"Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности" - долгосрочный совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФК.
проект (подготовительная группа)

Немкова Наталья Анатольевна

Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Создание условий для развития этих компетентностей через ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста является непосредственной составляющей проекта. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности. Prezentacii.com муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 комбинированного вида, II (вторая) категория Калугина М.В. – педагог-психолог Немкова Н.А. – инструктор по ф /к

Слайд 2

Актуальность : Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. В дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и адаптации в современном мире. Prezentacii.com

Слайд 3

В отечественной современной педагогике и психологии социальная компетентность рассматривается как совокупность характеристик личности, определяющих эффективность его действий в широком социальном контексте . Нам , взрослым, нужно не только требовать от детей выполнения определённых социальных навыков, но и помочь детям овладеть ими. создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях , в том, что они хороши, что его любят; формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознании своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время); воспитание положительного отношения ребенка к себе, к другим окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам; приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий; развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово ; создание коммуникативной компетентности ребенка – распознавание эмоциональных переживаний и состоянии окружающих, выражение собственных переживаний; формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

Слайд 4

«Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, которые становятся для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении [3,с.25]. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей дошкольного возраста при помощи игры является актуальной». «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка »/Л.С . Выгодский // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие ред.сост . к.п . Г.Ц. Буменская -изд. 2-е. – М.: 2005- 228с .

Слайд 5

Цель проекта : развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста. Социально-личностные компетентности ребёнка дошкольного возраста: 1 . Общекультурная: аккуратность, самопознание, самостоятельность, формирование коммуникативности . 2 . Физическая: выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, сила. 3 . Интеллектуальная: любознательность, познавательная активность, произвольность, находчивость . Задачи: 1.Способствовать развитию коммуникативных навыков общения со сверстника и взрослыми , развитие самостоятельности. 2 . Способствовать развитию эмоций и чувств дошкольников (умение выражать свои чувства и распознавать чувства и эмоции других , умение сочувствовать и сопереживать ) 3 . Способствовать развитию физических качеств. 4 . Способствовать развитию произвольности и самоконтроля (развивать навыки альтернативы агрессии и преодоления стрессов).

Слайд 6

Продолжительность проекта: 9 месяцев (октябрь-апрель) Участники : дети подготовительных к школе групп , специалисты ДОУ (педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели). Организация деятельности: групповая . Игры-соревнования проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 30-45 минут 4 . Во время проведения эстафет, педагогам нужно внимательно следить за соблюдением всех правил (правильность выполнения, очерёдность, передача эстафеты другому игроку и т.п.) После проведения соревнования, в группе воспитатели проводят рефлексию. Беседа об их ощущениях, возникших в процессе соревнования. Что понравилось, что было трудным. Было ли комфортно детям в процессе выполнения определённых заданий, что им мешало, а что помогало. Воспитатель поясняет детям что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая помогает добиться общей цели.

Слайд 7

Структура проекта: Непременным условием командных подвижных игр является умение координировать свои действия и поведение с действиями и поведением других играющих. В коллективных играх дети накапливают социальный навык поведения. Игры соревновательной направленности Подвижные игры соревновательной направленности Характер взаимодействия в игре Требования игры на развитие ловкости, быстроты, точности… игры на развитие коммуникативных навыков; игры на снятие психо -эмоционального напряжения; кинезиологические упражнения; игры на развитие наблюдательности, умения действовать согласованно, сплочение группы; оздоровительные игры. индивидуальный Соблюдение правил игры, умение владеть своими эмоциями и чувствами . парный Соблюдение правил игры, умение взаимодействовать с партнером, помогать и уступать друг другу . командный Соблюдение правил игры, умение действовать сообща. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции сверстников .

