Знакомим дошкольников с архитектурой.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Кутовая Ирина Павловна

Статья и непосредственно-образовательная деятельность для знакомства дошкольников с понятием "архитектура".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomim_doshkolnikov_s_arhitekturoy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомим дошкольников с архитектурой

МКДОУ ЦРР - детский сад №9 г. Россошь

 воспитатель Кутовая И.П.

С древнейших времён человечество окружают здания, сооружения и постройки различного назначения. Для современного человека они стали неотъемлемой частью его среды обитания. Совокупность этих объектов и принято называть архитектурой.

Мы решили познакомить наших воспитанников с основами архитектуры, научить их видеть красоту различных зданий и передавать её в своих работах. Начали с хорошо знакомого детям-современной городской улицы, на которой они живут.

Район, в котором находится наш детский сад, не отличается своеобразием и красотой зданий: в основном это пятиэтажки, построенные по типовому проекту. Но как раз их «простота» (чёткая геометрия стен, окон, дверей ) облегчает работу детей по их изображению и составлению композиции. Воспитатель рассказывает о том, что с давних времён люди, начав строить, стремились определить главные качества, которым должно соответствовать любое строение: это назначение, прочность, красота.  Наука и искусство проектировать, строить называется архитектурой, а человек, который ею занимается,- архитектором.

Дети узнают, как называются основные части здания, для чего они нужны.  Воспитатель уточняет, что все здания строятся для человека, для удовлетворения различных его потребностей; их величина, особенности строения, украшения определяются назначением.

Позднее дети узнают, что индивидуальное строительство отличается большим разнообразием форм, украшений, зачастую более тесно связано с традиционным национальным зодчеством. Выразительность и индивидуальность деревянным домам придают такие архитектурные особенности, как увеличенные свесы крыш, разные переплёты, остекление веранд и крыльца, элементы декора.

Применить полученные архитектурные знания на практике детям  лучше всего помогает конструктивная деятельность. Чтобы наглядно это продемонстрировать, предлагаем вашему вниманию разработку конспекта.

 

Конспект НОД по конструированию

для детей старшей группы «Наш город».

Составила воспитатель МКДОУ ЦРР-детский сад№9 г. Россоши

Кутовая Ирина Павловна

(открытый показ для студентов Россошанского педагогического колледжа).

Цель: учить создавать игровой макет города в процессе совместной

          творческой деятельности;

уточнить знания детей о строении дома и его назначении;

познакомить детей с современной архитектурой города;

закреплять умение детей работать по схемам в создании макета.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций домов и зданий с архитектурой нашего города; выставка рисунков на тему «Дом, в котором я живу»; беседы с детьми о родном городе и о профессиях их родителей; чтение стихотворения Д.Родари «Чем пахнут ремесла»,;разучивание стихов, отгадывание загадок.

Развивающая среда: фотографии; макет улицы (дома, автомобильная дорога, деревья, машины, пешеходный переход, светофор); фото с иллюстрациями детского сада, школы, магазина, парикмахерской, больницы, кафе, полиции, почты;

 наборы мелкого строительного материала, конструктор типа «Лего», конструктор готовых форм, схемы построек, мелкие игрушки, машинки.

 Ход  совместной  деятельности:

  1часть. Организационно-мотивационная

Воспитатель предлагает детям разгадать загадку:

Городские великаны прячут жителей в карманы.

Там порядок и уют

Горожане там живут.

Воспитатель: Что же это?

Дети: дом.

Воспитатель: Какой дом одноэтажный или многоэтажный?

Дети: многоэтажный.

часть. Моделирование и разрешение проблемной ситуации

Сюрпризный момент:( Появляется Буратино) Раздается стук в дверь.

Буратино: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Буратино: Ребята, я много учился у Мальвины и теперь много знаю. Хочу вас познакомить с архитектурой нашего города. Вы согласны?

Дети: Да.

Дети садятся за столы.

Буратино предлагает детям рассмотреть фото с изображением зданий города. Проводится беседа о городе.

Буратино: Какие здания вы видите на фотографии?

Дети: жилые дома, магазин, аптека, кинотеатр. Есть высокие, многоэтажные дома, с колоннами, детский сад - двухэтажное здание.

Буратино: Как расположены здания и сооружения?

Дети: между зданиями есть проходы, чтобы могли пройти люди, проехать машины.

Буратино: Какие должны быть здания в городе, чтобы жителям там комфортно жилось?

Дети: магазин, аптека, почта, дома, детский сад.

Буратино: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой.  Кто проектирует и строит дома?

Дети: архитектор проектирует дома, а строители их строят.

Буратино: Архитектор придумывает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь свои задумки ему помогают строители. Какие должны быть архитектурные сооружения?

Дети: красивые, прочные, устойчивые.

Буратино: Давайте и мы сегодня станем строителями и построим наш город, красивые здания по чертежу из деталей строительного материала. Строить здания вы будете вдвоем, объединитесь в пары.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к строительству, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Динь-дон, динь-дон,

Гномы строят новый дом.

Красят стену, крышу, пол,

Прибирают всё кругом.

Мы к ним в гости придём

И подарки принесём:

На пол- мягкую дорожку,

Расстелив её к порожку.

Две подушки на диван,

Мёду липового жбан.

3 часть. Самостоятельная творческая деятельность

Воспитатель: Чтобы построить дом, строителям нужна схема или план, я предлагаю вам схемы (Буратино помогает раздать детям схемы).

Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей и каких?

Дети рассматривают схемы, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в паре, кто, что будет строить.

Воспитатель: А теперь подберите строительный материал к этому чертежу и начинайте постройку.

В ходе строительства воспитатель и Буратино оказывают помощь, советуют, наблюдают за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции).

4 часть. Итог совместной деятельности

Воспитатель: Ну вот и готовы ваши здания. Давайте расставим их в нашем городке.

Размещение готовых изделий для игры.

Воспитатель: Расскажите мне, какие здания вы построили?

Ответы детей

Воспитатель: А что вам сегодня больше всего понравилось? (Спросить каждого ребёнка, называя по имени).

Воспитатель: Вам понравилось быть строителями?

Дети: да.

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились. А сейчас вам, что больше всего хочется?

 Дети: поиграть.

Воспитатель: А можно мне и Буратино с вами поиграть?

Дети: да.

Дети берут мелкие игрушки и машинки, разворачивают игру «Наш город».

Свободная деятельность детей.

Кутовая И.П. 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомим детей с архитектурой" подготовительная к школе группа

Презентация "Знакомим детей с архитектурой" является итоговой работой проекта. В данный проект вошла следующая работа:Рассматривание фотографий архитектурыЗнакомство детей с разными стилями архитектур...

Программа "Знакомим старших дошкольников с архитектурой"

В программе обозначена цель, задачи по ознакомлению дошкольников 5-7 с архитектурой. Представлен перспективный план деятельности по разделам....

Знакомим детей с архитектурой.

Знакомство детей с архитектурными постройками....

Архитектура как вид искусства, возможности ознакомления дошкольников с архитектурой

Происходит от латинского слова «architectura», которое состоит из двух корней: «архи» — «главный» и «тектон»— «строитель»....

Как знакомить дошкольников с архитектурой

Знакомясь с архитектурой, ребёнок на бессознательном уровне познаёт тайны мироздания, поскольку архитектура – это и летопись человеческой жизнедеятельности, память об историческом пути развития....

Зачем знакомить дошкольника с архитектурой?

Важность ознакомления дошкольника с архитектурой...