План по самообразованию на тему «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
учебно-методический материал (старшая группа)

Представлен план по самообразованию для воспитателей ДОУ на тему "Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

 «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Пояснительная записка 

Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения познания и приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обогащают свой интеллектуальный и чувственный опыт, начиная с самого рождения. Родители, а впоследствии и педагоги помогают ребёнку в познании мира. 

В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, благоприятно воздействует на развитие интеллекта. Это объясняется тем, что в результате занятий математикой у ребёнка не только накапливаются знания, но и вырабатывается определенный стиль мышления. В математике заложены большие возможности для развития мышления детей, начиная с самого раннего возраста. Трудно бывает нагнать упущенные возможности в формировании математических представлений, если упущен сензитивный период. Психологи установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до 7 лет. Если формирование данных структур происходит позже, то зачастую можно столкнуться с трудностями в изучении математики, часто процесс познания этой науки остаётся незавершённым. 

Формирование элементарных математических представлений заключается не только в том, чтобы научить ребёнка считать, различать формы и размеры предметов, но и позволяет получить такие жизненно необходимые знания. Эффективное применение математических игр позволяет привести ребёнка к успешному освоению такой интересной науки – математики. 

Таким образом, математика по праву занимает почётное место в системе дошкольного образования, а обучение математике в игровой форме позволяет повысить уровень знаний детей, и, что немаловажно, привить интерес к занятиям математикой. 

Тема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель: изучить материал по формированию математических представлений в игровой форме, внедрить его в работу.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования;
  2. Разработать  перспективный план работы с детьми;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Оформить в группе  уголок «Математический»;
  5. Выставка работ. Тема: «Лучшая математическая игра своими руками»;
  6.  Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Веселая математика»;

Дата начало работы над темой: сентябрь 2021 год.

Дата окончания работы:  май 2023 год.

Планируемые результаты:

  1. У детей повысится уровень математических знаний;
  2. Дети дополнят первичные математические знания новыми в интересной игровой форме.

Мною были использованы следующие средства:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Самостоятельная деятельность детей.

Формы работы:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Индивидуальная работа с детьми;

- Свободная самостоятельная деятельность  детей;

- Работа с родителями.

Этапы работы:

I. – организационный (сентябрь 2021):

Изучение научной и учебно-методической литературы.

II. – основной (октябрь 2021 – апрель 2022)

1.Организация работы с детьми через реализацию перспективного плана  работы.

2. Оформление выставки совместных рисунков детей и родителей «Рисуем цифры».

3. Создание игр-головоломок.

4. Создание консультаций для родителей.

III. – заключительный (май 2023)

Итоговая презентация для родителей по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность» - «Мы играем в математику».

Пополнение РППС:

  1. Создание консультации для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни»;
  2. Пополнение центра математики
  3. Создание консультации для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»;
  4. Создание игр-головоломок;
  5. Пополнение картотеки с математическими сказками.

Изучение методической литературы по теме:

  1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  2. Помораева И.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». – Москва, Мозаика-Синтез, 2016 г.
  3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
  4. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
  5. В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.
  6. О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
  7. Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет - Просвещение Роэсмен 2008 г.
  8. Митник А.Я. «Логические игры» для детей 6-7 лет -2014г.
  9. Н.В.Нищева « Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР»

Перспективный план работы по теме самообразования

На 2021- 2022 учебный год

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение методической литературы, пополнение РППС

Сентябрь

Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка»

Изучение научно-методической литературы Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; обзор информации по исследуемой теме в Интернете 

Октябрь

Дидактические игры на закрепление «Ориентировки во времени»

1. Д/И «Назови сутки»

Д/И  «Живая неделя»

2. Чтение математической сказки «Курочка ряба»

Консультация для родителей
«Учим математику дома»

Помораева И.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». – Москва, Мозаика-Синтез, 2016 г.

РППС: создание консультации для родителей «Учим математику дома»

Ноябрь

Дидактические игры на закрепление «Ориентировки в пространстве»

1. Д/И «Линии и точки»

Д/И «Сравни и заполни»

2. Чтение математической сказки «Граф Треугольник»

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками

Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет - Просвещение Роэсмен 2008 г.

РППС: пополнение центра математики Д/И «Учим цвета с зайчиками», «Разложи по цвету» (карточки + геометрические фигуры)

Декабрь

Дидактические игры на закрепление «Количество и счет»

1. Д/И «Назови соседей числа»

Д/И «Встань на свое место»

2. Чтение математической сказки «Сказка о точке»

Памятка: «Важность игры в жизни ребенка», «Как научить детей определять свойства предметов»

З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

РППС: пополнение картотеки дидактические игры «Назови соседей числа», «Встань на свое место», «Лабиринты», «Сложи из палочек»

Январь

«Геометрические формы»

1. Д/И «С одним обручем»

Д/И «Сложи из палочек»

2. Чтение математической сказки «Сказка о нуле».

