Статья "Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр"
статья на тему
Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании у детей дошкольного возраста.
Проявление познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста выражается в постепенном изменении, в котором ребенок переходит к более высокому уровню.
Таким образом, для того чтобы познавательный интерес детей постоянно рос, необходимо создавать условия.
Исследования показали, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, возможно посредством использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Использование интерактивных игр в непрерывной образовательной деятельности (НОД) является одним из эффективных способов формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр
Тарская Светлана Андреевна
Воспитатель
МБДОУ Детский сад №69 «Брусничка»
с.Маган, Республика Саха (Якутия)
Актуальность. Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования. Один из целевых ориентиров предполагает развитие у детей: «любознательности, самостоятельности, инициативы и познавательной мотивации». Достижение этого невозможно без главного стимула деятельности – познавательного интереса [10].
Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании у детей дошкольного возраста.
Проявление познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста выражается в постепенном изменении, в котором ребенок переходит к более высокому уровню.
Таким образом, для того чтобы познавательный интерес детей постоянно рос, необходимо создавать условия.
Исследования показали, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, возможно посредством использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Использование интерактивных игр в непрерывной образовательной деятельности (НОД) является одним из эффективных способов формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
НОД с применением интерактивных игр очень интересны детям старшего дошкольного возраста. Красочность и динамичность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет ребёнку играть увлечённо, испытывать радость познания, открывать новое.
Использование интерактивных игр в НОД позволяет обогащать и закреплять имеющиеся знания детей, совершенствовать умения. Содержание НОД включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
Цель работы: определение эффективности интерактивных игр в формировании познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать педагогическую литературу по теме;
- разработать систематизацию интерактивных игр в формировании познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Развитие любознательности, потребности узнать новое - одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие.
Анализ научной, методической, педагогической литературы позволил определить становление познавательных интересов, на различном уровне развития и в различной степени выраженности. В исследованиях Н.Г. Морозовой и Г.И. Щукиной определены следующие стадии развития познавательного интереса:
1. Любопытство - элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка.
2. Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного.
3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией[7].
Дети, включаясь по собственному побуждению в деятельность, наталкиваются на трудности и сами начинают искать причины неудачи. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, представляет большую ценность для развития личности.
Е.Э. Кригер выделяет условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста:
Первое условие - максимальная опора на активную мыслительную деятельность ребенка. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, встать на определённую точку зрения.
Второе условие - вести процесс развития, обучения и воспитания на оптимальном уровне развития детей. Это условие обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способы и умения.
Третье условие - эмоциональная атмосфера. Благополучная эмоциональная атмосфера сопряжена с двумя главными источниками развития: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус настроения ребенка.
Четвертым условием является благоприятное общение. К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности самого ребенка, переживание успеха и неудач, его склонности, наличие других сильных интересов и многое другое [6].
Соблюдение всех этих условий способствует формированию познавательного интереса детей в процессе определенной деятельности.
Учитывая, все вышесказанное, следует всегда помнить, что активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему необходимо постоянно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей.
Исследования показывают, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредствомиспользования современных информационных технологий.
В настоящее время ИКТ активно внедряются в образовательный процесс ДОО.
Использование ИКТ является одним из приоритетов современного образования. Согласно новым требованиям ФГОС ДОвнедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Применение ИКТ в ДОО становится все более актуальным. Так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать логическое мышление, формировать познавательный интересдетей [10].
Новые ИКТ позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на основе интерактивной доски.
Для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками требуется соблюдение методических рекомендаций:
1. Интерактивная доска должна использоваться в работе с детьми дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными.
3. Организация и методика проведения НОД с интерактивной доской, соответствует методике проведения традиционным принципам дошкольной педагогики. НОД включает в себя несколько частей, и только одна часть посвящается работе с интерактивной доской.
4. Интерактивные игры должны быть незначительными по времени. Отдаем предпочтение небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.
5. Интерактивная доска должна быть дидактическим средством.
6. Обязательно использовать в НОД с интерактивной доской традиционную предметно-пространственную развивающую среду (игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.).
Интерактивная игра – это активный метод обучения,одна из продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития ребенка. Использование интерактивной игры в НОД имеет ряд преимуществ:
- усиливает подачу материала;
- обеспечивает наглядность, которая способствует лучшему запоминанию и усвоению материала;
- электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- способствует повышению мотивации к обучению;
- дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала;
- помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самой игрой являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения [5].
При проведении НОД с использованием интерактивных игр помним, что каким бы положительным, огромным потенциалом они не обладали, но заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.
Таким образом, интерактивные игры являются незаменимым средством формирования познавательныхинтересов. Именно благодаря наличию игровых ситуаций в интерактивных играх, применяемыхв НОД, делают обучение более увлекательным, содержательным и эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание, мышление, работоспособность, умение обобщать и анализировать, повышает интерес к новым знаниям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, Васильевой М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
2. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности / Д.Н. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №8. - 19–20 с.