Слайд 8

Форма проведения: 1 . Игры-соревнования проводятся между детьми подготовительных групп в помещении спортивного зала. 2 . В каждой группе выбирается капитан на одну игру (путём жеребьёвки). Это делается для того, чтобы каждый ребёнок смог побыть капитаном (почувствовать собственную значимость). В каждой игре проводится конкурс капитанов. В конце игры капитан благодарит свою команду. 3 . В каждой игре определяется победитель. При ничейном счёте проводится дополнительная игра, которая и определяет победителя. 4 . За победу в игре команда получает переходящий кубок. Команда владеет кубком до следующей игры или пока не проиграет . Ход проведения: Приветствие команд/физкультурная разминка. Соревновательные игры /психологические игры. 2-3игры. Конкурс капитанов. Соревновательные игры / психологические игры. 2-3игры. Подведение итогов игры. Речь капитанов команд.

Слайд 9

Ожидаемые результаты: 1. Овладение детьми навыками поведения в обществе. 2. Приобретение детьми социального опыта, который будет способствовать более успешному развитию и адаптации в современном мире. 3. Развитие физических качеств.

Слайд 10

ЗАНЯТИЕ 1. Приветствие команд/физкультурная разминка. Игра «Встаньте все те, кто…». Ведущий предлагает подпрыгнуть (хлопнуть, топнуть) всем, кто… - любит бегать,- любит животных,- у кого дома есть кошка,- имеет младшую сестру (брата), - любит мороженное и т. д. 2. Соревновательные игры /психологические игры. А) Индивидуальное «Полоса препятствий» Дети выстраиваются в команды. По команде ведущего "Старт" первый ребёнок бежит до финиша и обратно, преодолевая препятствия. передаёт эстафету хлопком по руке и встаёт в конец шеренги. В завершении эстафеты команда должна выстроиться и поднять руки вверх. Примечание: так завершаются все эстафетные задания. Б ) Парное «Ладонь в ладонь» (авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина) Дети становятся попарно, прижи­мая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны пройти дистанцию и встать в конец шеренги. Играющим необходимо напомнить, что ла­дони разжимать нельзя. Парные игры полезны детям, испытывающим трудно­сти в процессе общения. 3. Конкурс капитанов. Ведущий говорит первые слова из названия народных сказок, капитан должен сказать это название целиком (первым отвечает тот, кто быстрее нажмёт на кнопку). Выигрывает та команда, капитан которой даст больше правильных ответов. 1. Иван Царевич и серый ... (волк) 2. Сестрица Аленушка и братец ... (Иванушка) 3. Лягушка-…(путешественница) 4.Три…(медведя) 5. Царевна - ... (лягушка) 6. Гуси - ... (Лебеди) 7. По щучьему ... (велению) 8. Мороз ... (Иванович) 9. Белоснежка и семь ... (гномов) 10. Конек - ... (Горбунок) 4.Соревновательные игры /психологические игры. А) Индивидуальное "Бег в колпаке " . Дети выстраиваются в команды. Первый одевает на голову большой колпак (шапку). По команде ведущего "Старт" первый ребёнок бежит до финиша и обратно, передают колпак следующему игроку и встают в конец шеренги. Колпак (шапка) больше головы и бежать в ней будет непросто. Б) Парное «Мячик». Дети делятся на пары. Встают лицом дуг к другу. Руками зажимают мяч, один на двоих. По команде ведущего "Старт" дети бегут до финиша и обратно. Передают мяч следующей паре и встают в конец колонны. 5. подведение итогов. 6 . Речь капитана команды. Капитан благодарит свою команду за игру. Игроки благодарят друг друга за игру, пожимаю руки игрокам других команд . « Разноцветный букет» Цель : учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Каждый ребёнок объявляет себя цветком. Затем все «цветочки» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов .

Слайд 11

Prezentacii.com

Слайд 12

Prezentacii.com Спасибо за внимание!-)



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ: Развитие социально – личностных компетентностей

у детей старшего дошкольного возраста

через подвижные игры соревновательной направленности

Актуальность:

Актуальность социально-коммуникативного развития обусловлена социальным заказом общества на формирование социально активной личности, способной к полному взаимодействию с внешней средой и активному ее преобразованию, что обозначено в ряде нормативных правовых документах: ФГОС ДО, «Концепции дошкольного воспитания», программах дошкольного образования и т.д.

