Использование фетровых игрушек для сюжетно - ролевых игр дошкольников
материал по теме

Перевощикова Галина Валентиновна

В данном материале раскрывается значение игры для детей дошкольного возраста; изготовление и использование фетровых игрушек в образовательной и игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_rayon.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

Дошкольный возраст – это возраст игр. Игра - одна из характерных закономерностей развития ребенка, такой же естественный процесс, как прием пищи, сон. Это способ познать окружающий мир, приобрести основные навыки и умения. Задача взрослого помочь ребенку познать этот многогранный мир, открыть дополнительные возможности обыденных предметов, заинтересовать, увлечь игровой ситуацией, сюжетом.

Психологи считают, что сюжетно - ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.
Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, тем самым способствуют формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, совместно строить и реализовывать планы. Многие педагоги и психологи отмечают, что современные дети не умеют играть. А если играют, то непродолжительно, эпизодически. Сама игра при этом носит примитивный характер, состоит из набора игровых действий, зачастую не связанных друг с другом единым сюжетом. Дети не обозначают свою роль, а просто манипулируют предметами. Таким образом утеряны самые главные составляющие сюжетно-ролевой игры: роль не определяется, сюжет отсутствует. 
Возрастная планка играющих детей снизилась до отметки «дошкольное детство». А ведь раньше дети продолжали играть в сюжетно-ролевые игры до 12-13 лет, перенося мир игры из дошкольного возраста в начальную и даже среднюю школу.
Девочки, играя в «дочки-матери», принимали на себя долгосрочную роль хозяйки, ухаживали за своими куклами-малышами, тем самым подготавливая себя к самой главной в жизни роли — роли матери. 
В наше время у детей много
игрушек. Все они отличаются удивительным натурализмом. В магазинах можно приобрести любой вид кукольной техники (плиту, пылесос, стиральную машину, кофемолку), наборы овощей-фруктов. Сами куклы озвучены, многие «обучаемы» - могут повторять слова, даже испытывают естественные потребности. Для них продаются функциональные коляски - трансформеры, шикарные наборы одежды, обуви и украшений на самый изысканный вкус. Так почему же дети не играют? 
Причина в том, что при всём многообразии предлагаемых игрушечных товаров ребёнку не остаётся возможности проявить своё творчество, применить свои умения на практике. Родители и педагоги идут по пути наименьшего сопротивления, покупая в магазине те игровые атрибуты, которые можно было бы изготовить совместно с ребёнком, и тем самым разбудить его фантазию, стремление творить, рукодельничать. Такой совместный продукт провоцировал бы детей на желание играть.
Сам процесс изготовления новых атрибутов обязательно принесёт детям удовольствие и вызовет необходимый интерес к игре.

Успешность сюжетно-ролевой игры, зависит еще и от организации педагога.

Необходимо создать условия для игры - предметно-пространственную игровую среду с учётом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. 

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими.

Наблюдая за тем, как дети играют в «магазин», «кафе», мне решила сделать для них разные атрибуты, чтобы разнообразить игру, максимально приблизив ее к реальной жизни.

 Давно хотелось нашить много продуктов из фетра для игровой зоны кухня = кафе. Вот и нашила. Это можно делать  любое свободное время, очень удобно в новогодние каникулы. За просмотром фильмов, которые знаешь наизусть, в любимых местах киваешь, договариваешь фразы за героями, лишь иногда поднимая глаза на экран. Вот что получилось в итоге: (стенд)

Дополнить продуктовую коллекцию  фетровой я решила по следующим причинам: 

  • Традиционные пластмассовые и резиновые крупные муляжи продуктов хороши, когда дети их запоминают, изучают. С ними хорошо играть в сбор урожая, устраивать квесты по поиску их по дому, добавлять в мешочки для узнавания игрушек наошупь. А для игр «в кафе», «в кухню» они неудобны, больше 1-2 в кукольную посуду не поместится, поэтому «салат» и «суп» изобразить сложно. У моих детей тема готовки еды присутствует во множестве игр,  ежедневно. Поэтому шитье,  я считаю, было оправданно.
  • Муляжи занимают много места, фетровые продукты я делала небольшими, так как часть из них — ингредиенты для пиццы, салатов, супов, и должны помещаться в кукольную кастрюлю. К тому же они либо плоские, либо небольшой толщины, для их хранения достаточно небольшого контейнера.

 В пошив шли «те, какие надо» продукты — какие мне самой захотелось для развития детей, и  какие дети заказывали.

Техника везде одна и та же: фетр средней плотности сшивается в 2 слоя вручную обметочным швом.

Как со всем этим играть

Шьется вся эта гастрономия не для любования. Она многократно готовится, используется в блюдах традиционных и вновь изобретаемых. Кафе, рестораны, домашние обеды и завтраки. Для себя, для кукол и других игрушек. Последняя любимая тема моих детей: они — то щенки, то котята, а я — хозяйка, кормлю их. Без продуктов никак. Девочки готовят, мальчики подвозят продукты из магазина на грузовиках.

Чему можно поучить?

  • Помимо собственно изучения продуктов (это сыр, это шампиньон) и блюд (вареники, десерты – капкейки, чизкейк), можно поиграть в игру «кто что ест и кто что любит» (курица для кошки, капуста для козы и т.д.).
  • Раскладываем имеющиеся продукты по цветам, по принадлежности к разным категориям: мясо, овощи, фрукты, десерты. Можно поиграть в игру «Четвертый лишний» (по цвету, форме, размеру)
  • В случае с пиццей можно про симметрию поговорить: радиальную и зеркальную
  • Вносим в речь новые слова. Например, Пиццейоло (иногда Пиццайоло) — это повар-специалист по изготовлению пиццы.  
  • Учим, что едят в начале, что потом (десерт — в конце!).
  • На тарелках учимся красиво сервировать блюда: гарнир, второе, овощи разложить, как в кафе.
  • Учим сочетать продукты, объясняем, что с чем едят, что к чему добавляют, а что — не стоит.
  • Развиваем творчество, при создании атрибутов своими руками.
  • Знакомим со здоровым образом жизни, правильным питанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование речевого этикета в сюжетно-ролевых играх для детей младшего возраста

Речевой этикет выступает - как   форма  вежливости и  выражает уважение, доброжелательное отношение к окружающим....

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно-ролевые игры дошкольников в этнокультурном воспитании дошкольников.

В данной статье рассмотрена роль сюжетно - ролевых игр в этнокультурном воспитании дошкольников....

«Использование речевого этикета в сюжетно-ролевых играх для детей младшего возраста»

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения ...

Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».

Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...