Педагогический проект: Мониторинг социально - личностного развития детей 6-ти лет в условиях внедрения ФГОС.
проект (подготовительная группа) на тему
В настоящее время одним из приоритетных направлений новых ФГОС является развитие социально-личностного развития обучающихся.Дошкольное образование также ориентировано на «развитие индивидуального потенциала ребёнка, формирование его готовности к социальной адаптации» (из Закона РФ «Об образовании»). Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Данные современные требования общества, требуют пересмотра подходов к социально-личностному воспитанию детей. От педагога требуется более четкого представления критериев и параметров определения уровня личностного развития ребенка.В связи с этим была проведена поисковая работа по выбору приемлемых методик оценки личностной готовности ребенка к обучению в начальной школе, что позволило создать условия для оптимизации работы социально-личностного развития ребенка, готового к обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._proekt_monitoring_sotsialno-lichnostnogo_razvitiya_detey_6_let_v_usloviyah_fgos.docx | 104.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес
Педагогический проект
Тема: Мониторинг социально- личностного развития детей
6-ти лет в условиях внедрения ФГОС
Педагог дополнительного образования
социально-педагогической направленности
Печерская Людмила Михайловна
2011 год
пгт. Нижний Одес
Содержание.
1.Введение.
1.1 Сильные стороны поддержки социально-личностного развития дошкольников в объединении «Школа будущего первоклассника» в условиях ЦДОД
1.2. Анализ проблемных ситуаций социально-личностного развития детей 6-7 лет в объединении «Школа будущего первоклассника».
1.3. Цель, задачи проекта
1.4. Гипотеза
1.5.Этапы работы над проектом.
2. Аналитическая часть.
2.1 Опыт работы по социально-личностному воспитанию детей в объединении «Школа будущего первоклассника»
2.2. Работа с родителями.
2.2. Учебно-методическое сопровождение программы «Школа будущего первоклассника» по определению «школьной зрелости» детей 6-ти лет.
2.3. Результаты мониторинговой деятельности на примере группы адаптации по освоению программы «Школа будущего первоклассника».
2.4. Вывод.
3. Формирование системы отслеживания социально-личностного развития детей 6-ти лет.
3.1. Диагностические методики для определения социально-личностного развития.
3.2. Результаты начальной диагностики социально-личностного развития детей объединения «Школа будущего первоклассника».
3.3. Основные направления индивидуальной работы с дошкольниками 6-7 лет и родителями
4. Заключение
5. Литература.
6. Приложение.
№1 Программа объединения «Школа будущего первоклассника».
№2 Материалы по работе с родителями.
№3 Методика Семаго М., Семаго Н.
№ 4 Методика Журкиной А.Я.
№5 Результаты диагностики определения «школьной зрелости» детей.
№6 Комплект диагностических методик определения социально-личностного развития детей.
№7 План индивидуальной работы с детьми.
1. Введение
В настоящее время одним из приоритетных направлений новых ФГОС является развитие социально-личностного развития обучающихся. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.
Дошкольное образование также ориентировано на «развитие индивидуального потенциала ребёнка, формирование его готовности к социальной адаптации» (из Закона РФ «Об образовании»). Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Данные современные требования общества, требуют пересмотра подходов к социально-личностному воспитанию детей. От педагога требуется более четкого представления критериев и параметров определения уровня личностного развития ребенка.
1.1 Сильные стороны поддержки
социально-личностного развития дошкольников
в объединении «Школа будущего первоклассника» в условиях ЦДОД.
- Создана благоприятная предметно-развивающая среда для социального развития дошкольников 6-7 лет.
- Организована социально-психологическая поддержка детей группы адаптации.
- Активно используются здоровьесберегающие технологии (сохранение и укрепление психофизического здоровья детей).
- Присутствует единение введения образовательного процесса педагогов – специалистов, работающих в объединении «Школа будущего первоклассника».
- Накоплен опыт по диагностике «школьной зрелости» детей 6-7 лет.
- Реализуется программа по привлечению родителей к образовательному процессу объединения.
Однако, в работе, направленной на развитие социально-личностного развития присутствуют проблемы.