Понятие «социальная компетентность» интерпретируется по-разному, и в настоящее время не имеет общепризнанного определения. Мы опираемся на определение швейцарского профессора Петры Дик: «… под социальной компетентностью подразумевают способность (умение) и готовность (желание) людей относиться к себе и своим партнёрам конструктивно, независимо, со стремлением к сотрудничеству и с учётом сложившейся ситуации [1]. Эта концепция включает два основных параметра: самостоятельность — способность и мотивация к самостоятельному действию, и кооперация — способность и мотивация к солидарному действию и оказанию помощи партнёрам.

Основным образовательным результатом должно являться достижение цели образования – воспитание успешного поколения, владеющего адекватными знаниями, навыками и компетенциями, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

Развитие социально – личностной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. В дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и адаптации в современном мире.

По мнению таких учёных, как Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др., дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития. Это обусловлено, с одной стороны –сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой – потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических инстанций, возникновением иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности.

Дошкольное детство – продолжительный и важный этап в развитии человека.

Это время первоначального складывания личности. В этот период происходит иерархия мотивов и потребностей, активно усваиваются нравственные нормы, формируются социальные компетенции, которые ученые представляют как знания, умения и навыки, которые необходимо ребенку для решения социальных и поведенческих ситуаций, характерных для данного возраста.

Коммуникативный компонент является одним из ведущих в структуре социальных компетенций. Для его развития необходимо активное общение со сверстниками и взрослыми, при котором ребёнок познаёт других людей, узнаёт их интересы и потребности.

В дошкольном возрасте, в качестве параметров коммуникативной успешности принято выделять эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, умение встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, способность к совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении со сверстниками и взрослыми. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность к анализу конфликтных ситуаций, возникающих в детском коллективе, и поиску путей выхода из них.

В отечественной современной педагогике и психологии социальная компетентность рассматривается как совокупность характеристик личности, определяющих эффективность его действий в широком социальном контексте. Нам, взрослым, нужно не только требовать от детей выполнения определённых социальных навыков, но и помочь детям овладеть ими.

В дошкольных учреждениях, необходимо проводить развивающую работу по формированию у дошкольников коммуникативных способностей, как одного из значимых для полноценного развития человека компонента социальных компетенций. 

Наиболее приемлемым, оптимальным средством социально - коммуникативного развития у детей дошкольного возраста является игровая деятельность, являющаяся ведущим видом деятельности в этом возрасте, и, в частности, подвижные игры.

Вопрос физического (телесного) и личностного взаимодействия чрезвычайно важен в период дошкольного детства, когда у ребенка появляется оценочное отношение к себе и другим, что в значительной степени влияет на успешность их деятельности, способность приобретать друзей и выступать активным действующим лицом в познании внешнего мира. Решение данной проблемы возможно лишь за счет комплексного воздействия средств физического воспитания, затрагивающего одновременно физическую и личностную составляющую данного процесса. Поэтому разработка технологии направленного воздействия подвижных игр на развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками является актуальной.

Подвижная игра – это сложная эмоционально окрашенная двигательная деятельность, регулируемая правилами. Подвижные игры всегда интересны детям, они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариантностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения.

По убеждению Е.А. Аркина, подвижные игры вносят радость в жизнь ребенка, способствуют укреплению организма главным образом путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действия. Поэтому социальную активность целесообразно формировать через подвижные игры.

«Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, которые становятся для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении [2,с.25]. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей дошкольного возраста при помощи игры является актуальной».

«Подвижные игры, как средство физического воспитания являются в дошкольном возрасте наиболее эффективным условием разностороннего развития детей. Являясь практической деятельностью, они с одной стороны, помогают детям развиваться физически, а с другой, в них создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, мышления. При этом правила, заложенные в подвижных играх, закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.»[3]

Поэтому очень важно чтобы процесс воспитания и обучения превратить в увлекательную игру, чтобы дети в доступных им видах деятельности осваивали окружающий их мир.

