Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры с дидактической направленностью.
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению, через подвижные игры с дидактической направленностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskie_igry.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чажемтовский детский сад»

Воспитатель: Порозова Валентина Валентиновна

Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры с дидактической направленностью.

Математика – серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению. Осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, попутно не только овладевая четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир. Поэтому в дошкольных учреждениях формирование математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.

Движение важно всем детям, но именно среди дошколят оно жизненно необходимо. И если девочки могут спокойно сидеть и собирать мозаику в течении 15-30 минут, то мальчикам это просто не дано природой. Поэтому, планируя математические игры, я не могла обойти такой важный их вид как подвижные.

Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу, эффективно без ущерба для здоровья.

У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворить. «Надо не только дать ему время поиграть, но и прожить этой игрой всю его жить» А. Макаренко

Подвижные игры используются, в первую очередь, для оздоровления детей, так как недостаточная двигательная активность ведет к снижению тонуса мышц, работоспособности, выносливости, уменьшению массы и объема мышц. А из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении и двигательная активность вообще. В результате развиваются расстройства центральной нервной системы и внутренних органов, понижается эмоциональный тонус детей. Нередко формируются различные дефекты осанки, усугубляются имеющиеся ранее нарушения осанки.

Подвижная игра с дидактической направленностью – это осознанная инициативная деятельность, направленная на достижение двух целей:

- первая (условная) цель решает задачи физического развития и оздоровления, которые требуют от дошкольников активных двигательных действий, выполнение которых зависит от их творчества, инициативы и физических возможностей;

- вторая цель решает задачи познавательного характера, где дети закрепляют знания и представления по образовательным областям.

Игры данного вида направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Играя в такие игры, дошкольник задействует для достижения цели не только свое тело и двигательные умения, но и решает дидактическую задачу, что приносит ему, несомненно, личное удовлетворение и эмоциональный подъем.

«Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастлив не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но и тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекательным его делом», писал К. Д. Ушинский.

Подвижные игры дидактической направленности (ПИДН) основываются на следующих принципах:

• принцип активности и сознательности;

• принцип постепенности;

• принцип соответствия возрастным и физическим особенностям детей;

• принцип соответствия месту.

Основанием для создания подвижных игр с дидактической направленностью явилось желание поддерживать высокий уровень положительного психоэмоционального состояния ребенка и уровень комфортного пребывания его в детском саду, так как это является главным условием его хорошего здоровья и самочувствия.

Подвижные игры с дидактической направленностью в детском саду я использую для закрепления и обобщения, полученных ранее знаний и как здоровье сберегающий метод обучения дошкольников, ведь игры данного вида направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Участвуя в таких играх, дети могут прочувствовать, что способность к самоконтролю играет решающую роль в их социальной успешности в коллективе детей своей группы и детского сада. У детей развивается способность не только умело и ловко двигаться, но и проявлять чудеса эрудиции.

Результатом применения подвижных игр с дидактической направленностью в моей группе явилось то, что наши дети независимо от возраста любят получать знания, такая игра всегда связана с моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. Игры проводятся и организуются так, что опасность получить физическую и эмоциональную травму минимальна. В подвижной игре с дидактической направленностью создаются разнообразные возможности для экспериментирования и получения нового опыта, каждый ребенок может побывать в центре внимания и почувствовать себя успешным в коллективе детей.

В своей практике я использовала подвижные игры для развития познавательных процессов дошкольников. Многие традиционные, хорошо известные игры для закрепления количества и счета:

1.«Найди кусочек сыра». (Учить детей по сигналу находить себе норку).

2.«Живая неделька». (Закреплять умение последовательно называть дни недели, упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10).

3.«Помири цифры и знаки». (Развивать быстроту реакции на сигнал, сосредоточенность, мышление, уметь сравнивать цифры с помощью знаков «больше» и «меньше).

4.«Назови предыдущее и последующее число». (Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10).

5.«Правильный счет». (Помочь усвоению порядка следования натурального ряда, закреплять знание цифр первого десятка, умение соотносить количество человек с цифровым обозначением).

6.«Найди пару». (Закреплять умение соотносить цифру с количеством).

7.«Дружная команда». (Закреплять знания цифр первого десятка и счет, умение соотносить количество человек с цифровым обозначением).

8.«Дружные ребята». (Закреплять навыки прямого и обратного счета).

9.«Мы играем и решаем». (Упражнять детей в беге с заданиями, в умении решать пример).

Для ориентировки в пространстве:

1.«Кто, где?». (Учить различать положение предметов в пространстве: впереди, сзади, посредине, справа, слева).

2.«Найди мишку». (Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане).

Величина:

1.«Кто какого роста». (Установление отношений между величинами).

2.«Посадим деревья в ряд». (Развивать умение сравнивать предметы по высоте раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке).

Форма:

1.«Составь геометрическую фигуру». (Упражнять в составлении геометрических фигур по образцу, развивать сообразительность, внимательность, комбинаторные способности, умение работать с играми головоломками, способность к самооценке своих действий).

2. «Найди фигуру». (Закрепить знание геометрических фигур, учить объединять их по существенным признакам).

3. «Строим замок». (Закреплять умение конструировать).

Ориентировка во времени:

1.«Успей вовремя». (Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом).

2.«Собери картинки». (Закреплять знания детей о временах года).

Вывод: ПИДН - являются средством воспитания, обучения, развития ребенка, сохраняют здоровье.

ПИДН - обеспечивают всестороннее развитие личности, оздоровительной направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности.

Главное вырастить и воспитать здорового, умного, веселого ребенка, сформированными познавательными способностями. Умения общаться со сверстниками, взрослыми. Использовать полученные знания самостоятельно в повседневной жизни.

ПИДН - позволяет детям окрепнуть, стать сильными, выносливыми, облегчает и подготавливает их к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории, многому можем научить детей и научиться самим, каждая игра направлена на развитие способностей детей.

Используемая литература:

1. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2016

2. Попова Г. П., Усасева В. И. Занимательная математика. - Волгоград: Учитель, 2007

3. Борисова М. М. - Малоподвижные игры и игровые упражнения. – Мозаика – Синтез Москва, 2014

4. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1988

5. Финогенова Н. В., Рыбина М. Ю., Ремизенко Е. В. Математика в движении. Учитель, 2014

+ Все разделы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

долгосрочный проэкт по математическому развитию старших дошкольников. Включает в себя 3 этапа....

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры

Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры»...

Отчет по теме самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.      Задачи:.—Определить наиболее рацио...