1.2 . Анализ проблемных ситуаций социально-личностного развития детей 6-7 лет в объединении «Школа будущего первоклассника»
На уровне детей.
- Прослеживается дефицит культуры общения и внимания детей друг к другу.
На уровне педагога:
- возникают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, агресивность и т.п.;
- трудности в организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях ;
- нет чёткого диагностического инструментария отслеживания развития личностной готовности ребёнка к школьному обучению с учетом современных требований общества в условиях ЦДОД.
На уровне родителей:
- присутствует недопонимание родителями значимости личностного развития детей, большое значение родители уделяют познавательному развитию детей.
На уровне учреждения:
- несовпадение ожидаемой результативности у различных субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, администрации).
В связи с этим необходимо провести поисковую работу по выбору приемлемых методик оценки личностной готовности ребенка к обучению в начальной школе, что позволит создать условия для оптимизации работы социально-личностного развития ребенка, готового к обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Объект: социально-личностная поддержка детей 6-7 лет в объединении «Школа будущего первоклассника»
Предмет: мониторинг социально-личностного развития детей 6-7 лет в условиях ЦДОД.
1.3. Цель проекта: сформировать мониторинг социально-личностного развития детей 6-ти лет для эффективного воспитания дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации в объединении «Школа будущего первоклассника»
Задачи:
- Изучить новые подходы и технологии в системе определения результатов социально-личностного развития детей 6-ти лет.
- Подобрать и адаптировать конкретный инструментарий и критериальный аппарат мониторинга личностного развития ребенка дошкольного возраста (6-7 лет).
- Совершенствовать работу по профилактике и коррекции имеющихся у детей социально-личностных проблем.
- Повысить уровень психолого-педагогическиое просвещения родителей о личностном развитии ребенка предшкольного возраста.
- Внедрение методик современных технологий социально-личностного развития дошкольников
1.4 . Гипотеза
Созданная система мониторинга в условиях ЦДОД позволит:
- отслеживать динамику социально-личностного роста ребенка;
- акцентировать внимание на самом существенном в образовательном процессе;
- педагог сможет увидеть приоритеты своей деятельности;
- позволит изменить позиции родителей к пониманию готовности ребенка к школе;
- позволит в полной мере изучить личностное развитие ребёнка и обеспечить своевременную корректировку необходимых параметров (интерес к школе, произвольность поведения, самооценка и т.д.).
Методы:
- Анализ литературы по проблеме исследования
- Изучение передового педагогического опыта
- Педагогические наблюдения
- Беседы
- Анкетирование родителей
- Диагностики
- Тесты
1.5. .Этапы работы над проектом:
Работа над проектом ведётся в течение 2010 -2012 года в несколько этапов
Подготовительный (2010-2011 г.г.)
Анализировалась диагностическая работа «школьной зрелости» обучающихся «Школы будущего первоклассника».
Осуществлялась работа по проблеме исследования, шёл поиск методик оценивания личностного развития обучающихся.
Определялось исходное состояние работы по социально-личностному развитию детей.
Изучалась литература по проблеме.
Практический этап (2011 – 2012 г.г.)
Адаптировалась методика мониторинга социально- личностного развития детей.
Оказывалась консультативно-просветительская помощь родителям (консультации, тренинги, анкеты, информационное просвещение)
Разрабатывался индивидуальный образовательно-воспитательный маршрут для детей объединения «Школа будущего первоклассника»
Аналитический этап (2013-2014г. г.)
Анализ состояния психологического здоровья детей.
Анализ работы по социальному воспитанию детей.
Переориентация предметно-развивающей среды на развитие личности каждого ребёнка.
2. Аналитическая часть.