В ходе подвижных игр создаются условия для воспитания у детей умения творчески применять свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучения проявлять инициативу в разнообразных видах двигательной деятельности.

Физическая и психическая составляющая в них взаимосвязаны и, по мнению Д. В. Решетова [4], дети в таких играх не только учатся владеть собой, согласовывать свои действия с действиями других игроков, но и совершенствуют основные двигательные навыки.

Подвижные игры имеют гигиеническое и оздоровительное значение. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве, они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Они повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Всё это способствует развитию и совершенствованию двигательных навыков и умений и применение их в повседневной жизни.

Таким образом, использование подвижных игр в процессе воспитания и обучения, решает ряд множественных задач в социально – личностном развитии детей, оказывающих разностороннее воздействие на их физическое развитие и формирование социальных компетентностей.

Это, на наш взгляд, является особенно актуальным в выборе форм и методов работы с детьми. 

Цель проекта:

Развитие социально – личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста, в играх-соревнованиях.

Социально-личностные компетентности ребёнка дошкольного возраста:

1. Общекультурная: аккуратность, самопознание, самостоятельность, формирование коммуникативности.
        2.
Физическая: выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, сила.
        3.
Интеллектуальная: любознательность, познавательная активность, произвольность,         находчивость. 

Задачи:

1.Способствовать развитию коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми, развитие самостоятельности.

2. Способствовать развитию эмоций и чувств дошкольников (умение выражать свои чувства и распознавать чувства и эмоции других, умение сочувствовать и сопереживать)

3. Способствовать развитию физических качеств, двигательных навыков и умений.

4. Способствовать развитию произвольности и самоконтроля (развивать навыки альтернативы агрессии и преодоления стрессов).

5. Разработать и апробировать серию игр соревновательного характера с целью развития социальной - личностных компетентностей у детей 6–7 лет в играх-соревнованиях.

6. Организовать возможность использования игр-соревнований как элемента системы развития социальной – личностной компетентности ребенка.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование у детей осознанных представлений о способах и нормах социального взаимодействия.
  2. Овладение детьми навыками поведения в обществе.
  3. Приобретение детьми социального опыта, устойчивого характера, который будет способствовать более успешному развитию и адаптации в современном мире.
  4. Совершенствование физических качеств, двигательных навыков и умений.

Организация реализация проекта:

Продолжительность проекта: 9 месяцев (октябрь-апрель)

Участники: дети подготовительных к школе групп, специалисты ДОУ (педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели).

Организация деятельности: групповая.

Структура проекта:

Непременным условием командных подвижных игр является умение координировать свои действия и поведение с действиями и поведением других играющих.  В коллективных играх дети накапливают социальный навык поведения.

Результаты психолого - педагогического наблюдения за дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе, позволяют выявить дефициты социально – личностного поведения детей. Это проявляется в моральных суждениях и реальном взаимодействии, у детей заметны расхождения, трудности в способах нахождения индивидуального подхода, не всегда замечают настроение сверстников, в конфликтной ситуации демонстрируют деструктивное поведение.

Полученные данные свидетельствуют о том, что работа по развитию социальной компетентности проводится, но в процессе игр соревновательного характера знания и навыки детей проявляются недостаточно, в связи с чем необходимо проведение систематической, целенаправленной работы. Подвижные игры, оказывая оздоровительный и развивающий эффект, являются хорошей тренировкой в применении имеющихся представлений о способах и нормах социального взаимодействия.

В связи с этим, нами отобрана серия игр соревновательного характера, решающих задачи социального развития, определены условия для их эффективного использования. В основу классификации игр взяты виды игровой деятельности, связанные с наличием или отсутствием соперничества (индивидуального или коллективного). Соревновательные игры связаны как с состязанием, демонстрации личных достижений, так и с взаимодействием всех участников в достижении общего результата, направленность на сотрудничество, сопереживание.

