Методическая разработка Цикл бесед
методическая разработка (старшая группа) на тему

Максина  Светлана  Викторовна

Цели занятия: 

 Познакомить с деревянными детскими инструментами и приѐмами игры на них, привлечь их внимание к разнообразному миру

звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными

инструментами. 

 Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звуковом творчестве, ассоциативное мышление и

воображение. 

 Учить выразительно использовать «деревянные» звуки, соотносить образ и исполнительские приёмы игры.

 

Музыкальные инструменты: Ложки, трещотки, деревянные коробочки,

клавесы (палочки), ксилофон.

Пособия и материалы: Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных

размеров, деревянная посуда, игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_tsikl_besed.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  №1

«ИГРЫ С ДЕРЕВЯННЫМИ ЗВУКАМИ»

Цели занятия:  

 Познакомить с деревянными детскими инструментами и приѐмами игры на них, привлечь их внимание к разнообразному миру

звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными

инструментами.  

 Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звуковом творчестве, ассоциативное мышление и

воображение.  

 Учить выразительно использовать «деревянные» звуки, соотносить образ и исполнительские приёмы игры.

Музыкальные инструменты: Ложки, трещотки, деревянные коробочки,

клавесы (палочки), ксилофон.

Пособия и материалы: Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных

размеров, деревянная посуда, игрушки.

                                                       Ход занятия:

Хозяйка гостиной: Сегодня вы сможете услышать необычные истории, а

рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду. Какие

вы видите вокруг деревянные предметы?

Дети: Стол, стулья, двери, пианино, оконные рамы.

Хозяйка гостиной: Чтобы услышать их голоса, нужно подойти к ним и

постучать.

(Дети поочерёдно подходят к деревянным предметам и стучат по ним.)

Хозяйка гостиной: Голоса «деревянных» предметов одинаково звучат или

отличаются друг от друга?

Дети: Отличаются: одни звучат звонко, другие – глухо.

Хозяйка гостиной: Вот посмотрите на столе лежат деревянные предметы:

карандаши, палочки, кубики. Послушайте, звуки каких деревянных

предметов звучат?

(Слушание бытовых деревянных звуков )

Хозяйка гостиной: Деревянный звук бывает разным по звучанию.

Деревянный звук – какой?

Он стучащий и сухой,

Тёплый и трескучий,

Тихий и гремучий.

Со временем деревянные звуки переселились в деревянные музыкальные

инструменты: ложки, коробочки, клавесы, рубель, которые вначале были

обыкновенными деревянными вещами: ложками ели, рубель служил

стиральной доской, клавесы были палочками, а коробочки – шкатулками.

Шкатулка - это стукалка

Для всяких разных штук.

И, если потрясти еѐ,

Услышишь «тук -тук -тук».

Хозяйка гостиной трясёт шкатулку, в которой лежат несколько бусинок.

Предлагает детям наполнить коробочку фасолью.

Хозяйка гостиной: Как изменился звук?

Дети: Сначала звук был тихим, а потом стал громким.

Хозяйка гостиной: (показывает ксилофон) Ребята, как называется этот

инструмент?

Дети: Ксилофон.

Хозяйка гостиной: Правильно. Послушайте как красиво и негромко он

звучит. (Играет на ксилофоне).

Дети играют на деревянных инструментах.

Хозяйка гостиной: Как можно поиграть на палочка х?

Дети: Постучать друг о друга, покатать по полу, потереть между

ладонями.

Речевая модель «Палочка – стучалочка»

Дети садятся в круг на полу, ударяют по полу палочками, держа их вертикально, затем  скрещенными палочками друг о дружку, по своим коленям, по коленям соседей справ и слева.

Чики-чичикалочки, поиграем в салочки?

В палочки-стукалочки, в палочки-игралочки.

Тук-тук-тук-тук – это что за звук?

Деревянный звук – тук-тук-тук-тук.

Дятел жил в дупле пустом

Дуб долбил, как долотом.

Ритмическая импровизация 2-3 детей.

Хозяйка гостиной: А теперь поиграем с вами в интересную игру.

Музыкально-ритмическая игра.

Задание «Лошадки»- ритмично стучать палочкой о палочку.

Задание «Дождик»- присев, стучать палочками по полу.

Задание «Тихие шаги» - сев на пятки, стучать по своим коленям.

Задание «Шорохи» - потереть палочки между ладонями.

Озвучивание стихотворения «Игрушки» В. Степанова.