3. Гризик Т.А. Познаю мир: методические рекомендации по познавательному развитию // Дошкольное воспитание. –2003. –№2. - 32–38 с.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов. - М.: «Академия», 2000. – 176с.
5. КомароваИ. И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования. // Народное образование. - 2006. - №2. 157 - 159 с.
6. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Барнаул, 2000.- 32 с.
7. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Просвещение, 1999. - 95 с.
8. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 2. - 234 с.
9. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 2008. – 208 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 2013г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективный план систематизации интерактивных игр
Дата | Образовательная область | Тема | Программное содержание | Примечание |
Сентябрь | Речевое развитие | Игра «На дворе» | Цель: учить детей различать звуки «с» и «ц», отчетливо и внятно произносить слова с ними, выделять эти звуки в словах. | |
Социально-коммуникативное развитие | Игра «Найди маму детеныша» | Цель: углубить знания о животных и их детенышах, расширять кругозор, развивать, обогащать речь. | ||
Октябрь | Речевое развитие | Игра «Что лишнее?» | Цель: упражнять в умении строить сложные предложения, развивать речь-рассуждение, доказывать свою точку зрения. | |
Познавательное развитие | Игра: «Дострой дом» | Цель: правильно подобрать недостающие геометрические фигуры. | ||
Художественно-эстетическое развитие | Игра «Соедини по точкам» | Цель: формировать навыки работы со стилусом, развивать мелкую моторику рук. | ||
Ноябрь | Речевое развитие | Игра «Подбери пару и объясни» | Цель: упражнять в умении подбирать пару по аналогии и объяснять свой выбор, развивать речь-рассуждение. | |
Познавательное развитие | Игра «Дорисуй гусеницу» | Цель: определить последовательность цветов. | ||
Физическое развитие | Игра «Собери олимпийские кольца | Цель: формировать начальные представления о здоровом образе жизни. Знакомить детей с олимпийским движением. | ||
Декабрь | Речевое развитие | Игра «Что спряталось в облаке?» | Цель: упражнять в объяснении значения слов. | |
Познавательное развитие | Игра «Собери корзину» | Цель: закрепить знания детей об овощах, умение классифицировать и развивать внимание. | ||
Художественно-эстетическое развитие | Игра «Раскрась птиц» | Цель: закрепить знания основных цветов, формировать навыки работы со стилусом, развивать мелкую моторику рук. | ||
Январь | Речевое развитие | Игра «Отгадать и доказать» | Цель: упражнять детей в умении отгадывать загадки и доказывать правильность своего ответа. | |
Физическое развитие | Игра «Найти талисманы зимних олимпийских игр в Сочи» | Цель: формировать начальные представления о здоровом образе жизни. Знакомить детей с олимпийским движением. | ||
Февраль | Речевое развитие | Игра: «Найди место звука в слове» | Цель: развивать умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец). | |
Познавательное развитие | Игра «Сосчитай утят и зайчат» | Цель: закрепить счет и цифры в пределах 10. | ||
Социально-коммуникативное развитие | Игра «Собери по образцу» | Цель: учить собирать целое из частей, развивать конструктивные умения, мелкую моторику рук. | ||
Март | Речевое развитие | Игра «Мой, моя, моё, мои» | Цель: учить детей правильно склонять слова. | |
Познавательное развитие | Игра «Сколько здесь звездочек?» | Цель: закрепить счет и цифры в пределах 10, развивать внимание, мышление. | ||
Апрель | Речевое развитие | Игра «Цепочка» | Цель: закрепить умение выделять первый и последний звук в слове. | |
Познавательное развитие | Игра «Собери правильно флаг» | Цель: закрепить знания Российского флага и флага Республики Саха (Якутия). Воспитывать патриотические чувства. | ||
Социально-коммуникативное развитие | Игра «Собери мусор» | Цель: формировать элементарные экологические представления. Развивать мелкую моторику рук. | ||
Май | Речевое развитие | Игра «Составление рассказа по картинке» | Цель: упражнять детей в составлении связанного рассказа с заданным началом. | |
Социально-коммуникативное развитие | Игра «Одень Сардаану по сезону» | Цель: познакомить детей с национальной якутской одеждой по сезону, украшениями. Обогащение словарного запаса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-1029500-1633348894.jpg)
Система работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/26/picture-803464-1469536834.jpg)
«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-развивающей среды»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №169 Доклад на тему:«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/08/picture-1195999-1575795462.jpg)
Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»
При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/23/picture-1348236-1632398800.jpg)
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/28/picture-650871-1438049885.jpg)
STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-848839-1478929019.jpg)
Программа по самообразованию «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством организации элементарных опытов с объектами неживой природы»
Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на основе проведения элементарных опытов с ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/23/picture-1030586-1611422813.jpg)
Мастер-класс формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством использования цифровой лаборатории Наураша
laquo;Использование детской цифровой лаборатории Наураша в работе с дошкольниками». На котором, хочу показать вам как работать с детской цифровой лабораторией «Наураша....