Конспект НОД в младшей группе на тему «Как человек изменил свое жилище»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Булак Екатерина Леонидовна
Много-много лет назад человек еще не умел строить дома. Наших далеких предков окружали леса, горы, пустыни, но как использовать деревья, камни или глину для строительства домов, человек тогда еще не знал. Он был очень голоден и все время думал, где бы ему добыть еду. А еще древнему человеку было холодно, потому что в отличие от других животных и птиц он не имел ни шерсти, ни оперения. Кроме того, нашему далекому предку угрожали свирепые хищные звери, которые только и ждали, чтобы напасть на него. Трудно приходилось человеку без дома! Программное содержание 1. Обогатить опыт детей знаниями и сведениями о жилье человека. Развивать понятие об эволюции жилища человека от древнего мира до сегодняшних дней. Научить делать сравнение и анализ, видеть связь между явлениями, развивать любознательность. 2. Углубить знаний детей об истории жилища. Научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище. Вызвать интерес к истории возникновения жилища. Активизировать познавательную деятельность. 3. Помочь детям раскрыть удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда. 4. Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях. Учить группировать, объединять профессии по общему признаку. 5. Продолжать формировать связную разговорную речь, рассказывая о жилье. Пополнять лексику многообразием слов. Обогатить словарный загас определениями, прилагательными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в младшей группе

на тему «Как человек изменил свое жилище»

Предварительная работа.

  1. Чтение художественной литературы, рассматривание книг.
  2. Классификация картинок, объединяя их
  3. в группу «инструменты»«профессии»«жилье».
  4. Первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий.
  5. Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов.
  6. Изготовление макетов жилья разных народов.
  7. Дидактические и словесные игры.
  8. Словарно-логические упражнения.
  9. Для активизации словаря; узнавание и называние предметов, выделение признаков и обозначение их словом, сравнение (установление сходства и различия, активизация прилагательных.

Программное содержание

1. Обогатить опыт детей знаниями и сведениями о жилье человека. Развивать понятие об эволюции жилища человека от древнего мира до сегодняшних дней. Научить делать сравнение и анализ, видеть связь между явлениями, развивать любознательность.

2. Углубить знаний детей об истории жилища. Научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище. Вызвать интерес к истории возникновения жилища. Активизировать познавательную деятельность.

3. Помочь детям раскрыть удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда.

4. Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях. Учить группировать, объединять профессии по общему признаку.

5. Продолжать формировать связную разговорную речь, рассказывая о жилье. Пополнять лексику многообразием слов. Обогатить словарный загас определениями, прилагательными.

Пассивный словарь: рубленная, традиционный, посиделки, индивидуальный, фундамент на сваях, комфортабельный.

Активный словарь: деревянная, бревенчатая, смолистая, полезная, просторная, ладная, нарядная, расписная, фигурная, причудливая, затейливая, узорчатая, многоэтажный, многоквартирный, современный, уютный, изолированный, оснащенный, светлый, теплый, удобный, просторный, газифицированный, кирпичный, панельный, высотный.

Ход ЗАНЯТИЯ

Пускай мне хорошо в гостях,

Но лучше дом родной.

В каких бы ни был я местах —

Всегда вернусь домой.

Меня родные стены ждут —

Помогут, защитят.

Ведь дома нас всегда поймут,

Утешат и простят.

Много-много лет назад человек еще не умел строить дома. Наших далеких предков окружали леса, горы, пустыни, но как использовать деревья, камни или глину для строительства домов, человек тогда еще не знал. Он был очень голоден и все время думал, где бы ему добыть еду. А еще древнему человеку было холодно, потому что в отличие от других животных и птиц он не имел ни шерсти, ни оперения. Кроме того, нашему далекому предку угрожали свирепые хищные звери, которые только и ждали, чтобы напасть на него. Трудно приходилось человеку без дома!

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций из жизни первобытного человека.

В те далекие времена человек волей-неволей стал искать, где бы ему спрятаться. Искал-искал и нашел. Это была пещера.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением пещеры.

