Знакомим детей с архитектурой.
статья (старшая группа) по теме

Бреус Валентина Дмитриевна

Знакомство детей с архитектурными постройками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomim_detey_s_arhitekturoy.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомим детей с архитектурой.

Т Е М А: «Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с элементами архитектуры».

Разрабатывая цикл занятий по теме, ставятся следующие задачи:

*** дать детям знания о некоторых архитектурных стилях, разных видах архитектурных сооружений;

*** учить сооружать постройки по образцу, по упрощённому чертежу и по представлению;

*** развивать творческое воображение.

В дошкольном учреждении необходимо оборудовать специальное помещение – класс конструирования, где разместили универсальный настольный деревянный конструктор и дополнительные нестандартные детали (сферы, полусферы, рельефные и усечённые конусы, наборы разных по величине брусков, цилиндров, пластин ), необходимые для создания разнообразных построек.

В групповых помещениях выделяются специальные площадки для размещения крупных построек  и хранения крупных построек и хранения различных конструкторов (деревянный набор  М. П. Агаповой , пластмассовый ЭЛТИК и мелкий ЛЕГО, металлический , трубчатый, модульный, конструктор « Город» и т. п.).

В доступном для детей месте разместили:

*** атрибуты для обыгрывания и декорирования построек (игрушки, элементы украшений) ;

*** трафареты для изображения отдельных строительных деталей в трёх проекциях и чертежи построек;

*** макеты памятников архитектуры, детского сада, улицы;

*** папки « Юный  архитектор» для хранения чертежей и построек, выполненных детьми;

*** репродукции и фотографии памятников архитектуры разных стилей;

*** плоскостные детали для моделирования изображений различных типов зданий.

Усвоение детьми основ знаний об архитектуре происходило как на занятиях ( подгрупповых и индивидуальных), так и вне учебной деятельности(просмотр видеофильмов, фотографии и иллюстрации  по теме, чтение художественной литературы, проведение бесед, экскурсий и целевых прогулок, сюжетно – ролевых и дидактических игр, экспериментальной и продуктивной деятельности).

На  занятии и в самостоятельной деятельности используются  различные виды детского конструирования: по образцу, по модели, по условиям, по чертежам, по замыслу.

  Особое внимание уделяется формированию пространственного мышления и навыков работы с чертежами.

Уже в средней группе дети учатся не только создавать по готовым чертежам, но и выполнять по трафаретам ( листы прозрачного пластика с прорезами, соответствующими по форме и размеру прямоугольным проекциям строительных деталей), чертежи отдельных деталей конструкторов и простейших построек из них.

Чтобы закрепить умение распознавать на чертежах изображения  отдельных строительных деталей, педагоги в игровой форме объяснили: каждую из них можно рассматривать спереди, сбоку и сверху. Например, загадать загадку.

Сбоку - треугольник, Сверху – я кружок. Назови меня, дружок.

Дети отгадывают ( Это конус») и рисовали «портрет» датали в разных проекциях, находя и обводя нужные «окошки» трафарета.

Старшим дошкольникам полученные навыки позволяют выявлять несоответствие выполненной постройки образцу или чертежу. А при создании постройки по замыслу или по условиям ( когда нужно внести в образец какие – либо изменения) дети могут самостоятельно нарисовать фасад и отобрать необходимые детали.

Научившись читать чертежи, дошкольники могут создавать постройки по следующему алгоритму:

  1. анализ (составление ) чертежа;
  2. отбор необходимых деталей;
  3. выполнение постройки по чертежу;
  4. сопоставление постройки с образцом (исправление ошибок).

На некоторых занятиях даётся только образец постройки, и для её воспроизведения  сначала надо было сделать чертежи с видом спереди ( фасад) и с видом сбоку. затем образец убирается и дети выполняли постройку по нарисованным чертежам.

Сложные и дополнительные задания предлагаются подгруппе дошкольников, имеющих высокий уровень знаний, умений и навыков. Например, дети, первыми завершившими постройку, могут преобразовать её по своему замыслу, внося красным карандашом соответствующие чертежи. Детям, испытывающим затруднения  при  выполнении задания, педагоги предлагают упрощенные варианты построек, а затем проводят с ними индивидуальную дополнительную работу.  