Хозяйка гостиной читает стихотворение.

Есть игрушки - хохотушки,

Есть игрушки-тарахтушки,

Хохотушки всѐ хохочут,

Тарахтушки тарахтят

Вместе весело им очень,

Расставаться не хотят.

Хозяйка гостиной: Подумайте, какие деревянные инструменты подойдут,

чтобы озвучить это стихотворение.

Дети: Ксилофон, трещотка, колотушки.

Игра «деревянных узоров» на ксилофоне.

Хозяйка гостиной: А сейчас я приглашаю всех на «Деревянные танцы».

Танцевальная импровизация «Марш марионеток» С. Майкапара.

Подгруппа детей играет импровизированный аккомпанемент к музыке.        

         

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

«МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗВУКИ»

Цель занятия. 

Познакомить детей со звуками, издаваемыми

металлическими предметами и инструментами, стимулировать фантазию,

воображение. Развивать темброво-ритмический слух, пользоваться

переменной динамикой.

Музыкальные инструменты, пособия и материалы. Металлофон, тарелки

разных размеров, бубен, треугольник, детская арфа, самодельные

инструменты; металлическая посуда: ложки из различных материалов,

небольшие кастрюли, крышки от них, связки ключей.

Ход занятия.

Хозяйка гостиной: Нас окружает много звуков. Они такие разные: тонко

позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит

тормозами машина, поѐт скрипка. С металлическими звуками вы тоже

знакомы. На кухне есть целый оркестр: ложки, кастрюли, сковородки,

крышки от них, металлические подносы. Сейчас мы попробуем поиграть

на них. Сначала будем играть тихо.

Дети играют разными способами (стучат пальцами, ладонью) на

металлической посуде.

Хозяйка гостиной: А теперь сыграйте громко.

Дети стукают палочкой по крышке, стучат крышками друг о друга.

Хозяйка гостиной: Металлические звуки из бытовых вещей переселились

сначала в самые простые музыкальные инструменты: бубен, тарелки,

бубенцы, металлофон, а затем во многие концертные. Кто хочет

попробовать поиграть на арфе музыку моря?

Инструментальная импровизация «Море»

Хозяйка гостиной: А музыку дождя на каком музыкальном инструменте

можно сыграть?

Дети: На металлофоне.

Инструментальная импровизация «Дождь»

Хозяйка гостиной: Теперь я приглашаю всех поиграть в оркестре.

Дети садятся в круг, исполняют на своём инструменте только по одному

звуку. Один ребёнок в центре круга дирижирует.

«Посудный оркестр»

озвучивает стихотворение «Весёлый старичок»   Д. Хармса.

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

1-я группа. Ха-ха-ха (бубенцы)

Да хе-хе-хе (ладонью по кастрюле),

2-я группа. Хи-хи-хи (самодельные пробки или арфа)

Да бух-бух (ладонью по крышке).

1-я группа. Бу-бу-бу (двумя крышками друг о друга)

Да бе-бе-бе (деревянной палочкой по крышке пианино),

2-я группа. Динь-динь-динь (колокольчик рыболовный),

Все. Да трюх-трюх! (стукнуть по всему, что есть).

Инструментальная импровизация «Разговор железного Дровосека и

оловянных солдатиков» на треугольнике и металлофоне.

Хозяйка гостиной: Ребята, сегодня я хочу вам рассказать сказку «Городок

в табакерке». Вот послушайте!

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-

ка», - сказал он. – Что это за городок? – спросил Миша.

- Это городок Динь- Динь, - отвечал папенька и тронул пружинку… И что

же? Вдруг, невидимо где заиграла музыка…

Звучит «Музыкальная табакерка» А. Лядова.

Хозяйка гостиной: Ребята, красивая звучала музыка в табакерке? А чем

она вам понравилась?

Дети: Музыка нежная, звонкая.

Хозяйка гостиной: А как вы думаете какие инструменты звучали?

Дети: Колокольчики.

Хозяйка гостиной: Вот и Миша решил узнать, как получается такая

прекрасная музыка, и заглянул в табакерку. И знаете, что он там увидел?

И колокольчики, и молоточки, и валик, и колѐса… Миша очень удивился

и спрашивал у папеньки про них. Но папенька не ответил Мише, а

попросил его посмотреть попристальнее да подумать.

Давайте поможем Мише узнать, для чего в табакерке все эти валики и

колокольчики?

Ответы детей.

Хозяйка гостиной: А как вы думаете все колокольчики одинаково поют?