2.1 Опыт работы по социально-личностному воспитанию детей
в объединении «Школа будущего первоклассника»
В ходе реализации комплексной программы «Школа будущего первоклассника» накоплен опыт в плане социально-личностного развития детей 6-7 летнего возраста. Главная цель программы направлена на развитие личности ребёнка, формирование осознанного принятия ценностей ЗОЖ и регуляция детьми своего поведения в соответствии с ними
Учебно-методический комплекс программы содержит следующие предметные области (см. приложение №1)
- «Здоровячок» - физическая культура
- «Живулька» - ознакомление с окружающим миром
- «АБВГД-йка» - обучение грамоте
- «Занимательная математика»
- «Нарисую целый свет» - изобразительная деятельность
- «Книголюб» - ознакомление с художественной литературой
- «В мире музыке»
- «Родной язык» - развитие речи
- «Весёлая геометрия»
- «Чудо – ручки» - художественный труд
- «Умка» - психологический тренинг
Данные программы составлены на основе «Программы воспитания и обучения» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации ЦДОД, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования по музыкальной, изобразительной и художественной деятельности. Педагоги формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
2.2. Работа с родителями.
В целях обеспечения социального партнёрства детского объединения и семьи удалятся большое внимание работе с родителями. Ежегодно составляется план работы с родителями, а для ознакомления родителей с работой ЦДОД, проводятся родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др. (см. приложение № 2)
2.2. Учебно-методическое сопровождение программы
«Школа будущего первоклассника»
по определению «школьной зрелости» детей 6-ти лет.
Проектирование педагогической деятельности объединения «Школа будущего первоклассника» основывается на результатах мониторинга, который осуществляется в три этапа:
Входной контроль
Промежуточный контроль
Итоговый контроль
Определение «школьной зрелости» детей осуществляется по направлениям:
- Сформированность необходимых знаний, умений, навыков
( методика Семаго М., Семаго Н.) (см приложение №3):
- оценка особенностей мелкой моторики и произвольного внимания, умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции;
- оценка сформированности навыков пересчетов в пределах 9-ти, соотнесение цифры и количества изображенных фигур;
- определение сформированности «больше», «меньше» в ситуации «конфликтного расположения элементов»;
- оценка сформированности у ребенка звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, произвольная регуляция, собственной деятельности;
- выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности, возможности распределения переключения внимания; работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;
- Оценка сф-ти практической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций), пространственных представлений, общего уровня развития.
- Социально-личностное развитие детей (методика Журкиной А.Я.)
(см. приложение №4):
- отношение к делу (трудолюбие);
- старательность в труде;
- отношение к товарищам;
- навыки в проявлении взаимопомощи и умение работать сообща;
- отношение к себе;
- желание довести работу до конца.
2.3. Результаты мониторинговой деятельности
на примере группы адаптации по освоению программы
«Школа будущего первоклассника».
Ежегодный мониторинг личностного развития вновь принятых обучающихся «Школы будущего первоклассника» выявляет в целом довольно низкий уровень социального развития и слабой сформированности познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. (см. приложение №5)
Причины такого результата объясняются тем, что комплектование групп осуществляется из детей ранее не посещающих детский сад по причине болезни или низкого социального статуса семьи.
2.4. Вывод
И так, образовательный процесс в объединении «Школа будущего первоклассника строится на основе диагностических работ, который способствует более качественно осуществить личностный подход к каждому ребенку, что эффективно сказывается на развитии социально-личностных качеств. Но, тем не менее, данный диагностический инструментарий не отвечает новым требованиям государственных стандартов к личностному развитию детей, которые необходимы при поступлении в 1-й класс.
3. Формирование системы отслеживания
социально-личностного развития детей 6-ти лет
В ходе поисковой работы были выбраны наиболее приемлемые с учетом требований ФГОС критерии личностной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе:
- наличие интереса к школе и познавательной деятельности, реальных представлений о школьной жизни;
- понимание профессиональной роли педагога, умение слушать и действовать в соответствие с его указаниями;
- сформированность навыков учебного сотрудничества;
- характер самооценки, авторитетности и значимости ребенка в коллективе сверстников, наличие у него дружеских контактов, адекватное восприятие себя и своих возможностей;
- личностные особенности:
- любознательность;
- самостоятельность;
- эмоциональная устойчивость;
- тревожность;
- агрессивность.
Подобраны диагностические методики для определения социально-личностного развития дошкольника.
