Внедрение новых педагогических технологий с использованием комплекса развивающих игр для социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

 Ксения Сергеевна Степанюк

Социализация детей на сегодняшний день – это процесс, нацеленный на комфортное вхождение ребенка в современную социокультурную среду, воспитание человека способного к саморазвитию, постоянному самосовершенствованию, умеющему найти свое место в жизни.

Современные дошкольные образовательные учреждения должны стать для любого ребенка местом, где он поучит все необходимые знания и навыки для вхождения во взрослую жизнь, в том числе и навыки широкого социально-практического самостоятельного контакта с окружающим миром.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Внедрение новых педагогических технологий с использованием комплекса развивающих игр для социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста (автор К.Тырышкина)

Социализация детей на сегодняшний день – это процесс, нацеленный на комфортное вхождение ребенка в современную социокультурную среду, воспитание человека способного к саморазвитию, постоянному самосовершенствованию, умеющему найти свое место в жизни.

Современные дошкольные образовательные учреждения должны стать для любого ребенка местом, где он поучит все необходимые знания и навыки для вхождения во взрослую жизнь, в том числе и навыки широкого социально-практического самостоятельного контакта с окружающим миром.

Процесс социально-личностного развития ребенка в условиях детского образовательного учреждения – это деятельность педагога, направленная на помощь дошкольнику в осознании своей индивидуальности, приобретении навыков самоорганизации, самореализации, решении проблем в ходе социализации.

Социально-личностное развитие ребенка-дошкольника состоит из таких компонентов как:

1. Ребенок формирует отношение к себе самому и окружающему миру;

2. Вырабатывается система социальных мотивов и потребностей;

3. Становление самопознания.

Важнейшей задачей в процессе социально-личностного воспитания детей является способность педагога к созданию и организации разнообразных ситуаций, умение использовать в педагогической деятельности жизненные условия. При этом, предлагаемые обстоятельства выстраиваются педагогом в виде игры так, чтобы смысл игровых моментов был понятен и интересен каждому ребенку, вызывал эмоциональный отклик, побуждал к активности, а сама игровая ситуация способствовала получению опыта и ценностных ориентиров для ребенка.

Педагогу в ходе игры необходимо создать в группе эмоционально-комфортный климат, содержательное личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, поддерживать детскую инициативу.

 Организуемые ситуации приобретения полезной социально-эмоциональной компетенции личности имеют проблемную нагрузку, т.е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.  

Ведущие принципы построения образовательного процесса социализации дошкольников:

-        содействие в устранении конфликтных и критических моментов в процессе взаимодействия личности в социуме, формировании ее жизненной позиции;

-        развитие у дошкольника стремления и возможности открывать себя во всех доступных видах деятельности, умения находиться в диалоге и взаимодействии с окружающей действительностью;

-        формирование умения самоопределения, самоактуализации на основе освоения и использования культурного опыта саморазвития человечества;

-        формирование потребности и способности общения с окружающим миром на принципах гуманистических идеалов и ценностей, прав свободного человека.

Процесс социально-личностного развития детей дошкольного возраста содержит различные виды детской деятельности:

-        игровая деятельность предоставляет ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом социума. В игре ребенок приобретает положительный опыт, уверенность в себе, видит конкретный результат своей деятельности, важные навыки и знания;

-        исследовательская формирует интерес к познанию, побуждает к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы, развивает когнитивные возможности;

-        изобразительная развивает творческое начало, дает возможность дошкольнику в творческой деятельности вжиться во взрослый мир, познавать его, участвовать в нем;

-        предметная способствует удовлетворению познавательных потребностей и интересов ребенка, учит ориентироваться в окружающей действительности;

-         наблюдение стимулирует познавательную деятельность ребенка, обогащает его опыт, формирует социальные чувства.

-        коммуникативная устанавливает взаимосвязи взрослого и ребенка, удовлетворяет потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, его поддержке и оценке.

