревожности.

И так,  результаты диагностики позволили определить основные направления индивидуальной работы для вновь скомплектованной группы дошкольников на 2011-2012 учебный год и создать план мероприятий по решению проблем для детей с повышенными и пониженными познавательными способностями (см. приложение №6)

                    3.3. Основные направления индивидуальной работы

с дошкольниками 6-7 лет

1.Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, специфики условий их развития.

2.Установление межличностных контактов с каждым воспитанником.

3.Создание условий в коллективе для проявления и развития возможностей обучающихся.

4.Оказание индивидуальной помощи в адаптации к жизнедеятельности объединения.

5.Взаимодействие с родителями.

6.Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учёт их личностных достижений.( см. приложение №7)

4.   Заключение

И так,  цель проекта по созданию мониторинга определения личностного роста детей 6-ти лет выполнена.

Мониторинг социально-личностного развития воспитанников является частью психолого-педагогической оценки «школьной зрелости» детей объединения «Школа будущего первоклассника», содействует совершенствованию качества образовательных услуг. На основе диагностики строится индивидуальные образовательные маршруты для детей с повышенными и пониженными познавательными способностями. Совместно с психологом организованы коррекционные занятия  по снижению агрессивности, тревожности, развитию эмоциональной устойчивости. Психологом проводится индивидуальная работа с детьми «группы риска», а также индивидуальное консультирование с родителями с целью решению проблем  социально – личностного развития детей, выявленных в процессе диагностирования.

Проводимая работа с родителями способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни, обогащает воспитательный опыт родителей и повышает  эффект семейной подготовки к школе. Личностной готовности к школе родители стали уделять особое внимание. Появилась заинтересованность создать такую обстановку дома, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

    Диагностирования социально-личностного развития дошкольника 6-7 лет позволяет наиболее полно решать воспитательные задачи, что является основным требованием новых ФГОС.

Итогом работы будет  диагностирование в конце учебного года, где будет видна динамика развития личностных качеств обучающихся.

Данный проект будет иметь дальнейшее  развитие в плане проведения эксперимента по изучению сохранности приобретенных личностных навыков в условиях школы.

5.Литература

Документальные материалы

1.Закон «Об образовании». Статья 26 «Дополнительное образование»

2.Письмо Министерства образования и высшей школы РК

№ 07-18-94 от 12.08.2003  «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

3. «Санитарно-эпидемиологические  требования к учреждениям дополнительного образования. СанПин 2.4.4.1251-03», утвержденные 01.04.2003.

4.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей
(Постановление Правительства РФ от 07.031995 г., №233 изменения и дополнения – постановление Правительства РФ от22.02.1997 г. №212)

5.Устав МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей пгт. Нижний Одес».

6.Федеральный        закон        «О        дополнительном        образовании»        (принят Государственной Думой РФ 16.07.2001 г

7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

Книги и брошюры

Ильин. Г. Проективное образование и становление личности - Высшее образование в России. - 2001. - №4.

Колесникова И.А., Гончарова М.П. Педагогическое проектирование  - М.: Академия, 2005. – 285 с.

Моисеев А. М. Анализ проблем: сущность, назначение, основные характеристики - М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2002.

Монахов В.М. Педагогическое проектирование: современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. - 2002.- № 5.

Шмелькова Л. Управление становлением проектно - технологической компетентности педагога - Школа. - 2002. - № 2.

 Гришина Т.Е. Интеграция общего и дополнительного образования  -М-2006

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей - Ярославль:  Академия развития -2004

Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовки детей к школе  - С.-П.: Детство – Пресс -  2011

Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе   - М.: Прометей; Книголюб -  2003

Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2000.

Строганова Л.В. «Поощрение и самооценка младшего школьника». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

«Большая энциклопедия психологических тестов». – М.: Издательство «Эксмо»,2006.

Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. «Цветовой тест М.Люмера (Стандартный вариант)». – С.-П., ГП «Иматон», 2007.

articles_308_i332 (1)

http://adalin.mospsy.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социально – личностному развитию детей среднего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» Автор проекта: Файзуллина Н.П.Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействиячленов семьи и социальных партнеров...

Педагогический проект по социально - эмоциональному развитию детей 5 - 6 лет. Тема: «Лучики эмоций»

Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности....

Проект по социально - личностному развитию детей среднего дошкольного возраста "Игры наших бабушек"

В проекте "Игры наших бабушек" подобраны подвижные игры народов среднего Поволжья: мордовские народные игры, татарские, чувашские и русские народные игры....

Педагогический проект по социально-личностному развитию для детей старшей группы на тему: «ВПУСТИТЕ В СЕРДЦЕ ДОБРОТУ»

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Задачи - углубление представлений о доброте, как о ценном, неотъемлемом к...

Проект «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Проект «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»Тема: "Моя семья - мой детский сад1. Введение.В Законе РФ "Об образовании" ст. 18...

Внедрение новых педагогических технологий с использованием комплекса развивающих игр для социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста

Социализация детей на сегодняшний день – это процесс, нацеленный на комфортное вхождение ребенка в современную социокультурную среду, воспитание человека способного к саморазвитию, постоянному с...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с родителями воспитанников «Семья и детский сад»

Актуальность: Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на разв...