Ребята, что такое пещера?

Дети. Углубление в скале.

Воспитатель. Заглянув в пещеру, человек понял, что это хорошее место, чтобы укрыться и от непогоды, и от опасных диких зверей. Ребята, как вы думаете, из чего древний человек соорудил себе постель в пещере?

Дети. Из веток, сухой травы, шкур убитых животных.

Воспитатель. Когда древний человек научился разводить огонь, он устроил в пещере очаг (показывает иллюстрации с изображением очага), а вход завесил шкурами убитых животных. Как вы думаете, для чего он это сделал?

Дети. Чтобы в пещере было тепло, чтобы готовить еду.

Воспитатель. Верно, очаг обогревал жилище, на огне можно было готовить пищу. Так пещера стала для нашего далекого предка его первым домом. Как вы думаете, удобно было людям жить в пещерах?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. В них не было дверей, окон, дым от костра оставался в пещере, там было темно.

Воспитатель. Да, ребята, пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников, но все же была ненадежным жилищем. Дверь тогда еще не придумали, поэтому вход в нее постоянно приходилось охранять от непрошенных гостей. Со временем человек стал понимать, что жить в пещере неудобно: в нее протекает вода, в ней сыро и холодно. Кроме того, не в любой местности были пещеры, а жить где-то надо! Человек стал думать, не построить ли себе жилище самому. Как называются жилища, которые строил себе древний человек в той местности, где рос лес и не было пещер?

Дети. Землянки.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением землянки

Воспитатель. Чем землянка отличается от пещеры?

Дети. Пещеры располагаются в горе, а для землянки копают яму в земле.

Воспитатель. Правильно, ребята, в местах, где рос лес, и земля была относительно мягкая, древний человек выкапывал яму, обкладывал ее камнями, а над ней сооружал навес из веток. Такое жилище называлось землянкой. Позже стены землянки люди стали укреплять бревнами, а на крышу для тепла насыпать толстый слой земли. Как грелись люди в землянке?

Дети. С помощью костра.

Воспитатель. Как освещалась землянка?

Дети. Днем свет проникал с потолка, ночью ее освещали с помощью костра, лучины.

Воспитатель. Как вы думаете, удобно ли человеку было жить в землянке?

Дети. Нет, потому что там было темно, а в дождливую погоду сыро.

Воспитатель. Да, ребята, жить под землей было сыро, неуютно, темно. Человек стал задумываться о новых постройках. Прошло много времени, прежде чем человек придумал строить вместо землянок дома из дерева. Как назывались такие дома?

Дети. Избы.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением избы.

Воспитатель. Что делали для того, чтобы в избе было удобно жить?

Дети. В избе делали пол, стены, потолок, крышу.

Воспитатель. Что делали в избе, чтобы было светло?

Дети. Окна.

Воспитатель. Правильно, ребята, в избе были окна, но не стеклянные, как сейчас, а из тонких, пропускающих тусклый свет пленок, которые получали из внутренностей животных. А вот какое отопление и освещение было в избе, вы вспомните, если поиграете в игру.

Игра «Собери и назови»

Для игры используются карточка с изображением избы и два набора карточек: «отопительные приборы» (костер, простая русская печь, большая русская печь, украшенная изразцами, батарея центрального отопления) и «осветительные приборы» (лучина, свечи, керосиновая лампа, электрическая лампочка). Детям нужно подобрать к карточке с изображением избы две подходящие карточки: с изображением того, что служило в избе для отопления (простая русская печь) и для освещения (лучина). Если карточки подбираются правильно, пазлы трех карточек («лучина», «изба», «простая русская печь») совпадают. В ходе выполнения детьми задания воспитатель уточняет назначение и название осветительных и отопительных приборов.

Физкультминутка «Строим дом»

Что нам стоит дом построить?

Есть фундамент, можно жить? Нет.

Стены дальше мы возводим,

И в своё окно глядим.