3.1. Диагностические методики
для определения социально-личностного развития дошкольника
1. Для изучения наличия интереса к школе и познавательной деятельности:
- тест мотивационных предпочтений. (Д.В.Солдатов);
- методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе» (Т.А.Нежнова);
- методика определения мотивов учения (М.Р.Гинзбург).
2. Для изучения понимания ребенком профессиональной роли педагога, умения слушать и действовать в соответствие с его указаниями:
- методика «Запрещенные слова» (Д.Б.Эльконин);
3. Для изучения сформированности навыков учебного
сотрудничества, умения работать со сверстниками
- графический диктант(Д.Б.Эльконин);
- образец и правило (А.Л.Венгер).
4. Для изучения характера самооценки, авторитетности и значимости ребенка в коллективе сверстников, наличия у него дружеских контактов, адекватного восприятие себя и своих возможностей:
- тест «Лесенка» (К. Клюева);
5. Личностные особенности:
Для изучения любознательности:
- изучение любознательности (проективная методика Рене Жиля).
Для изучения самостоятельности:
- наблюдение за ребенком.
Для изучения эмоциональной устойчивости:
- анкета для родителей («Эмоционально-волевая сфера ребёнка» Л.Г.Матвеева, И.В.Выбойщик)
Для изучения тревожности:
- «Цветовой тест»» (М. Люшера)
Для изучения агрессивности:
- тест руки (Э.Вагнер);
И так, данный комплект диагностических методик был внедрен на начало 2011-2012 учебного года. (см. приложение №6)
3.2. Результаты начальной диагностики
социально-личностного развития детей объединения «Школа будущего первоклассника».
Диагностика социально-личностного развития вновь принятых дошкольников на новый 2011-2012 учебный год показала следующие результаты.
Личностная готовность детей 6-7 лет к обучению в школе
Личностные особенности
Результаты
1. Интересы по отношению к предстоящему обучению в школе у детей различны: одним интересны переменки, другим – учение, задания.
При большой осведомленности о значимости обучения 21.43% детей предпочитают игры, развлечения. Наблюдается возросшее значение мотива отметки и снижение роли социального мотива.
2. У 42.86 % детей наблюдается не понимание профессиональной роли и позиции занимаемой педагогом, что необходимо для успешного обучения в школе.
3. Недостаточно развиты коммуникативные навыки, социальное развитие детей. (57.14%). Это может привести к трудностям в общении ребенка с ровесниками, не позволит ему адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности.
2. У 65% детей – завышенная самооценка. Несомненно, это может повлиять на неправильное восприятие детьми замечаний учителя и на выполнение учебной деятельности в целом.
4. Выявлена необходимость развития любознательности и познавательных интересов детей. 21.43% - низкий уровень.
5. 35.71% детей не достаточно развита самостоятельность. Важно заострить внимание на качестве: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли он сам, чтобы добыть эти знания.
6. 64.29% детей имеют средний уровень эмоциональной устойчивости, умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
7. Повышенная тревожность у ребенка требует особого внимания со стороны воспитывающих взрослых. 64.27% имеют средний уровень тревожности.
И так, результаты диагностики позволили определить основные направления индивидуальной работы для вновь скомплектованной группы дошкольников на 2011-2012 учебный год и создать план мероприятий по решению проблем для детей с повышенными и пониженными познавательными способностями (см. приложение №6)
3.3. Основные направления индивидуальной работы
с дошкольниками 6-7 лет
1.Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, специфики условий их развития.
2.Установление межличностных контактов с каждым воспитанником.
3.Создание условий в коллективе для проявления и развития возможностей обучающихся.
4.Оказание индивидуальной помощи в адаптации к жизнедеятельности объединения.
5.Взаимодействие с родителями.
6.Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учёт их личностных достижений.( см. приложение №7)
4. Заключение
И так, цель проекта по созданию мониторинга определения личностного роста детей 6-ти лет выполнена.