Игры соревновательной направленности

Подвижные

игры соревновательной направленности

Характер взаимодействия в игре

Требования

Комплексное воздействие подвижных игр

- игры на развитие ловкости, быстроты, точности…

- игры на развитие коммуникативных навыков;

- игры на снятие психоэмоционального напряжения;

- кинезиологические упражнения;

- игры на развитие наблюдательности, умения действовать согласованно, сплочение группы;

- оздоровительные игры.

Индивидуальные

подвижные игры

Соблюдение правил игры, умение владеть своими эмоциями и чувствами.

Развитие коммуникативных способностей: формирование у детей умений распознавать эмоции других и

владеть своими чувствами, обучение умению выражать свои потребности с помощью вербальных и невербальных средств общения, соблюдение элементарных правил общения в игре.

Развитие физических способностей: скоростных, скоростно-силовых, выносливости, координационных, гибкости.

Совершенствование двигательных действий.

Парные подвижные

игры

Соблюдение правил игры, умение взаимодействовать с партнером, помогать и уступать друг другу.

Развитие коммуникативных способностей:

развитие умения сотрудничать, помогать друг другу,

взаимодействовать, уступать и обмениваться в ходе

игр информацией.

Развитие физических способностей: скоростных, скоростно-силовых, выносливости, координационных, гибкости.

Совершенствование двигательных действий.

Командные подвижные игры

Соблюдение правил игры, умение действовать сообща.

Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции сверстников.

Развитие коммуникативных способностей: закрепление навыков нравственно-ценностных способов взаимоотношений со сверстниками, закрепление интереса к играм-соревнованиям.

Совершенствование двигательных действий.

Содержание игр заключает в себе ряд целей:

— мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса подвижной игры и укрепление желания участвовать в ней;

— функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением движений, развитием ловкости и скорости движений.

— соревновательная: ребёнок стремиться добиться положительных результатов.

Форма проведения:

  1. Игры-соревнования проводятся 1 раз в две недели, между детьми подготовительных групп в помещении спортивного зала или спортивной площадки на территории детского сада. Продолжительность 30-45 минут.

2. В каждой группе выбирается капитан на одну игру (путём жеребьёвки, либо по общему выбору (голосованию) детей). Это делается для того, чтобы каждый ребёнок смог побыть капитаном (почувствовать собственную значимость). В каждой игре проводится конкурс капитанов. В конце игры капитан благодарит свою команду. Этот приём позволяет представить методику вовлечения детей в групповое взаимодействие на основе формирования у них необходимых качеств лидерства, подчинения, принятия правил, уступчивости и умения считаться с интересами других, входящих в группу.

3. В каждой игре определяется победитель. При равном счёте проводится дополнительная игра, которая и определяет победителя.

4.   При знакомстве с правилами проведения эстафет, перед детьми ставится цель, достичь которую они могут вместе, обсуждая способы её достижения: как следует договариваться, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задания, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и т. д. Для достижения большего эффекта перед началом игры знакомим детей с правилами-памятками, которые отражают необходимость соблюдения правил и условий соревнований, поддержания положительного эмоционального фона и доброжелательности в процессе игры. Педагогам необходимо внимательно следить за соблюдением всех правил и условий соревнований (правильность выполнения, очерёдность, передача эстафеты другому игроку и т.п.), при доминировании более сильных участников, напоминать, что им следует свои действия соотносить с действиями других, а также учитывать трудности, возникающие у партнёра. Поэтому по ходу игры допускаются советы, комментарии. Дети, наблюдающие за действиями своих сверстников, получают дополнительную информацию, позволяющую избежать возможных проблем при взаимодействии.