Особенно важно, по мнению педагогов, сформировать у дошкольников умение самостоятельно найти и нарисовать ошибку в чертеже или готовой постройке. Для этого детям предлагаются задания « Найди ошибку», «Проверь на точность», «Какой построили по этому чертежу», « Ошибка строителя», при выполнении которых они учатся детализировать конкретное изображение , выделять его характерные особенности, находить несоответствие я чертежа и постройки.

Следуя правилу «Каждый имеет право на ошибку», дети учатся доброжелательному взаимоконтролю.

Большой интерес вызывают у дошкольников занятия – путешествия, на которых они отправляются « реставрировать замки Франции» или «осматривать соборы Италии», знакомятся с деревянным и каменным зодчеством Руси.

Поддерживать эмоциональный настрой в течении занятий помогает использование иллюстративного материала, художественного слова, музыки.

Стены неприступные

К небу поднялись.

Крыши в форме конусов

Устремились  ввысь,

Вымпел яркий рыцарский

Закреплён на шпиле,

Этот  замок выстроен

В романовском стиле.

Дидактические игры, например, « Что сначала? Что потом?», «Путаница», « Река времени» , знакомят детей с этапами эволюции жилья человека (от пещеры до современных многоэтажных домов и индивидуальных коттеджей), а игры» Что в круге?», « Кто знает ,тот дальше продолжает», « Подскажи словечко» позволяют систематизировать знания детей о строительных материалах, используемых людьми при возведении жилищ ( глина, песок, снег, лёд, цемент, бетон, металл, дерево, смола), о строительных профессиях (архитектор, маляр, плотник, каменщик, прораб, крановщик, шофёр, экскаваторщик), о технике, работающей на стройках (грузовик, цементовоз, экскаватор, подъёмный кран, транспортёр, бетономешалка).

Использование педагогами элементов ТРИЗ помогло дошкольникам больше узнать об особенностях различных типов строений. Например, игра « Хорошо – плохо» убеждает их в том , что любое сооружение можно охарактеризовать с двух точек зрения. Отмечая достоинства и недостатки деревянного деревенского дома   , дети самостоятельно пришли к выводу : имея деревянный дом, надо принять меры безопасности:  купить огнетушитель, вести борьбу с грызунами и т. д.

ДЕРЕВЯННЫЙ  ДОМ  

          «ХОРОШО».

Можно самому придумать конструкцию дома.

Дерево – дешёвый строительный материал.

Дом можно покрасить в любой цвет.

В доме приятно пахнет и легко дышится.

«ПЛОХО».

Деревянный дом может сгореть.

Мыши могут прогрызть дыры в  стене.

Древесину могут испортить жуки  - короеды.

Надо топить печь, носить воду.

Важным для решения поставленных задач педагоги считают работу с родителями . Проведение собраний, консультаций, оформление альбомов с фотографиями построек и чертежами, выполненными детьми, помогают  родителям больше узнать об интересах своих сыновей и дочерей.

ЗАНЯТИЯ  ПО  КОНСТРУИРОВАНИЮ.

Старший дошкольный возраст

«В гостях у Кая и Герды». 

ЦЕЛЬ.     Продолжать знакомить детей с конструкциями старинных замков в романовском стиле. Развивать умение анализировать фронтальное изображение конструкции ( вид спереди – фасад), выделять её существенные части.

МАТЕРИАЛ.       Чертежи домов Кая и Герды. Карта (схема) улицы (вид сверху). Чертёж замка злого Тролля. Мольберт. Набор строительного материала, лист бумаги формата А 4 , карандаши простой и красный, трафарет – на каждого ребёнка.

Х О Д     З А Н Я Т И Я

Занятие  проводится  в  классе  конструирования.

Воспитатель ( показывает детям чертежи двух домов). В одном сказочном городе дома стояли так близко, что можно было сделать шаг и попасть из одного дома в другой , а кровли их почти соприкасались. Хозяева поставили на водосточные желоба длинные деревянные ящики, которые соединили окна соседей. В эти ящики они поставили зелень и кусты роз. Кто жил в этих домах? ( Кай и Герда.)

Как можно узнать расстояние между домами? ( Его можно измерить.)Выберите любую деталь и измерьте между домами.