-        проектная стимулирует самостоятельную детскую деятельность, способствует объединению и интеграции различных видов деятельности ребенка.

-        конструктивная формирует сложные мыслительные процессы, творческую фантазию, воображение, стимулирует механизмы управления собственным поведением [1].

Учитывая итоги мониторинга группы детей были внесены поправки в образовательный план с целью корректирования педагогического процесса, а именно: была разработана и внедрена программа развития социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых технологий. 

Цель данной образовательной программы: добиться высокого уровня социализации старших дошкольников через общение и взаимодействие посредством игровых технологий.

Задачи образовательной программы:

1.        Развивать диалогическое общение и коммуникативные умения детей: владение речевыми оборотами для установки контакта, легкость общения, умение отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога, умение слушать собеседника, своевременно вступать в диалог и завершать разговор.

2.        Развивать речевые навыки детей: обогащение лексики, ее разнообразие, развернутость высказываний, использование форм речевого этикета, культура поведения во время речевого общения.

3.        Развивать эмпатийные формы общения и эмоциональное отношение к сверстнику, умение внешне выражать свои эмоциональные проявления и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

4.        Создать положительный микроклимат в группе, повысить сплоченность детей, формировать чувство принадлежности к группе, выработка доброжелательного отношения друг к другу.

Руководствуясь поставленной целью и выдвинутыми задачами, была определена структура программы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий, разработанных с учетом основных направлений развивающей программы Н.Е.Вераксы «От рождения до школы».  

При разработке программы особое внимание нацеливалось на социально-личностное развитие детей 5-6 лет путем обогащения развивающей предметно-пространственной среды, общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, внедрения игровых технологий в повседневную жизнь дошкольника. Таким образом развивающая среда пополнилась широким рядом соответствующих возрасту игровых технологий:

-        сюжетно-ролевые: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «У нас гости», «Школа» и др.;

-        картотека подвижных игр: (М.М.Конторович, Л.И.Михайлова): «Найди себе пару», «Ловишки», «Чья колонна быстрее соберется», «Береги предмет», «Кошка и мышка» и другие;

-        картотека развивающих игр: «Народы России», «Народы мира», «Моя семья», «Мои друзья», «Круг желаний», «Назови сказку», «Ты – мой друг», «Тайный друг», «Добро и зло»;

-        методики по организации театрализованной деятельности – театрализованные игры «Цветик – семицветик», «Гори, гори ясно!», постановка сказки «Теремок»;

-        цикл занятий по социально-личностному развитию детей: «Давай знакомиться», «Это я, угадай меня», «Я, ты, он, она – мы все разные», «Что такое хорошо».

В ходе воспитательно-образовательного процесса все использованные развивающие игры справились со своей задачей:

Сюжетно-ролевые игры, оказали большое содействие в развитии у детей нашей группы навыков общения в кругу сверстников в простых жизненных ситуациях, формировании поведенческих моделей, свойственных детям старшего дошкольного возраста. Вовлеченные в эти игры дети легко получали необходимый опыт взаимодействия и, что немаловажно, возможность тут же исправлять промахи и корректировать свое поведение.

Подвижные игры так же способствовали успеху, все они базируются на основных видах движения – бег, прыжки, лазание и др., однако к детям предъявлялись более высокие требования относительно качества привычных движений, точности и четкости их выполнения. Если, к примеру, нужно идти или бежать по кругу, то необходимо делать это, не нарушая формы круга и пр. Выполнение усложняющихся правил требует от ребенка умения вовремя затормозить, легкости движения, ловкости, выдержки, наблюдательности и сосредоточенности внимания. Безусловно, старшие дошкольники уже хорошо владеют своими движениями и проявляют искреннюю заинтересованность результатом игры, поэтому легко включаются в коллективные соревнования.