Крыша нас от непогод,

Всех укроет круглый год.

Воспитатель. Со временем менялось жилище русских людей. Богатые люди стали строить себе дома. Как они назывались?

Дети. Терема, дворцы.

Ответы детей сопровождаются показом картинок с изображением дворца, терема и чтением стихотворения.

Терем-терем, теремок,

Он затейлив и высок,

В нем окошки слюдяные,

А на крышах петушки —

Золотые гребешки.

Почему в теремах и дворцах жить было удобнее, чем в избах?

Дети. В теремах и дворцах было много комнат, они были светлее, теплее и очень красивыми.

Воспитатель. Почему в них было светлее, чем в избе?

Дети. В них было больше окон.

Воспитатель. Почему в стихотворении о тереме говорится о том, что «в нем окошки слюдяные»?

Дети. В окна вставляли слюду.

Воспитатель. Правильно, ребята, в богатых домах в окна вставляли прозрачный камень-минерал — слюду. А потом люди научились делать стекло. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните, чем отличается терем от дворца.

Игра «Разрезные картинки»

Детям предлагают собрать картинки с изображением терема и дворца, каждая из которых разрезана на 5—6 частей. В ходе выполнения задания уточняются отличительные признаки терема и дворца (размеры, расположение комнат, устройство входа: в тереме — крыльцо с витыми колоннами, во дворце — широкая, высокая лестница с колоннами, терем и дворец по-разному украшены).

Воспитатель. Ребята, где живут современные люди?

Дети. В домах, квартирах.

Воспитатель. Каждый человек живет в доме, квартире. Из каких материалов построены современные квартиры и дома?

Дети. Из кирпича, дерева, камня.

Воспитатель. Почему в таких домах удобнее жить?

Дети. Они светлые, теплые, удобные, красивые.

Воспитатель. Предлагаю отгадать загадки. Отгадав их, вы вспомните о том, что использует современный человек для освещения и отопления своих квартир и домов.

В нашем доме под окошком

Приросла к стене гармошка,

Не беда, что не играет —

Всю квартиру согревает. (Отопительная батарея.)

 

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Электрическая лампочка.)

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, в ходе которой вы еще раз вспомните о том, как со временем менялось жилище человека.

Игра «Разложи по порядку»

Дети раскладывают по порядку картинки с изображением жилищ человека в разные времена (пещера, землянка, изба, терем, дворец, современный дом). Если они выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента. Если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровной.

Воспитатель. Ребята, картинки, рисунки, флеш-карту с записью ваших рассказов о том, как со временем менялось жилище человека, мы отправим нашим друзьям — первоклассникам. Как вы думаете, поможет ли им это правильно подобрать картинки для выставки «История жилища человека»?

Дети. Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что поможет, потому что вы в своих рассказах очень подробно рассказали об этом и правильно подобрали все картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему "Я - человек"

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему "Я - человек".Материал будет интересен педагогам, реализующим Программу дошкольного образования....

Конспект ООД в младшей группе на тему "Части тела человека"

Конспект ООД в младшей группе по теме "Части тела человека"...

Конспект НОД по познавательному развитию для младшей группы на тему: «Я — человек»

Программные задачи: - Формировать представления детей о себе, как о человеке.- Уточнять и обобщать знания о строении тела человека, функциях разных частей тела.- Закреплять понятие «один &ndash...

Конспект НОД по познавательному развитию для второй младшей группы на тему: «Я — человек»

Программные задачи:- Формировать представления детей о себе, как о человеке.- Уточнять и обобщать знания о строении тела человека, функциях разных частей тела.- Закреплять понятие «один – ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ЛЕПКА) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ДРУГ ЧЕЛОВЕКА» (СОБАЧКА)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ЛЕПКА) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ДРУГ ЧЕЛОВЕКА» (СОБАЧКА) Цель.  Познакомить детей с любимым животным ...

Конспект занятия в младшей группе на тему "Я- человек"

Конспект занятия в младшей группе на тему : " Я-человек"...