Дети берут на выбор кирпичик, брусок или кубик (условную мерку) и выполняют задание.

Воспитатель.   Какую деталь можно использовать для того , чтобы соединить два дома и разместить на ней ящик с кустами роз? ( Кирпичик, брусок, пластину ).

Нарисуйте деталь , которой  вы хотели бы соединить дома.

Каждый ребёнок получает лист бумаги и с помощью трафарета изображает выбранную деталь в трёх позициях.

Воспитатель.    Вспомнить сказку. Что произошло с Каем?( Ученики злого  Тролля разбили волшебное зеркало, и его осколки попали Каю в глаза и в сердце.) Назовите и покажите детали , у которых , как и у осколков зеркала , одна острая вершина ( конус), четыре, пять, шесть вершин (полуцилиндр, пирамиды), восемь вершин (полукуб, куб, брусок, кирпич) . Назовите и покажите детали, у которых нет вершин. ( Цилиндр, сфера, усечённый конус.) А теперь постойте дома Кая и Герды по чертежам.

ДЕТИ  ВЫПОЛНЯЮТ  ЗАДАНИЕ.

Воспитатель.     На схеме улицы сказочного города можно рассмотреть крыши домов. Найдите среди них крыши домов Кая и Герды?  (Можно  расширить крыши , сделать навес или построить общую крышу.)Измените постройки в соответствии с вашим замыслом.

ДЕТИ  ВЫПОЛНЯЮТ  ЗАДАНИЕ.  Затем воспитатель на мольберт упрощенный чертёж фасада замка Тролля.

Воспитатель.     Я представляю замок Тролля  громадным мрачным строением с маленькими окнами.   Вот его чертёж.  (Показывает). Вечером вы можете построить замок по этому изображению или придумать свой вариант. А на следующем занятии мы узнаем продолжение истории Кая и Герды.

Во второй половине  дня в групповом помещении дети по желанию строят замок Тролля.

       

                                 Конспект занятия  

Тема:  «Во дворце Снежной королевы».

Цель.    Продолжать учить выполнять упрощенные изображения (проекции) отдельных строительных деталей. Познакомить с элементами архитектуры готического стиля. Развивать умение анализировать чертёж конструкции , выделять её характерные особенности. Закреплять умение самостоятельно отобрать строительный материал. Активизировать словарь (готический стиль, стрельчатые окна и арки, орнамент, опорные столбы, ажурные украшения).                

МАТЕРИАЛ.   Схема дворца.  Иллюстрации, открытки с изображением построек в готическом стиле. Коробка с прорезями, соответсвующими по форме и размеру строительным деталям. Трафареты, карандаши, лист бумаги формата А3 – на каждого ребёнка. Набор строительного материала.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Сказка продолжается. Случилась беда: похитила Снежная королева Кая. Горько плакала Герда. Всё вокруг напоминало ей Кая. Вот его коробка с игрушками.(Показывает.) Какие детали строительного материала она напоминает по форме? (Кирпич, куб, полукуб.) Назовите и покажите детали , которые могут свободно пройти в отверстие этой коробки.

ДЕТИ  ВЫПОПОЛНЯЮТ  ЗАДАНИЕ.

Воспитатель. Герда решила найти Кая. Она  оставила записку бабушке и отправилась в путь. Долго длилось его путешествие . Много людей и животных встретила девочка. Наконец северный олень  привёз её в царство вечной мерзлоты.

Проводится разминка. Дети выполняют движения по показу воспитателя.

Здесь холод, вьюга и метели

Взбивают снежные постели.

         Растут сугробы справа – слева.

Здесь царство Снежной королевы.

Воспитатель.   И предстал  перед  маленькой Гердой величественный ледяной дворец Снежной королевы. (Показывает образец постройки). Какими архитектурными деталями он украшен? (Ответы детей).

Здания, оформленные множеством стрельчатых окон и арок, опирающихся на столбы с устремлёнными ввысь ажурными башнями, остроконечными крышами, с обилием разных украшений, относя т к  готическому стилю. Стены этих зданий украшены сложными орнаментами, витражами, скульптурами.  

РЕБЁНОК.

 Если украшают сказочные замки

Витражи на окнах , стрельчатые арки,

Башенки ажурные издали видны,

Этот стиль готическим  называем мы.

