Сборник дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста по лексической теме «Домашние животные и птицы»
методическая разработка по развитию речи

Татьяна Владимировна Рыжова

В данном сборнике представлены дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Методическое пособие можно рекомендовать для родителей, воспитателей. Воспитатели могут использовать данные игры в различных моментах образовательной деятельности: индивидуальной работе с детьми, и как часть занятия по развитию речи. Игры способствуют развитию звуковой культуры речи, формированию словаря, формированию грамматического строя и связной речи. Кроме речевого развития, в играх осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста по лексической теме «Домашние животные и птицы»

В данном сборнике представлены дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Методическое пособие можно рекомендовать для родителей, воспитателей. Воспитатели могут использовать данные игры в различных моментах образовательной деятельности: индивидуальной работе с детьми, и как часть занятия по развитию речи. Игры способствуют развитию звуковой культуры речи, формированию словаря, формированию грамматического строя и связной речи. Кроме речевого развития, в играх осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

  • Дидактическая игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями домашних животных, их семьями.

Задачи:  развивать познавательную деятельность

               развивать речь, память, наблюдательность и усидчивость

               развивать  мелкую моторику.

Описание игры: ребенок собирает (прикрепляет) семью животных называя их: он- кот, она- кошка, детеныш (и)- котенок (котята) и т.д.

  • Дидактическая игра «Голоса животных»

Цель: знакомить детей, какие голоса подают домашние животные.

Задачи:  развивать речь, артикуляционный аппарат, внимание, память, мышление,  наблюдательность

          закрепить название домашних животных и их детенышей

          воспитывать познавательный интерес.

Описание игры:

1 вариант: ребенок, показывая на животных, называет его и произносит, как животное подает голос.

2 вариант: ребенок прикрепляет фигурки животных, произнося голоса животных.

  • Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Задачи:  развивать речь, внимание, память, мышление, наблюдательность

    закрепить название домашних животных и их детенышей

    воспитывать познавательный интерес.

Описание игры:

1 вариант: ребенок, показывая называет животных в ласкательной форме (на картинках домашние птицы, домашние животные и детеныши животных)

2 вариант: ребенок по образцу прикрепляет фигурки животных, называя их ласково

3 вариант: ребенок в любом порядке прикрепляет фигурки, называя в ласкательной форме.

  • Дидактическая игра «Чей детёныш?»

Цель: учить детей сопоставлять детенышей с домашними животными и называть их.

Задачи:  активизировать речь детей, пополнять словарный запас

   развивать речь, память, наблюдательность и усидчивость

   развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление

Описание игры: ребенок называет детеныша и «находит» (прикрепляет) ему маму.

  • Дидактическая игра «Загадки»

Цель: Учить детей узнавать животных по загадке.

Задачи:  развивать речь, внимание, память, мышление, наблюдательность

         закрепить название домашних животных

         воспитывать познавательный интерес.

Описание игры:  взрослый читает загадку, ребенок отгадывая прикрепляет фигурку животного, называя его.

  • Дидактическая игра «Кто где живет?»

Цель: формировать умение детей соотносить изображение животных с его      местом обитания, правильно называя животное

Задачи:  развивать познавательную деятельность

    развивать речь, память, наблюдательность и усидчивость

   развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление

   закреплять формы предложного падежа существительных

воспитывать любовь к природе

Описание игры: ребенок прикрепляет картинки животных к изображениям жилища, называя животных и их «дома».

  • Дидактическая игра «Кто что любит?»

Цель: Закреплять формы винительного падежа существительных, закреплять знания детей о домашних животных (что они едят).

Задачи:  развивать познавательную деятельность

    развивать речь, память, наблюдательность и усидчивость

    развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление,

    мелкую моторику рук

    воспитывать желание заботиться о животных

Описание игры: воспитатель просит «накормить»- прикрепить фигурки домашних животных правильно подобрав корм.

  • Дидактическая игра «Один- много»

Цель: Учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежа.

Задачи:  развивать речь, внимание, память, мышление, наблюдательность

    закрепить название домашних животных и их детенышей, в единственном и множественном числе; закрепить понятия «один - много»

   воспитывать познавательный интерес.

Описание игры: ребенок показывая называет ( одна курица- много куриц и т.д.)

  • Дидактическая игра «Кто какую пользу приносит?»

Цель: Формировать представление детей о том, как животные помогают человеку.

Задачи:  развивать познавательную деятельность, речь

    развивать память, наблюдательность и усидчивость

    развивать у детей зрительное восприятие, внимание,  логическое мышление

   воспитывать любовь к домашним животным и желание заботиться о них

  расширять словарный запас детей.

Описание игры: ребенок должен определить по картинкам, какую пользу приносят домашние животные людям, и прикрепить фигурку.

  • Дидактическая игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».

Задачи:  активизировать речь детей, пополнять словарный запас

    развивать речь, память, наблюдательность и усидчивость

    развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление

Описание игры:

Сколько их– всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

1 вариант: ребенок считает домашних животных : одна корова, две коровы, …., пять коров и т.д.

2 вариант: ребенок, прикрепляя фигурки считает животных.

  • Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существительные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.

Задачи:  развивать связную речь, активизировать предметный словарь, зрительное внимание, память, мышление

    закрепить название домашних животных и их детенышей

    воспитывать познавательный интерес.

Описание игры:

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови,

И свой выбор объясни.

Ребенок называет лишнее  животного, объясняя свой выбор.

  • Дидактическая игра «Чья тень?»

Цель: Учить детей находить заданные силуэты путем наложения.

Задачи:  развивать познавательную деятельность

развивать речь, память, наблюдательность и усидчивость

развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление

развивать приемы зрительного наложения.

Описание игры: ребенок по тени определяет животное, называет его и прикрепляет нужную фигурку.

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста

Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так же материал сборника может быть полезен для родителей воспитанников детского сада. ...

Статья на тему: "Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста".

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...

Презентация на тему "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста...

Сборник кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста

Упражнения для развития речи детей дошкольного возраста, особенно полезно для детей -логопатов....

Развитие речи в старшей группе по лексической теме «Домашние животные»

Цель: 1. Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах, о том, какую пользу они приносят человеку.2. Активизировать в словаре детей названия детенышей животных. Учить составлять описа...

Презентация на тему: "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

В презентации представлены различные дидактические игры, которые способствуют развитию речи детей, а также учебные пособия ,которые помогают вопитателю ветсти образовательную деятельность в дошкольном...