Подвижные игры, применяемые в ходе педагогического процесса:

«Найди себе пару»

Правила игры:

  1. Дети становятся в пары и разбегаются только по сигналу педагога.
  2. Играющие меняют пару каждый раз.

Дети выстраиваются вдоль комнаты, воспитатель раздает по флажку каждому ребенку, затем дает сигнал, ударяя в бубен, и играющие разбегаются по комнате. После второго сигнала, слов воспитателя: «Найди себе пару», дети с одинаковыми флажками образуют пары (возможны варианты, например, каждая образовавшаяся пара делает какую-либо фигуру, используя флажки). Обязательным условием игры является нечетное число участников, чтобы один из игроков оставался без пары, обращаясь к нему, дети говорят хором:

Рома, Рома, не зевай (Ваня, Даша и др.)

Быстро пару выбирай!

Удар в бубен, и играющие снова разбегаются по площадке.

Игра может повторяться пять-шесть раз.

Общая продолжительность игры 7-8 минут.

В ходе игры педагогу необходимо следить, чтобы дети держали флажки поднятыми вверх, избегая травмирующих ситуаций. В случае четного количества игроков педагог сам включается в игру.

Данная игра развивает у воспитанников умение по сигналу четко и слаженно выполнять движения, быстро находить пару по цвету флажка и объединяться в пары. Игра развивает сообразительность, инициативу, доброжелательность и физическую ловкость.

«Чья колонна быстрее соберется»

Правила игры:

  1. Строиться в колонну можно только по сигналу «На места!».
  2. Открывать глаза разрешается только по команде воспитателя.

Играющие делятся на несколько групп (3-4) с равным количеством игроков, им раздаются цветные флажки (каждой группе свой цвет). В разных местах игровой площадки устанавливаются 3-4 флага разных цветов.  Перед флагами выстраиваются команды с соответствующим цветом флажков. После того, как команды построятся, воспитатель подает сигнал (удар в бубен), дети начинают движения в разных направлениях игровой площадки: бегают, ходят, прыгают, танцуют. Движения меняются и зависят от ритма, заданного воспитателем (удары в бубен). По сигналу «На места!» дошкольники направляются к своему флагу и выстраиваются в колонну, повернувшись лицом к флагу. Продолжительность игры 5-6 минут.  Также в игре воспитатель может дать команду «Стой!», тогда дети должны остановиться и закрыть глаза, в это время педагог меняет флаги местами и дает следующую команду: «На места!» Открыв глаза, дети должны быстро построиться в колонну у своего флага. Команда, первой построившаяся у соответствующего по цвету флага, становится победителем.

Игра «Чья колонна быстрее соберется» так же способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста умения выполнять движения по команде (сигналу), формирует чувство коллективизма, ответственности за товарища, честность. Кроме того, дает ребенку возможность физического развития [2].  

Наряду с описанными подвижными играми были использованы также: «Ловишки», «Береги предмет», «Кошка и мышки».

Необходимо отметить, что отличным помощником в процесс социально-личностного развития детей стала театрализованная деятельность. (Подробное описание методики можно найти в моих статьях «Театр вам в помощь» I и II части)

 Разработанные театрализованные игры внесли позитивный вклад в процесс развития коммуникативных способностей у ребят группы, а также в формировании таких важных качеств как сострадание, милосердие, участие, поддержка, взаимовыручка, ответственность, умение принимать решение самостоятельно.

Был разработан и применен методический материал в форме занятий.

Занятие № 1. «Давай знакомиться»

Цель: формирование у детей чувства уверенности в новой обстановке, развитие дружеских взаимоотношений.

Педагог под спокойное музыкальное сопровождение обращается к ребятам: «Наш любимый детский сад очень рад встречать ребят».  Далее предлагает детям поиграть в игру.

Игра «Назови имя ласково»

Воспитатель предлагает детям представить, что они не знакомы, и познакомиться понарошку. Дети называют свои имена, после чего водящий бросает мяч, называя адресата. В ходе игры дети произносят ласковую форму имени сидящего рядом ребенка и передают мяч (шарик) по кругу.