Воспитатель.   Сделайте с помощью трафаретов чертёж Снежной королевы.

Дети выполняют задание. Затем воспитатель убирает образец, предлагает детям объединиться в пары и построить дворцы в готическом стиле.

        Тема:   « Киндер – городок». 

Воспитатель.   Жители Киндер – городка обратились к нам за помощью. Они продолжают строить свой город, и  им очень помогают ваши рисунки – чертежи. Но у киндер – строителей закончились мелкие детали, остались только бруски. Как мы обычно используем бруски? ( Строим из них фундамент, стены зданий.) Подскажите, что делать киндер – строителям? (Можно распилить бруски на более мелкие детали). Возьмите трафарет, нарисуйте брусок. Затем   наметьте красным карандашом , какие мелкие детали строительного материала можно получить , распилив брусок.

Дети выполняют задание, затем по очереди рассказывают , какие детали они получили из бруска. Воспитатель выставляет  чертежи на доске , раздает детям мешочки с мелкими деталями строительного.

Воспитатель.    Я буду загадывать загадки, а вы вынимайте из мешочка детали – отгадки.

Лицо – треугольник,

Вид сверху – кружок,

Назови меня, дружок!  (КОНУС )

Что это за деталь, ребята:

Все грани у него – квадраты?    (КУБ )

Вид спереди – квадрат ,

Вид сверху – ровный круг,

Стакан – родной мой брат,

А конус – только друг.    ( Цилиндр. ) 

Изогнулся брусок –

Входной проём украсить смог.   ( Арка ).

Дети выполняют задание.

Воспитатель.     Строители Киндер – городка прислали чертежи необходимых им деталей, но бумага в  дороге намокла.  ( Показывает чертежи трёх – четырех  деталей  в одной проекции ) . Назовите детали, которые были изображены на  чертежах, и достаньте из мешочков.

Дети выполняют задание.

Воспитатель        ( даёт каждому ребёнку чертеж и выставляет на стол готовую постройку ). У каждого из вас чертёж башни – вид спереди, сверху или сбоку. Найдите ошибку в чертеже и исправьте её с помощью трафарета и красного карандаша.

Дети выполняют задание.

ПР ОВ ОД И Т С Я    Р А З М И Н К А.  Дети выполняют задания по показу воспитателя.

Вправо – влево  наклоняйтесь.

Как цилиндры покачайтесь.

Попрыгайте как шарики.

Сделайте  « фонарики».

Воспитатель.     На прошлом занятии вы придумали и нарисовали чертежи различных зданий для   жителей Киндер - городка  . (Выставляет базовые чертежи.) Скажите, какие части есть у каждого дома?  (Фундамент, стены, окна, двери, крыша.) Какими деталями вы хотите украсить эти постройки?  (Конусами, призмами, арками, полуцилиндрами.)  Дополните чертежи изображением этих деталей и постройте здания. Дошкольники с помощью трафаретов вносят изменения в базовые чертежи, подбирают детали приступают к конструированию.

Вечером дети обыгрывают постройки, используя мелкие игрушки из киндер – сюрпризов.  

Тема:   « Загадки королевы Архитектуры».

В И К Т О Р И Н А.

Проводится игра  « Золотые ворота», в ходе которой дети и родители распределяются на две команды  ( Строители» и « Конструкторы») . Участники выполняют задания, их результаты оценивают жюри.

« Эмблема команды». 

Участники с помощью трафаретов рисуют эмблемы своих команд.

« Что нам стоит дом построить» .

Каждой команде даётся чертёжи набор деталей, количество которых соответствует числу участников. Игроки рассматривают чертежи , анализируют последовательность выполнения постройки. Каждый участник берёт одну деталь. По команде ведущего игроки поочерёдно подбегают к столу и расставляют детали в соответствии с чертежом. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

« Знаете ли вы?»

 Ведущий показывает изображения памятников архитектуры. Родители должны назвать стиль, к которому относится то или иное здание.

« Отгадай, где звучит». 

Ведущий показывает карточки с изображением музыкальных инструментов ( барабан, лютня, скрипка, орган, арфа, балалайка). Дети – участники каждой команды – определяют, где они могли бы звучать: в рыцарском замке, дворце, храме, русской избе и т. д.  