Мониторинг социально-личностного развития воспитанников является частью психолого-педагогической оценки «школьной зрелости» детей объединения «Школа будущего первоклассника», содействует совершенствованию качества образовательных услуг. На основе диагностики строится индивидуальные образовательные маршруты для детей с повышенными и пониженными познавательными способностями. Совместно с психологом организованы коррекционные занятия по снижению агрессивности, тревожности, развитию эмоциональной устойчивости. Психологом проводится индивидуальная работа с детьми «группы риска», а также индивидуальное консультирование с родителями с целью решению проблем социально – личностного развития детей, выявленных в процессе диагностирования.
Проводимая работа с родителями способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни, обогащает воспитательный опыт родителей и повышает эффект семейной подготовки к школе. Личностной готовности к школе родители стали уделять особое внимание. Появилась заинтересованность создать такую обстановку дома, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
Диагностирования социально-личностного развития дошкольника 6-7 лет позволяет наиболее полно решать воспитательные задачи, что является основным требованием новых ФГОС.
Итогом работы будет диагностирование в конце учебного года, где будет видна динамика развития личностных качеств обучающихся.
Данный проект будет иметь дальнейшее развитие в плане проведения эксперимента по изучению сохранности приобретенных личностных навыков в условиях школы.
5.Литература
Документальные материалы
1.Закон «Об образовании». Статья 26 «Дополнительное образование»
2.Письмо Министерства образования и высшей школы РК
№ 07-18-94 от 12.08.2003 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования. СанПин 2.4.4.1251-03», утвержденные 01.04.2003.
4.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей
(Постановление Правительства РФ от 07.031995 г., №233 изменения и дополнения – постановление Правительства РФ от22.02.1997 г. №212)
5.Устав МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей пгт. Нижний Одес».
6.Федеральный закон «О дополнительном образовании» (принят Государственной Думой РФ 16.07.2001 г
7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Книги и брошюры
Ильин. Г. Проективное образование и становление личности - Высшее образование в России. - 2001. - №4.
Колесникова И.А., Гончарова М.П. Педагогическое проектирование - М.: Академия, 2005. – 285 с.
Моисеев А. М. Анализ проблем: сущность, назначение, основные характеристики - М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2002.
Монахов В.М. Педагогическое проектирование: современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. - 2002.- № 5.
Шмелькова Л. Управление становлением проектно - технологической компетентности педагога - Школа. - 2002. - № 2.
Гришина Т.Е. Интеграция общего и дополнительного образования -М-2006
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей - Ярославль: Академия развития -2004
Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовки детей к школе - С.-П.: Детство – Пресс - 2011
Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе - М.: Прометей; Книголюб - 2003
Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2000.
Строганова Л.В. «Поощрение и самооценка младшего школьника». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
«Большая энциклопедия психологических тестов». – М.: Издательство «Эксмо»,2006.
Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. «Цветовой тест М.Люмера (Стандартный вариант)». – С.-П., ГП «Иматон», 2007.
articles_308_i332 (1)
http://adalin.mospsy.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по социально – личностному развитию детей среднего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» Автор проекта: Файзуллина Н.П.Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействиячленов семьи и социальных партнеров...
Педагогический проект по социально - эмоциональному развитию детей 5 - 6 лет. Тема: «Лучики эмоций»
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности....
Проект по социально - личностному развитию детей среднего дошкольного возраста "Игры наших бабушек"
В проекте "Игры наших бабушек" подобраны подвижные игры народов среднего Поволжья: мордовские народные игры, татарские, чувашские и русские народные игры....
Педагогический проект по социально-личностному развитию для детей старшей группы на тему: «ВПУСТИТЕ В СЕРДЦЕ ДОБРОТУ»
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Задачи - углубление представлений о доброте, как о ценном, неотъемлемом к...
Проект «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Проект «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»Тема: "Моя семья - мой детский сад1. Введение.В Законе РФ "Об образовании" ст. 18...
Внедрение новых педагогических технологий с использованием комплекса развивающих игр для социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Социализация детей на сегодняшний день – это процесс, нацеленный на комфортное вхождение ребенка в современную социокультурную среду, воспитание человека способного к саморазвитию, постоянному с...
Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с родителями воспитанников «Семья и детский сад»
Актуальность: Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на разв...