 Игра может проводиться неоднократно.

Педагог акцентирует внимание детей на том, какие у них красивые имена, вовлекает ребят в беседу – зачем человеку имя, почему у всех разные имена. Далее в разговоре дети вместе с воспитателем вспоминают необходимые для знакомства слова («Давайте познакомимся», «Как тебя зовут» и др.).  

Продолжая занятие, педагог зачитывает из сказок отрывки с описанием знакомств любимых героев: «Малыш и Карлсон», «Котофей и Лиса», «Страшила и Тотошка» и другие.

Затем педагог призывает ребят поиграть в знакомства.

Детям предлагается разыграть различные ситуации знакомства – ребенок и ребенок, взрослый и ребенок, взрослый и взрослый.

Подводя итог занятия, педагог просит детей оценить участие каждого из них, отметить наиболее яркие, запомнившиеся моменты. При этом воспитатель поощряет всех ребят за прилежность и старание и подводит детей к заключению, что, знакомясь, они обретают новых друзей, получают опыт общения и в общении лучше узнают друг друга.

Занятие № 2. «Это я, угадай меня!»

Цель: создание эмоционально благополучного климата для развития дружеских отношений. Развитие способности детей понимать друг друга.  Знакомство с понятиями мимика и жест.  

Под спокойное музыкальное сопровождение педагог встречает детей, предлагает им сесть в форме полукруга и поиграть.

Воспитатель спрашивает ребят:

Как можно узнать человека?  (одежде, походке, прическе, лицу и др.)

Как можно изменить свою внешность?

Что можно изменить, а что нельзя?

Как артист (клоун) для роли может изменить свою внешность? (Грим, костюмы и др.)

Далее детям нужно немного пофантазировать – какими они видят себя, если бы им пришлось играть в сказке какую-либо роль: Принцессы на горошине, Золушку, Дуремара, Буратино, Кота в сапогах, Бабу Ягу и т.д.  Педагог помогает детям в их фантазиях – какими могли бы быть костюмы, прическа, и вместе с детьми выбирает самый интересный образ. Воспитатель хвалит всех ребят за участие в занятии, используя в работе индивидуальный подход к детям.

На следующем этапе педагог рассказывает, как человек может менять выражение своего лица при помощи мимики, а свой образ посредством жестов. Рассказывает ребятам, что мимика – это движение лицевых мышц, отражающее настроение, внутреннее состояние человека, а жест – это движения головы, рук, тела. Предлагает детям при помощи мимики продемонстрировать различные настроения и, используя жесты, дать сигнал «иди ко мне», «нельзя!», «до свидания», «скучаю» и др.

Затем дети вовлекаются в игру «Догадайся, кто я»

Водящий ребенок представляет остальным кого-либо (человек, животное, сказочный герой и др.)  или что-либо (предмет, растение и др.) с помощью мимики и жестов. Задача детей заключается в отгадывании изображаемого персонажа.

После игры педагог читает детям два стихотворения и предлагает изобразить их с помощью мимики и жестов.

Шел король Боровик

Через лес напрямик,

Он грозил кулаком,

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе —

Короля покусали мухи.

* * *

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре —

мыши дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон —

Убежали мыши вон.

Педагог читает стихи повторно, давая возможность детям использовать мимику (нахмуренные брови, сердитый взгляд и др.) и жесты (размахивания руками, качание головой и др.) изобразить героев.

В заключении педагог выделяет наиболее выразительные находки детей.

Наряду с описанными выше занятиями были использованы такие как:      

Занятие № 3.  «Я, ты, он, она – мы все разные».

Цель: знакомство детей с таким понятием как толерантность.