« Знаменитые архитекторы» .

Взрослые участники команд поочерёдно называют фамилии известных им архитекторов. Побеждает команда, ответ участника которой прозвучал последним.

« Здания моего города» . 

Дети поочерёдно называют самые красивые и известные дома своего города. Побеждает команда, ответ участника которой прозвучал последним.

Разгадывание  кроссворда. 

Как называли архитектора в Древней Русси ……( Зодчий.) 

Высокая пирамидальная крыша колокольни или башни в русском деревянном и каменном зодчестве.  ( Шатёр.) 

Город России , знаменитый своими каналами и мостами.  ( Санкт – Петербург.)  

Условное графическое изображение предмета или здания.  (Чертёж.)

Деталь строительного материала, у которого есть и треугольные , и квадратные стороны.  ( Пирамида.)

Какая деталь похожа на шапочку?   ( Полусфера.) 

Кубик + кубик + кубик = ……(Брусок.)

Жюри подводят итоги викторины . Победители награждаются сувенирами.

При проведении занятий ,   экскурсий и игр по теме « Ознакомление дошкольников с архитектурой» наряду с задачами по конструированию решаются  общеразвивающие  и воспитательные:

*** развитие мелкой моторики рук, координации движений, связной речи, логического мышления, внимания, наблюдательности, воображения;

*** воспитание инициативности, самостоятельности, аккуратности, доброжелательности, стремление к созидательной деятельности;

*** формирование умения планировать свою работу, рассказывать о последовательности её выполнения , аргументировать  и отстаивать свою точку зрения;  

*** ознакомление с особенностями архитектуры разных стилей и эпох.

В течение учебного года с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями проводятся различные мероприятия:  занятия,  экскурсии,  игры и т. д.

Темы  занятий.

  « Угадай – ка».      Закрепить умение различать на базовых чертежах изображение деталей строительного материала. Учить рисовать детали в трёх проекциях (вид спереди, сбоку, сверху) с помощь трафарета.

«Заказ на строительные детали для деревообрабатывающего комбината» .    Уточнять знание о материалах, из которых изготавливают детали строительных наборов (дерев

о, пластмасса, металл) , и их свойствах.  Учить определять форму детали  при рассматривании её с разных позиций.  Закреплять умение находить сходство и различие деталей (куб – брусок, конус – призма).

«Какие детали не дорисовал Карлсон».      Учить выполнять чертеж  (вид спереди – самостоятельно, вид сбоку, вид сверху – с помощью воспитателя), определять по чертежу одной проекции постройки (вид спереди) пространственное расположение деталей.

«Карлсон  обещал вернуться».       Учить  анализировать, исправлять (дополнять ) чертёж конструкции, состоящей из двух – трёх деталей, соотносить его с  постройкой.

«Прогулка  с  Карлсоном по  крышам».        Учить читать  чертежи , находить и  исправлять с помощью красного карандаша ошибки, строить по чертежам элементарные постройки. Побуждать придумывать новую конструкцию, используя те же детали.

«Киндер – городок».      Учить выполнять постройки, выделяя её функциональные части. Формировать умение разделять силуэт крупной детали на части, из которых она может составлена.  Закреплять умение читать и рисовать чертежи строительных деталей в трёх проекциях.

« Загадка  архитектура».        Закреплять представление о профессии архитектора. Учить анализировать чертёж постройки: Узнавать изображенный предмет, определять расположение  его основных частей, подбирать строительные детали для  воспроизведения конструкции, изменять чертёж в соответствии с вариантами реконструкции  постройки.

«Заюшкина  избушка».         Дать представление об избе как образце русского деревянного зодчества.  Учить создавать чертёж деревенской постройки, вносить в соответствии с её назначением  (жилой дом, коровник, курятник). Закреплять умение делить силуэтное изображение постройки на части, соответствующее на части, соответствующие по форме деталям строительного материала.      

   

«Теремок».       Продолжать учить анализировать структуру постройки в соответствии с её назначением. Учить изменять чертёж (вид спереди) по заданным условиям, например, сделать дом более просторным.  Закреплять представление о строении и декоративном оформлении русской избы.

«Сказочный  городок».     Учить составлять рассказ о будущей постройке и последовательности её создания. Закреплять умение рисовать чертеж фасада здания(вид спереди) и выполнять соответствующую постройку.

