Сборник дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Гречкина Юлиана Леонидовна

Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так же материал сборника может быть полезен для родителей воспитанников детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 сала Успенского

Сборник дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста – 2018 г

.https://cf.ppt-online.org/files1/slide/h/HeIY5SJ69Xaix823EolGvB1tPhk4TpsrWjbyZgwdD/slide-0.jpg

Составитель: воспитатель Гречкина Юлиана Леонидовна

МБДОУ д/с №8

Автор-составитель:

Гречкина Ю.Л

Сборник дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста – 2018 г.

Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так же материал сборника может быть полезен для родителей воспитанников детского сада. В данном сборнике показана возможность использования дидактической игры для развития речи детей дошкольного возраста. В сборнике представлены следующие дидактические игры и упражнения для развития речи детей: игры для пополнения и активизации словаря детей; игры, направленные на формирование грамматического строя речи; игры  на развитие звуковой культуры речи; игры  на развитие связной речи.

                            Содержание

 

1.  Пояснительная записка  

 2.  Методические рекомендации для воспитателей по  организации дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста

3.  Дидактическая игра "Он, она, оно"

 4.  Дидактическая игра «МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ»

5.  Мнемотаблицы- кто где живет и чем питается(животные)

 6.  Дидактическая игра для детей "Кого мы видим в окошках"

7. Прочитай по первым буквам - ребусы для дошкольников

                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                                                       

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.  

  Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют: развитию познавательных и умственных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения, а также развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения.

Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Во многом это связано с небогатым арсеналом у воспитателей игр и упражнений для развития речи детей, в связи с чем, и была создана данная методическая разработка.  

 

Представленные в методической разработке игры и упражнения направлены на решение следующих задач:

- пополнение и активизация словаря дошкольников;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие звуковой культуры речи;

- развитие связной речи.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает:  

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).  

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.  

3.Показ игровых действий.  

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия, играющих советом, вопросом, напоминанием).  

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.  

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Методические рекомендации для воспитателей                                                           по организации дидактических игр для развития речи                                 детей дошкольного возраста

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Они могут быть составной частью образовательной деятельности. Кроме того, в часы, отведённые для игровой деятельности, дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.   Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают. Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и образовательной деятельностью, в перерывах между НОД, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между НОД. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед деятельностью по физической культуре предпочтительны спокойные игры, а если НОД требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре

 Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил). В образовательной деятельности используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей. При планировании дидактических игр в совместной с воспитателем деятельности необходимо, чтобы новые игры, взятые в образовательной деятельности, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.  В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования её в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием дидактических игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные дидактические игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка.  

При организации игр с детьми необходимо создавать следующие условия:

1. Обеспечить эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям. 2. Необходимо поддерживать индивидуальность и инициативу детей через: - создание условий для свободного выбора игр, участников игры; - создание условий для принятия детьми решении, выражение своих чувств и мыслей;

- поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности;

3. Создание условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми

 4. Развитие и умение детей играть в группе сверстников. 5. Обеспечить поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ

                          Игра "Он, она, оно"

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/h/HeIY5SJ69Xaix823EolGvB1tPhk4TpsrWjbyZgwdD/slide-0.jpg

Цель: Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; подбирать карточки слова, подходящие по смыслу; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они; а также учить различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои. 

Ход игры:

Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.

Детям предлагается разложить картинки в домики под названием "Он", "Она","Они". Картинки про которые можно сказать "мой" ребенок кладет в домик под названием "Он", картинки про которые можно сказать "моя" - в домик "Она", "моё" - "Оно".

                     ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

                  «МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ»

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2014-10/1414228136_mualxzrhkn3wflc.jpeg

Цель:Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.

Задачи:

  • Способствовать пополнению и активизации словаря у детей.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь.
  • Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 - 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек.

Что входит в набор

Набор включает: 4 карты для лото,  маленькие карточки, инструкция к игре.

Инструкция

Взрослый предлагает детям взять по одной карте.  Педагог берет маленькие карточки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» - «Пальто»,  «Чьё  пальто?», ребёнок должен ответить:  «Моё пальто» и т.д. Игра закончится тогда, когда ребёнок положит все маленькие карточки на карту.

Варианты игры:

I вариант:Предложите ребенку назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т.д.); «это моя» (моя кукла, моя группа, моя сумка, моя машина и т.д.); «это моё» моё платье, моё дерево, моё пальто, моё зеркало и т.д.); «это мои» мои штаны, мои шорты, мои очки, мои часы и т.д.).

II вариант

 Подберите картинки и предложите ребенку разложить их на несколько «стопочек»: мой, моя, моё, мои. Пусть при раскладывании ребенок проговаривает, например: моя кукла, моё платье и т.п.

Мнемотаблицы- кто где живет и чем питается(животные)

C:\Users\Admin\Desktop\д.и\мнетабл дик жив\06.jpg

ЦЕЛЬ: развивать, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук 

Ход игры: Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно.

Дидактическая игра для детей "Кого мы видим в окошках"

https://detskieradosti.ru/_ld/346/s10161391.jpg

Цель игры:

Дифференциация и автоматизация звуков в словах. Повторение названий животных.                                         Ход игры:В окошки-прорези вставляются карточки синей стороной вверх. Объясняем ребенку, что в домике еще все жители спят, поэтому и окошки темные. Сейчас наступило утро, жильцы просыпаются и выглядывают каждый в свое окошко.

Ребенку предлагается открыть по очереди окошки, т. е. перевернуть синюю карточку и назвать четко, кто на ней нарисован.

Прочитай по первым буквам - ребусы для дошкольников

http://sadulibka.ru/wp-content/uploads/2016/03/71.jpg

Цель:игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух.
Игра закрепляет умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ.
Ход игры: ребёнку предлагается прочитать слова по первым буквам картинок и составить их устно или из набора букв.

Правила игры предусматривают прочтение слов по первым буквам картинок и составление этих слов устно или из букв магнитной азбуки, а если ребенок уже умеет печатать буквы - письменно на листе бумаги. Каждую картинку называем, выделяем, с какой буквы начинается название, и собираем из этих букв слово, ставя их по порядку слева направо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста

«Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»....

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: э...

Методическая разработка в рамках аттестации "Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к то...

Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста" 3-4 года...

Сборник кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста

Упражнения для развития речи детей дошкольного возраста, особенно полезно для детей -логопатов....

Сборник дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста по лексической теме «Домашние животные и птицы»

В данном сборнике представлены дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует псих...