Проведение консультации для родителей на тему «Математика – это интересно»

В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.

РППС: создание консультации для родителей «Математика – это интересно» 

Февраль

«Величина»

1. Д/И «Посадим ёлочки в ряд»

Д/И «Сложи из фигур»

2.Чтение математической сказки «Барон Квадрат»

Привлечение родителей к пополнению уголка «Занимательная математика»

О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.

РППС: пополнение картотеки с математическими сказками

Март

«Цвет и форма»

1. Д/И «Цвет и форма»

Д/И «Логические таблицы»

2. Чтение математической сказки «Про козленка, который умел считать до 10»

Выставка совместных рисунков детей и родителей «Рисуем цифры»

.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.

РППС: пополнение картотеки Д/И Познавательное развитие «Цвет и форма, «Логические таблицы»»

Апрель

«Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала»

1. Д/И «Справа как слева»

Д/И «Соберём бусы»

2. Игры–головоломки (Колумбово яйцо)

3.Чтение математической сказки «Купец Круг»

Индивидуальные беседы и консультации

Митник А.Я. «Логические игры» для детей 6-7 лет -2014г.

РППС: создание игр-головоломок

Май

«Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала»

1. Работа с лэпбуком «Математика вокруг нас»

2.Чтение математической сказки «Длинный-короткий»

Презентация-отчет с фотографиями «Мы играем в математику» 

Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

РППС: Создание лэпбука «Математика вокруг нас»

Мероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию

  1. Наглядная агитация (стенды, памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).
  2. Консультации, беседы, родительские собрания.
  3. Выставки.
  4. Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана.

Перспективный план работы по теме самообразования

На 2022- 2023 учебный год

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение методической литературы, пополнение РППС

Сентябрь

Анкетирование «Формирование элементарных математических

представлений ( ФЭМП) у детей».

обзор информации по исследуемой теме в Интернете 

Октябрь

Дидактические игры на закрепление

1. Д/И «Контурное лото»

Д/И  «На то похожа цифра»

2. П.И.«Математическая разминка»

Задачи:  развивать  быстроту  реакции,  мышление;  совершенствовать  навыки количественного и порядкового счёта.

Памятка для родителей
«Математические игры с ребенком дома»

РППС: создание памятки для родителей «Математические игры с ребенком дома»

Ноябрь

1. Д/И «Соедини половинки»

Д/И «Математические пазлы»

2. П.И «Живой знак»

Задачи : развивать внимание, быстроту реакции,  мышления;  учить  сравнивать  множества с помощью знаков.

 

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками

Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет - Просвещение Роэсмен 2008 г.

РППС: пополнение центра математики Д/И«Соедини половинки»

 «Математические пазлы»

 

Декабрь

1. Д/И «Какой знак?»

Д/И «Свари компот»

2.  П.И. «Найди свое место»

Задачи: Упражнять в отбивании мяча о пол, формировать навыки счета.

Консультация: «Скоро в школу»

РППС: пополнение картотеки дидактические игры «Какой знак?»

Д/И «Свари компот»

Январь

1. Работа с лэпбуком «Время и часы»

Д/И «Сложи из палочек»

2. П.И.  «Состав числа»

Задачи: Упражнять в беге, закреплять знания о составе числа.

Индивидуальные беседы

РППС: Создание лэпбука «Время и часы»

Февраль

1. Д/И «Посадим ёлочки в ряд»

Д/И «Поездка»

2.Чтение математической сказки «Барон Квадрат»

Привлечение родителей к пополнению уголка «Занимательная математика»

РППС: пополнение картотеки с подвижными математическими играми

Март

1. Работа с лэпбуком «Времена года»

Д/И «Каких фигур не достает»

2. 

Индивидуальные консультации и беседы

РППС: пополнение картотеки с подвижными математическими играми.

Создание лэпбука «Времена года»

Апрель

«Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала»

1. Д/И «Пифагор»

2. Игры–головоломки (Танграм, Колумбово яйцо)

3. Игра «Больше – меньше»

Задачи: Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.

Индивидуальные беседы и консультации

РППС: создание игр-головоломок

Май

«Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала»

1. Д/И «Пентамино»

2. Игра «Неделька, соберись»

Задачи:  упражнять детей в обратном порядковом счёте в пределах 7, умении составлять число 7 из двух  меньших  чисел,  правильно  решать

арифметические  выражения;  закреплять  знание названий дней недели и их последовательности

Презентация-отчет с фотографиями «Мы играем, математику изучаем» 

РППС: Оформление математического центра, ополнение Д/И «Пентамино»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении ...

Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".

Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...

План по самообразованию по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником ...

план самообразования «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения познания и приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обо...

План работы по самообразованию на Тему: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, б...