«Кремли  Древней  Русси».       Дать представление о деревянном и каменном зодчестве Древней Русси. Учить анализировать чертёж фасада здания (вид спереди),  выполнять по нему  постройку и рисовать чертежи других проекций (вид сбоку, вид сверху). Закреплять  умение заменять одни детали другими, используя при их измерении условные мерки.        

«Неприступная  крепость».         Расширять представление о памятниках русского каменного зодчества. Знакомить с характерными элементами кремля (многогранные дозорные башни, зубчатые стены, крыши в форме шатра или купола, ворота и т. д.), с использованием особенностей ландшафта при строительстве оборонительных сооружений ( возведение крепостей в виде замкнутого пространства на возвышенностях, на берегах рек).

«Саровская  колокольня».     Знакомить с памятниками русского каменного зодчества родного города. Закреплять умение разделять силуэтное изображение постройки на части , соответствующие по форме деталям строительного материала; воспроизводить конструкцию, опираясь на полученный чертёж.

«Античные  храмы  и  дворцы».         Дать представление об особенностях античной архитектуры. Закреплять умение  анализировать чертёж(вид спереди), создавать по нему постройку. Учить рисовать чертежи других проекций ( вид сбоку, вид  сверху), выделяя штриховкой проёмы окон  и дверей.

«Триумфальные арки».       Знакомить с историей возникновения и особенностями декора (барельефы, колонны, скульптуры)триумфальных арок.  Закреплять умение выделять конструктивные части( опоры, арочные перекрытия) постройки; строить по чертежу фасада (вид спереди), самостоятельно рисовать вид сбоку.      

«В  гостя  у  Кая  и Герды».        Продолжать   знакомить с конструкциями старинных замков  в романовском стиле. Развивать умение анализировать чертёж конструкции (вид спереди), выделять её существенные части.

«Во   дворце   Снежной   королевы».      Знакомить с элементами архитектуры  готического стиля. Закреплять умение анализировать   чертёж  конструкции, выделять её характерные особенности, самостоятельно отбирать необходимый строительный материал. Закреплять умение выполнять чертежи отдельных строительных деталей.

«Замок   разбойников».       Закреплять знания об особенностях  архитектуры романского стиля. Учить рисовать фасад постройки с помощью трафарета в масштабе 1 : 2, вносить изменения в чертёж и готовую постройку.  

«Сказочные   замки».     Систематизировать знания о характерных особенностях  строений романского  и готического стилей.  Учить использовать при выполнении постройки предметы – заместители. Закреплять умение отбирать строительные детали с учётом стилевых особенностей постройки, использовать условную мерку при выполнении чертежа.

«Мост   дружбы».     Формировать умение выделять в различных видах построек общие функциональные части (опоры, пролёты, спуски, перила, проезжая часть).  При создании чертежа учить выбирать наиболее информативную проекцию.

«Мост   для   машин  и  пешеходов».       Учить создавать постройку по чертежу одной из проекций  (вид сбоку). Закреплять умение дополнять конструкцию деталями (фонарики, светофор, арки). Учить вносить изменения в чертёж, используя условную мерку.

«Мост  для  нашего   города».       Продолжать учить создавать постройку с учётом конкретных условий (ширина реки, высота берегов, наличие дороги, строений, зелёных насаждений и т. д. ), планировать работу, отбирать необходимые строительные детали, учитывая функциональное назначение различных частей конструкции.

«Городской   транспорт».       Закреплять умение рисовать чертёж предмета, детализировать , дополнять и видоизменять его, воспроизводить  конструкцию.

«Военные   машины».        Продолжать учить выделять общие функциональные части военных машин, видоизменять чертёж – основу в соответствии с выбранной моделью.

«Транспорт     будущего».         Формировать умение самостоятельно рисовать чертёж конструкции с учётом её функционального назначения и выполнять соответствующую постройку .

«Город    будущего».     Продолжать учить придумывать различные по назначению и декоративному оформлению сооружения, рисовать их чертежи и выполнять по ним постройки.  

 

И Г Р О В А Я     Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь .

Дидактические  игры

  «Что  изменилось?».        Развивать память , внимание. Закреплять умение сравнивать и находить несоответствия в чертежах (готовых постройках).

