Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»
консультация (средняя группа) на тему

Наталья Александровна Парфенова

Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему:
«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

 

Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.

Задачи:

1. показать, как обучение пересказа влияет на всесторонние развитие ребенка;

2. учить, правильно подбирать текст для обучения детей пересказу;

3. познакомить родителей с методикой обучения детей пересказу.

 

Добрый вечер, уважаемые родители!

- Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми дома.

- Как вы считаете, нужно ли обучением пересказу текста заниматься с детьми дома?

- В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один - два раза в месяц. Этого не достаточно для наших детей, т.к. умение пересказывать в дальнейшем пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.

- Зачем нужно учить детей пересказу?

- В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:

  • Обогащается и расширяется словарь;
  • Формируются навыки словоупотребления;
  • Усиливается языковое чутье;
  • Внимание и интерес к образному слову.

Развиваются все психические процессы:

  • Внимание (умение внимать);
  • Память (запоминание текста);
  • Мышление (логика изложения).

Возрастает роль произвольно- волевых процессов:

  • Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.

- Как вы считаете, можно ли для пересказа брать любое произведение? Почему?

Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Произведения описательного характера лучше не брать, т.к. ребенку будет сложно запомнить данный текст, например, вот такое произведение Ушинского «Лошадь».

Для пересказов с детьми предлагаю перечень произведений, которые вы можете с детьми рассказывать дома.

Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.

В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу в старшей группе:

- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;

- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

- излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас помочь, нам в этом.

- Теперь послушайте два текста и определите, какое из этих произведений можно взять для пересказа? (Сказка «Лиса и рак», «рассказ. К. Д. Ушинского Петушок».)

- Почему выбрали первый текст, а не второй?

- Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением? Почему?

- Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.

- Что нужно делать после чтения текста?

- Конечно, побеседовать о прочитанном.

- Какие будите задавать вопросы?

- Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.

- Побеседовали надо сразу пересказывать текст с ребенком? Ваше мнение!

- Конечно, надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.

- При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.

- Прочитали сказку, а теперь можете предложить ребенку пересказать.

- Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.

Теперь давайте поиграем. Проведем небольшое занятие.

- Ребята послушайте интересную сказку. Сели удобно.

Читаю сказку.

- Как называлась сказка?

- Что при встрече сказала Лиса Раку?

- Как Рак ответил Лисе?

- Каким голосом говорила Лиса? Рак?

- Что сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?

- Когда Рак отцепился от Лисы?

- Что услышала Лиса от Рака?

Молодцы ребята отвечали на вопросы хорошо.

Физминутка.

- Ребята послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить.

Читаю сказку и предлагаю родителям рассказать.

(Кому-то одному и по ролям.)

Молодцы ребята рассказали хорошо.

- Что узнали нового?

Спасибо за встречу!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.odt24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему:
«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

 

Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.

Задачи:

1. показать, как обучение пересказа влияет на всесторонние развитие ребенка;

2. учить, правильно подбирать текст для обучения детей пересказу;

3. познакомить родителей с методикой обучения детей пересказу.

 

Добрый вечер, уважаемые родители!

- Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми дома.

- Как вы считаете, нужно ли обучением пересказу текста заниматься с детьми дома?

- В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один - два раза в месяц. Этого не достаточно для наших детей, т.к. умение пересказывать в дальнейшем пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.

- Зачем нужно учить детей пересказу?

- В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:

  • Обогащается и расширяется словарь;
  • Формируются навыки словоупотребления;
  • Усиливается языковое чутье;
  • Внимание и интерес к образному слову.

Развиваются все психические процессы:

  • Внимание (умение внимать);
  • Память (запоминание текста);
  • Мышление (логика изложения).

Возрастает роль произвольно- волевых процессов:

  • Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.

- Как вы считаете, можно ли для пересказа брать любое произведение? Почему?

Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Произведения описательного характера лучше не брать, т.к. ребенку будет сложно запомнить данный текст, например, вот такое произведение Ушинского «Лошадь».

Для пересказов с детьми предлагаю перечень произведений, которые вы можете с детьми рассказывать дома.

Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.

В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу в старшей группе:

- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;

- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

- излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас помочь, нам в этом.

- Теперь послушайте два текста и определите, какое из этих произведений можно взять для пересказа? (Сказка «Лиса и рак», «рассказ. К. Д. Ушинского Петушок».)

- Почему выбрали первый текст, а не второй?

- Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением? Почему?

- Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.

- Что нужно делать после чтения текста?

- Конечно, побеседовать о прочитанном.

- Какие будите задавать вопросы?

- Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.

- Побеседовали надо сразу пересказывать текст с ребенком? Ваше мнение!

- Конечно, надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.

- При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.

- Прочитали сказку, а теперь можете предложить ребенку пересказать.

- Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.

Теперь давайте поиграем. Проведем небольшое занятие.

- Ребята послушайте интересную сказку. Сели удобно.

Читаю сказку.

- Как называлась сказка?

- Что при встрече сказала Лиса Раку?

- Как Рак ответил Лисе?

- Каким голосом говорила Лиса? Рак?

- Что сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?

- Когда Рак отцепился от Лисы?

- Что услышала Лиса от Рака?

Молодцы ребята отвечали на вопросы хорошо.

Физминутка.

- Ребята послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить.

Читаю сказку и предлагаю родителям рассказать.

(Кому-то одному и по ролям.)

Молодцы ребята рассказали хорошо.

- Что узнали нового?

Спасибо за встречу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие»

Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях. Задачи: 1. показать, как обучение пересказа влияет на всесторонние развитие ребенка...

«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

В консультации родителям даются рекомендации о том, как помочь ребенку научиться перессказывать...

Консультация для родителей на тему: « Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.Задачи:1. показать, как обучение пересказа влияет на всестороннее развитие ребенка;2. у...

Консультация для родителей: "Пересказ, как одно из форм развития речи и памяти"

Пересказ в дальнейшем пригодится детям в успешном обучении....

Родительское собрание на тему «Пересказ как одна из форм развития связной речи».

Конспект родительского собрания на тему «Пересказ как одна из форм развития связной речи». Также представлена анкета для родителей «Речь вашего ребенка»...