Уголок живой природы природы
статья на тему

Фандеева Маргарита Игоревна

Уголок живой природы в ДОУ как неотъемлимая часть воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolok_zhivoy_prirody_v_dou.doc342.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уголок живой природы в детском саду

«Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

детского разума»

В. Сухомлинский.

             Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети  постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Цель создания уголка природы – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни.

Цель организации уголка природы– продолжать работу по углублению и обобщению знаний о растениях (особенностях внешнего вида, размножении и т. п.) . Учить ответственно относится к природе, понимать её законы. Продолжать формировать умения самостоятельно работать в уголке природы.

Для достижения этой цели, созданы условия для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

Уголок природы находится в хорошо освещенном месте около окна. В нем размещены природные объекты для ухода и наблюдений.

В уголке природы находятся: комнатные растения, инвентарь для ухода за растениями в осенне-зимний период. Так же календарь природы, энциклопедии, художественная литература, альбомы с иллюстрациями, дидактические игры, различный природный материал.

На протяжении всего учебного года, проводят с детьми ежедневный уход за комнатными растениями в уголке природы. Дети ежедневно дежурят в уголке природы по два человека. Дети учатся ухаживать за комнатными растениями: поливают цветы и протирают пыль губкой, рыхлят землю. Чтобы ребенок понимал свою неотрывность от природы, важно окружить его ею.

Поливка цветов - один из сложных приемов. Нужно научить детей тому, что не все цветы одинаково поливают. Одни цветы не любят влагу, другие страдают от ее недостатка.

Так же дети учатся учитывать время года: во время усиленного роста - поливают усиленно, во время покоя – поливку сокращают. Дети старшего возраста продолжают учиться определять состояние комнатных растений, обеспечивать им необходимый уход. В беседах с детьми углубляют и закрепляют знания о разнообразии растений на земле.

Уход за комнатными растениями способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка. В старшей группе постаралась создать такие условия (разнообразие комнатных растений по происхождению, по разнообразию семейств, по размеру, чтобы дети видели красоту растений, разнообразие их красок и форм, предпочтение живым растениям перед искусственными. У детей формируются нравственные качества, т. е. регулярное ухаживание, умение сохранить окружающую красоту природы.

дидактическая игра "В лесу"

дидактическая игры "Птичий двор"

дидактическая игра "Разбери овощи и фрукты"

дидактическая игра "Домашние питомцы"

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения.

Игра - проявление естественной потребности в деятельности детей, в которой он познает окружающую действительность.

Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет работа с календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, их изменений несут огромную смысловую нагрузку: учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь.

Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседуют об изменениях погоды, выясняют, почему они происходят. В старшей группе дети отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников.

Имеющаяся в уголке литература помогает закрепить у детей те знания, которые они получают на занятиях по ФЦКМ (формированию целостной картины мира) и то, что они не могут увидеть сами. В таких случаях на помощь приходит детская литература, в которой поэтапно показано в красочных иллюстрациях. Так же в уголке имеется художественная литература с красочными иллюстрациями. В свободное время дети рассматривают данную литературу. У них обязательно возникают вопросы, на которые дают им ответ воспитатели.

Ну а какой уголок природы без природного материала! Весь природный материал: жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, хурмы и т. д, скорлупа грецких орехов, ракушки, шишки, семена, листья) дети собирают сами и приносят в группу, засушивают их, а затем используют в своих творческих работах. В свободное от занятий время дети изготовляют из природного материала поделки. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка. В результате экспериментирования с природным материалом.

Мир природы очень разнообразен и таит в себе огромные возможности для всестороннего развития детей. Поэтому, очень важно продумать организацию обучения, прогулок, специальных наблюдений.

Воспитательное значение природы на развитие дошкольников очень велико: общаясь с природой, дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что растения дышат, пьют воду, растут, а самое главное чувствуют боль, как человек.

Основная часть экскурсии это коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки явлений. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольники обогащают свои знания, чувства, у них формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Занимаясь и играя с детьми, воспитатели должны знать, насколько важным и значимым может стать для детей то или иное занятие. Ну, подумаешь гербарий! А как это интересно! Собирая растения, ребёнок попутно их изучает: как называются, как выглядят, где растут.

Обрабатывая собранный материал, учится быть аккуратным, последовательным, доводить начатое дело до конца. Оформляя гербарий, ребенок развивает творческие способности, работает со справочной литературой, узнает, что многие растения используются в медицине.

Гербарий, сделанный своими руками, это предмет особой гордости для ребенка, собственный мини – музей. И, конечно не стоит забывать о воспитательной цели такого занятия. Это прекрасный повод поговорить об экологии, «Красной книге», бережном отношении к природе, о том, что все живое связано между собой и одинаково ценно.

Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.

Ознакомление с дидактическими играми в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о животных. Игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Основой живого уголка являются растения. Их должно быть достаточно много, кроме того, они должны быть разнообразны, чтобы дети понимали многообразие природы. Но эти растения не должны быть очень капризны, требовать каких-либо особых условий содержания или полива синтетическими удобрениями, которые могут быть опасны для детей. Кроме растений, должна быть литература и другие пособия по ним. В детском саду имеется техническое оборудование и можно показать детям фильм о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность( живая и не живая природа)

Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...

"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

Живая природа. Растения как живые организмы.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....

Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе

Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....

Уголок живой природы в детском саду: как правильно подобрать комнатные растения?

Рекомендации для воспитателей по организации и наполнению уголка живой природы комнатными растениями....

Уголок живой природы: как правильно подобрать комнатные растения

При создании для детей уголка живой природы следует ответственно подойти к выбору растений и соблюдать ряд требований....