«Чего  не хватает?».      Закреплять умение анализировать чертёж конструкции, сравнивать его с постройкой, находить и устранять несоответствия.

«Раз, два, три ко мне беги!».      Закреплять умение различать и называть строительные детали.

«Четвёртый  лишний».     Развивать умение  соотносить детали строительного материала (готовые постройки) с их изображением на чертеже.

«Теремок».         Закреплять умение находить сходство и различие строительных деталей.

«Строим  дом».        При выполнении постройки  дома  развивать умение учитывать пропорции составляющих его частей (крыша, стены, дверь, окна).

«Что  сначала, что потом?».       Закреплять знания последовательности рисования чертежа и  воспроизведения постройки .

«Хорошо – плохо».            Развивать умение выделять преимущества и недостатки различных построек (средневековый замок, деревянный дом и т. д.).

«Сложи  квадрат».    Развивать умение составлять целое из частей.

«Чем  похожи ,  чем различаются?»           Учить находить сходство и различие памятников  деревянного и каменного  зодчества , называть декоративные элементы.

«Что  за  чем?»           Закреплять знания последовательности выполнения постройки.

«Дорисуй   предмет».             Развивать творческое    воображение.

«Памятники   архитектуры».        Учить   описывать  постройки, относящиеся к различным архитектурным   стилям, выделять характерные особенности их конструкции декора.

«Лабиринты».      Формировать умение ориентироваться на листе  бумаги.

«Колумбово  яйцо».       Развивать творческое воображение, умение составлять целое из частей по образцу и замыслу.

«По   улицам  городов   мира».          Учить проводить экскурсии , используя  иллюстрации;  составлять рассказы об архитектурных памятниках.  

«Что   в  круге?»          Закреплять знание о строительных  профессиях  (строительных материалах 0.

«Ошибка   строителя».          Учить соотносить  предмет (постройку ) с его силуэтным или контурным изображением.

«Танграм».         Развивать творческое воображение, способность выделять части целого.

«Уникуб».     Развивать  способность к анализу. синтезу, комбинированию.

Складывание  пазлов.       Развивать  внимание, усидчивость, логическое мышление.

«На   что  это  похоже?»        Учить соотносить предмет  с его изображением на чертеже.

«Волшебные  палочки».            Учить составлять схематическое  изображение предмета с помощью счётных палочек.            

 

C Ю Ж Е Т Н О   - Р О Л Е В Ы Е      И  Г  Р  Ы.

 «Кораблик».        Развивать умение строить по чертежу и образцу , в ходе обыгрывания постройки вносить в неё необходимые изменения. учить использовать постройки в игре. Закреплять умение распределять роли, согласовывать действия.

«Гараж».      Учить планировать работу, заранее продумывая , какие модули (детали)  будут нужны для постройки. Закреплять умение распределять игровые роли (заказчик, строитель, сварщик, кровельщик и т. д.) .

«Избушка   на   курьих   ножках».      Закреплять навыки работы со строительным  материалом  ЭЛТИК . Продолжать учить использовать постройки в игре. Закреплять умение распределять роли,  согласовывать действия.

«Терема».    Учить  находить сходства и различия в постройках каменного и деревянного зодчества, использовать чертежи при постройке и домов сказочных героев. Закреплять умение распределять роли, согласовывать действия, использовать постройки в игре.

«Дорога».      Побуждать  объединять  в единый  сюжет элементы  различных игр («Магазин», «Дорожное движение»,  «Семья»и т. д. ). При создании построек использовать предметы – заместители бросовый материал. Закреплять умение распределять роли, согласовывать действия, использовать постройки в игре.  

 

Худож ественная и познавательная литература.

Баруздин С.   Кто  построил  этот дом?» - Новосибирск: Кн.  изд – во, 1953.

Брагин А. «Всё обо всём». Детская энциклопедия – М.: АСТ, 2004.

Губарёва М. Низовский А. «Сто великих храмов мира. – М,: Вече, 2003.

Дитрих А. , Юрмин Г., Кошурникова Р. «Почемучка»  - М.:Педагогика, 1988.

Зубков Б.  «Как построить небоскрёб». – М.: Малыш, 1977.