5. Вначале детям предлагаются знакомые или новые, но простые подвижные игры - командные соревнования, в которых поражение не воспринимается как личная неудача. После того как многие дети почувствуют, что если сосредоточиться и постараться, то можно выиграть, целесообразно вводить дополнительные правила, усложняющие игру и путь к победе, либо подбирать игры, требующие высокой точности движений, большей гибкости, ловкости, сообразительности. Чем сложнее игра, тем больше радости приносит победа в честной борьбе.

6. За победу в игре команда получает переходящий кубок. Команда владеет кубком до следующей игры или пока не проиграет.

7. После проведения соревнования, в группе воспитатели проводят рефлексию. Беседа об их ощущениях, возникших в процессе соревнования. Что понравилось, что было трудным. Было ли комфортно детям в процессе выполнения определённых заданий, что им мешало, а что помогало. Воспитатель поясняет детям что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая помогает добиться общей цели.

При подведении итогов, дети обсуждают между собой свои действия, обмениваются впечатлениями, свои чувства. Тех, кому не удалось показать себя, благодарят за помощь и поддержку, оказанную всей команде, тогда они чувствуют свою причастность к победе, а остальные осознают, что победа — их совместная заслуга. С детьми, которые демонстрируют вызывающее поведение и игнорирование хорошо известных норм общения и взаимодействия: выкрикивали оскорбления, смеялись над неудачами, проявляли физическую агрессию. С ними проводится индивидуальная работу, которая ориентирована на развитие понимания эмоционального состояния партнёра, уточнение правил взаимодействия и общения, внесение поправок в поведение ребёнка в процессе выполнения действий в случае конфликта.

План проведения соревнований:

  1. Приветствие команд/физкультурная разминка.

Команды приветствуют друг друга различными способами: спортивное приветствие – девизы, кричалки, «как футболисты – пожимают руки», либо психологическая игра приветствие на эмоциональные разгрузку и заряд. Начало соревнований обусловлено объяснением и повторением правил. Проводится общая физкультурная разминка.

  1. Соревновательные игры /психологические игры. 2-3игры.

Игры-эстафеты, с выполнением двигательных заданий, формируются на закрепление предварительно пройденных на предыдущих занятиях основных движений. Задания, по условию, выполняются как индивидуально, парно, так и всей командной одновременно. Психологический аспект игр заключается в развитии психических процессов (внимания, памяти и мышления), а также на сплочённость команды.

  1. Конкурс капитанов.

Конкур индивидуальный, позволяет проявить самостоятельность, ответственность - организованность за себя, за команду. При испытании трудностей может обратиться за помощью к своей команде.

  1. Соревновательные игры / психологические игры. 2-3игры.
  2. Подведение итогов игры.

Ведущий обращается к командам с благодарностью за игру. Происходит подсчёт заработанных очков и вручение кубка победившей команде. Победители уносят кубок в себе в группу, до следующей игры.

  1. Речь капитанов команд.

(Планы-конспекты занятий и памятка о общепринятых правилах соревнований в приложении)

Заключение:

Проведённая нами работа позволила добиться положительной динамики в развитии социально-личностных компетентностей у детей 6–7 лет в играх-соревнованиях. Количество детей с низким уровнем развития социальной компетентности снизилось до нуля, а количество детей с высоким и средним уровнями существенно увеличилось. Дети, которые всячески избегали прохождения задания, боясь ошибиться и быть осмеянными, преодолевали свои страхи и с удовольствием погружались в игру. Дети, вначале проявившие агрессию от негативного результата, стали более ровно относиться к неудачам, делая соответствующие ситуации выводы.  Так, в процессе игр, дети самостоятельно соблюдали нормы социального взаимодействия, при разрешении конфликтных ситуаций дошкольники предлагали несколько вариантов поведения, появились вопросы к сверстникам об их интересах и желаниях, стремление к взаимодействию, принятие правил и осознанное стремление к согласованным адекватным отношениям. Таким образом, использования игр-соревнований как элемента системы развития социальной-личностной компетентности ребенка, мы достигли поставленной цели.