В ходе занятия педагог рассказывает ребятам, что окружающий мир многообразен, что у людей могут быть разный цвет кожи и разрез глаз, уклад жизни, культурные и религиозные традиции и прочие различия. Объясняет, как важно научиться жить в мире со всеми людьми, и похожими на тебя и непохожими, направляет внимание детей на тот факт, что, если ты ждешь доброжелательности со стороны другого человека, сам должен проявить уважение к нему. Рассказать, что все люди равны, все имеют право на уважение и понимание, право жить и выглядеть сообразно культуре и традициям своей национальной принадлежности и т.д.

Занятие № 4. «Что такое хорошо»

Цель: закрепление социально-нравственных норм, формирование у дошкольника умения понимать общепринятые правила и следовать им, выстраивая соответственно им свое поведение.

В ходе занятия педагог акцентирует внимание детей на важности соблюдения общепринятых норм поведения каждым членов общества, что поступать хорошо, быть хорошим – это нормально, к этому нужно стремиться. Так же делается упор на формирование таких качеств как участие, милосердие, сострадание, оказание помощи нуждающимся.

Основной задачей проводимых занятий является развитие коммуникативных способностей детей, привитие навыков поведения дошкольника в соответствии нормам и правилам, принятым в обществе, формировании чувства уверенности в процессе общения, становлении чувства ответственности, саморегуляции и целенапраленности.

В разработанную программу вошли следующие дидактические игры: «Вежливые слова», «Позвони другу», «Волшебные очки», «Конкурс хвастунов», «Что есть у игрушки», «Мой портрет» (Сорокина Н.Ф.).

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Цель: привитие уважения в общении и навыков пользования вежливыми словами.

Ход игры: дети становятся в круг и бросают друг другу небольшой мячик, называя при этом вежливые слова.

Называть нужно слова выбранного направления: приветственные (хорошего утра, добрый день, приветствую Вас и др.); благодарности (спасибо, благодарим, вы так любезны и др.); извинения (сожалею, извините, прошу прощения и др.); прощания (до свидания, до встречи, доброй ночи и др.).

Игра «Позвони другу»

Цель: Развитие у детей умения вступать в контакт с окружающими и ориентироваться на чувства и настроения партнера  в заданной ситуации.

Обязательное правило игры – сообщение должно быть позитивным, «звонящему» необходимо придерживаться правил телефонного разговора.

Ход игры: Дошкольники выстраиваются в круг, в центре круга с закрытыми глазами, вытянув руки, стоит водящий. Двигаясь по кругу, дети говорят считалочку:

Позвони мне, позвони

И что хочешь мне скажи!

Может быль, а может сказку

Можешь слово, можешь два –

Только, чтобы без подсказки

Понял все твои слова.

Тот, на кого укажет рука водящего, должен ему «позвонить», передать сообщение. Водящий ребенок при этом может задавать уточняющие вопросы.

Игра «Волшебные очки»

Цель: Привить дошкольникам умение замечать и подчеркивать позитивные качества других людей, ценить их достоинства.

Непременное правило игры заключается в доброжелательности игроков; также можно говорить только хорошие слова, приносящие сверстнику радость.

Ход игры: педагог говорит детям, что у него есть волшебные очки, которые позволяют видеть в человеке только хорошее, даже то, что он никому не показывает, и предлагает ребятам примерить очки и попытаться разглядеть в своих товарищах как можно больше хороших качеств. Дети надевают очки и называют те положительные качества своих сверстников, которые они «увидели» благодаря «волшебным» очкам. Педагогу важно правильно направлять процесс игры и помогать детям правильно выражать свои мысли. По окончании игры важно сделать вывод вместе с детьми – как хорошо, когда мы умеем видеть хорошее в каждом человеке, и как важно быть хорошим.

Игра «Что есть у игрушки?»

Цель игры: формирование чувства самоопределения у ребенка, понимание и принятие тела и его особенностей.

Используемый дидактический материал: картинки с изображением разных людей, игрушки в виде зверей и человечков и др.