Иванов Б. «Русские крепости». – М.: Искусство, 1996.

Ильин. М., Сегал Е. «Дом из стекла».  – М.: Малыш,  1977..

Кассиль Л. «Твои защитники». – М.: Дет. лит – ра, 1976 .

Лучесской К. «От пирамиды  -  до телебашни. Энциклопедический словарик от А до Я со всеми остановками». – М.6 Дет. лит – ра, 1979.

Нефёдова К. «Дом . Какой он?» М.: Гном и Д.,2008.

Рощин А. «Мы строим дом». М.: Стройиздат, 1989.

«Что такое. Кто такой». В трёх томах. – М.: Педагогика, 1990.

Юрмин Г. «Все работы хороши, выбирай на вкус! Рассказы о профессиях». – М.: Дет. лит – ра, 1986.

Яхнин Л. «Сколько братьев у нашего дома?» - М.: Малыш, 1986.

Экскурсии.

Экскурсия на строительную площадку.

Экскурсия в городской музей.

 Экскурсия к саровской колокольне.

Целевая прогулка к мосту через реку.

Целевая прогулка по улице А. Харитона.

Работа с родителями.

Экскурсия в кабинет конструирования.

Конкурсы:

*** аппликаций из природного материала «Сказочный терем»;

*** поделок из бросового материала;

*** построек по замыслу из ЛЕГО.

Консультация     на тему:  «Рисуем по трафарету».

Оформление фотогазеты    «Чтобы дом построить новый…».

Родительское собрание  на тему:   «Развитие творческих способностей в ребёнка в детском саду и дома».  

Изготовление теремка и сказочных героев  (Работа кружка «Конструирование из бумаги» ).

Рекомендации родителям   «Как выбрать игрушку?».

Познавательная викторина  «Загадки королевы Архитектурии».   Обобщение опыта семьи Губачёвых «Как мы развиваем творческие способности своей дочери».

 

Оснащение педагогического процесса.

*** Изготовление чертежей деталей и построек из двух – трёх деталей.

*** Подбор иллюстраций с изображением памятников архитектуры городов России: Москвы, Нижнего Новгорода, Владимира, Суздаля.

*** Составление словаря архитектурных терминов.

*** Изготовление дополнительных строительных деталей  (усеченные конусы, пирамиды, сферы, полусферы, бруски и цилиндры с рельефной поверхностью и др.) .

*** Выставка детских чертежей.

*** Оформление фотоальбома «Наш город».

Оформление папки с загадками о строительных деталях и архитектурных стилях.

*** Обновление трафаретов.

*** Дополнение и классификация иллюстраций по теме  «Транспорт».

 *** Систематизация детских чертежей ( папка «Юный архитектор»).

*** Изготовление из бросового материала машин, зданий и светофора для макета «Дорога».

*** Выставка детских рисунков и чертежей.  

   

  

 

 

 -    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Знакомим детей с произведениями К.И.Чуковского" для детей 2-ой младшей группы

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интер...

Презентация "Знакомим детей с архитектурой" подготовительная к школе группа

Презентация "Знакомим детей с архитектурой" является итоговой работой проекта. В данный проект вошла следующая работа:Рассматривание фотографий архитектурыЗнакомство детей с разными стилями архитектур...

Знакомим дошкольников с архитектурой.

Статья и непосредственно-образовательная деятельность для знакомства дошкольников с понятием "архитектура"....

Рабочая программа кружка "Ознакомление детей с архитектурой" для детей 5-6 лет.

Программа предпологает формирование элементарных представлений у детей 5-6 лет об архитектуре: рассматривание различных типов архитектурных строений, их функционального назначения; а также средства вы...

Как знакомить дошкольников с архитектурой

Знакомясь с архитектурой, ребёнок на бессознательном уровне познаёт тайны мироздания, поскольку архитектура – это и летопись человеческой жизнедеятельности, память об историческом пути развития....

Зачем знакомить дошкольника с архитектурой?

Важность ознакомления дошкольника с архитектурой...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ознакомление детей с архитектурой" 5-6 лет

Уже с младшего дошкольного возраста мы формируем у детей понимание архитектуры как необходимого для человека объекта окружающей действительности.Позже мы представляем детям архитектуру и как вид искус...