Сформированные в играх — соревнованиях представления о способах и нормах социального взаимодействия были достаточно устойчивыми, т. к. разъяснения о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в практической деятельности, закрепили умение вступать в контакт с другими детьми, объединяться с ними, согласовывать свои действия с партнерами, проявлять внимание, терпение, переживать групповой успех, воспитали самостоятельность. Задача, стоящая перед нами, была достаточно сложной, поскольку требовала синтеза, на первый взгляд, несовместимого: развитие социальной компетентности в процессе деятельности, направленной на соперничество. Однако результат позволяет говорить о качественных изменениях во взаимодействии детей со сверстниками и позволяет педагогу осуществить интегративный подход к развитию личности дошкольника.


Ресурсы:

  1. Вундерен Р., Дик П. // «Ключевая роль социальной компетенции в концепции сопредпринимательства» // Электронный ресурс. // http://vasilievaa.narod.ru/19_5_03.htm
  2. Л.С. Выгодский // «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. // Учебное пособие ред.сост. к.п. Г.Ц. Буменская-изд. 2-е. – М.: 2005- 228с.
  3. Коган О. Н.// «Эффективность физических занятий игровой направленности в специализированном дошкольном учреждении» // автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2000. – 22 с.
  4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» // Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011.
  5. Библиографическое описание: Векшина, О. В. //Развитие социальной компетентности у детей 6–7 лет в играх-соревнованиях // О. В. Векшина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 23-26.
  6. Финогенова Н. В., Решетов Д. В. //Использование подвижных игр в формировании социальных компетенций детей дошкольного возраста // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 08. – ART 13578. – 0,5 п. л.


ПАМЯТКА ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛА И ТРЕБОВАНИЯХ СОРЕВНОВАНИЙ:

ПЕРЕД НАЧАЛОМ СОРЕВНОВАНИЙ:

  • перед соревнованием, в группе выбирается капитан, жеребьёвкой или общим голосованием. Капитан выбирается из тех детей кто ещё не был;
  • надеть спортивную одежду и обувь;(является обязательным условием, при несоблюдении штраф!)
  • в группе обговорить правила и рассказать о штрафах за несоблюдение правил.

ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ:

  • строиться по росту либо так как того требуют условия игры;

  • соблюдать правила, инструкции и требования по безопасному участию в спортивных мероприятиях;

  • неукоснительно выполнять все указания и команды организаторов и судей соревнования;

  • начинать и заканчивать соревнование строго по команде судьи;

  • использовать спортивное оборудование и инвентарь только с разрешения и под руководством организаторов или судей соревнования;

  • избегать столкновений с другими участниками соревнования;

  • не допускать толчков и ударов по рукам и ногам других участников соревнования;

  • при падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы;

  • вести себя ответственным образом, не подвергая опасности других участников соревнования;

  • не шуметь, не ругаться, не обвинять других, если есть что сказать нужно поднять руку, и отвечать только когда к тебе обратились;

  • победителем конкурсах становится команда первая и правильно выполнившая задание;

  • при нарушениях правильности выполнения условий задания снимается один балл, если команда нарушила все условия конкурса, победа не присуждается.

ПРИ НЕСОБЛЮДЕНИИ ПРАВИЛ, КОМАНДА ПОЛУЧАЕТ ШТРАФНОЙ БАЛЛ, Т.Е. МИНУС ОДИН БАЛЛ ОТ ОБЩЕГО СЧЕТА КОМАНДЫ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх»

«Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра – особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения, с...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...

Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры с дидактической направленностью.

Развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению, через подвижные игры с дидактической направленностью....

Педагогический проект «Воспитание этнографической компетентности у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам народной культуры »

АктуальностьОбращение государства на современном этапе развития общества к нравственным и духовным истокам России и возрождению культурного наследия, к своей истории, к воспитанию гражданина с дошколь...

Перспективный индивидуальный план профессионального развития воспитателя "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Перспективный индивидуальный план профессионального развития воспитателя "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру"...

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через подвижную игру».

laquo;Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через подвижную игру»....