В ходе игры ребенку предлагается сравнить себя с любой из предложенных игрушек – клоуном, солдатиком, куклой, зайцем, лисой и др., и в развернутом ответе объяснить, что общего и какие различия у него с выбранной игрушкой. На наиболее интересных и полных ответах руководитель акцентирует внимание детей, например:

Саша отвечает, что он, как и выбранный клоун любит цирк, но клоун носит смешную яркую одежду в отличие от Саши и красит лицо гримом.

А Лена сказала, что она такая же гибкая, как и кошечка в ее руках, но
она – человек, а кошечка – животное, у нее четыре лапки и пушистый хвостик.

Необходимо так же поощрять желание других детей подключаться к общей беседе.

Эту игру можно многократно видоизменять, предлагая детям сравнивать себя с любимыми героями, знакомыми и незнакомыми людьми, друг с другом (цвет глаз, волос, рост, увлечения и т.д.).

Игра «Мой портрет»

Цель игры: научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности – возраста, лица, роста.

Рекомендованный дидактический материал: карточки с изображением детей разного возраста и внешности.

Ход игры: детям предлагается изучить картинки с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях и определить, какими они считают себя – большими, маленькими, высокими и др.

Например, Даня рассуждает: «Мальчик считает себя маленьким, ему
где-то 5 лет».

Валера: «Мальчик считает, что он большой. Я думаю, ему 9 лет».

Дети рассматривают картинки и говорят, какими они считают себя сейчас, и рассуждают, какими хотят стать в будущем.

Воспитатель задает вопрос: «Зависит ли от роста (возраста, пола, положения) какой человек – хороший или плохой?»

Использованные игры имеют целевую установку на сближение дошкольников, развитие чувства принадлежности к группе, формирование доброжелательного отношения к сверстникам, эмпатических форм общения, формирование ценностных отношений к окружающим людям.

Пребывание индивида в обществе, общение с себе подобными является неотъемлемым фактором и базовым условием формирования гармоничной личности. Этот важнейший вид человеческой деятельности дает возможность для самопознания и самореализации посредством колоссального опыта социальной культуры [3].

По итогам педагогического процесса, можно сделать вывод, что в атмосфере грамотно организованного общения со сверстниками создаются оптимальные условия для ребенка в решении задач социализации, а использованные педагогические технологии помогают добиваться высоких результатов. Дети в нашей группе с непроизвольной легкостью обрели необходимые навыки и умения – согласовывать собственные действия с действиями других ребят. В играх и других взаимодействиях, как и в реальной жизни, они научились применять на практике общепринятые нормы поведения, оценивать себя и товарищей. Взаимоотношения дошкольников в группе стало много доброжелательнее, искреннее и естественнее.

Список использованных источников:

1. Кулганов, В. А. Роль родителей и педагогов в развитии детей / Кулганов В.А., Раева Е. В., Киселева А. В. // «Дошкольная Педагогика». – 2018. - № 9. С. 54-59.

2.  Левшина, Н.А.  Научные и нормативные аспекты интеграции социально-коммуникативного и физического развития старших дошкольников / Н. А. Левшина, С. В. Багаутдинова, Г.  М. Ильина // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 10. - С. 16-22.

3. Склезнева, И.В. Игра с правилами в психолого-педагогическом сопровождении социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Современное детство: Психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования. Сборник научных статей участников 1 Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 16-18 апреля 2018г. – С. 267-275.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коррекционно-развивающих занятий в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста социальных умений и навыков

       В дошкольном возрасте закладываются основы социальности – умения гармонично взаимодействовать с собой, с людьми, с окружающим миром.      ...

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

"Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности" - долгосрочный совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФК.

Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Создание условий для...

самообразование Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста

Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста...

Использование театрализованных игр для эмоционального и речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В статье представлена коррекционно- развивающая работа с дошкольниками, основанная на театрализованных играх....