Дети: Нет. Маленькие колокольчики поют высоко, а большие – низко.

Хозяйка гостиной: Правильно, все колокольчики разные и поют разные

песни.

Песенная импровизация «Бубенчики», Е, Тиличеевой.

Хозяйка гостиной: Приглашаю девочек на польку, а мальчики будут

сопровождать их танец игрой на железных инструментах.

Танцевальная импровизация «Полька» (девочки), инструментальная

импровизация с аккомпанементом металлических звуков (мальчики).

Хозяйка гостиной: Наше знакомство с металлическими звуками подошло к

концу. До новых встреч в моей Музыкальной гостиной!

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

«БУМАЖНЫЕ ЗВУКИ»

Цели занятия.  

 Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами и           музыкальными инструментами, их издающими;  

 развивать способность слышать красоту тонких шуршащих и шелестящих звуков;  

 развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, интуитивное понимание смысла выразите льных средств музыки.

Пособия и материалы. Бумажные листки различного размера, качества и

толщины: газета, тетрадь, целлофан, полиэтилен, гофрированная и

упаковочная бумага, бумажные бабочки, бумажные барабанчики,

разноцветные ленты из бумаги.

Самодельные инструменты: маракасы, сделанные из маленьких коробочек,

в которые насыпана разная крупа, семечки, мелкие ракушки; треугольник,

коробочка, тарелка, ксилофон.

Ход занятия.

Хозяйка гостиной. Ребята, сегодня я вам расскажу сказку. На одной

загадочной планете жили-были и мирно правили три короля. Одного звали

Шорох Иванович, другого – Шелест Петрович, а третьего – Шѐпот

Шѐпотович. На этой планете всѐ было шуршащее и шелестящее: цветы и

деревья, ручейки и птички. Бумажным был фонтан на площади, и даже

королевский оркестр был бумажным. И жители планеты были особенные:

шептунчики и шуршалочки, шелестелочки и бумажечки, шуршики и

шуршунчики. Каждый год в этом сказочном королевстве отмечали самый

главный праздник – Бумажный карнавал.

Вы тоже можете очутиться на карнавале. Чтобы попасть в это

таинственное королевство, нужно пошуршать, пошелестеть и пошептать.

Возьмите разные бумажки и пошелестите ими, можете пошуршать

ладонями. Только шелестеть нужно очень тихо! Дети шелестят

бумажками.

Хозяйка гостиной. Вот вы и попали на Бумажный карнавал.

Приглашаю всех на Бумажное шествие.

Упражнение – двигательная импровизация «Бумажное шествие» с

бумажными султанчиками.

Озвучивание стихотворения В. Суслова.

В тишине, в лесной глуши

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай.

Стихотворение сначала проговаривают шёпотом, затем озвучивают бумагой

разного качества, маракасами, шуршанием щёточки по кожаному барабану.

Хозяйка гостиной. С планеты Беззаботных мышек на карнавал приехали

те, кто тише всех умеет шуршать, особенно по ночам.

Песенное творчество - песня Мы весёлые мышата».

Танцевальное творчество – «Мышиный марш».

Хозяйка гостиной. На загадочных планетах в каждом доме живёт

маленький человечек – Домовой. Его зовут Шуршунчиком. Никто не знает,

как он выглядит, потому что он появляется и хлопочет только ночью…

Ребята, придумайте композицию на тему «Ночное рондо». Подумайте,

какие инструменты можно использовать для этой композиции.

Крошка ёж шуршит листвой,

Дуб скрипит во тьме ночной,

Рыбки взялись за игрушки,

А игрушки их ракушки.

Дети озвучивают стихотворение бумажными коробочками, маракасами.

Инструментальная импровизация «Разговор ёжика и осеннего листка».

Хозяйка гостиной. Наш Бумажный карнавал подходит к концу. Приглашаю

всех на «Танец бумажных бабочек».

Дети берут в руки по две бумажные бабочки. Танцуя, вращают пальцами

бабочку и одновременно произвольно опускают и поднимаю   руки.

«Танец Бумажных бабочек».

                   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Россияночка»

ЦИКЛ БЕСЕД В МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ

«ДЕРЕВЯННЫЕ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ И БУМАЖНЫЕ ЗВУКИ»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

                                                                       Музыкальный руководитель:

                                                                       Максина Светлана Викторовна.

Семенов

2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста

В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены  принципы отбора материала и его структурирования, осн...

Цикл бесед о музыке

Поэтапное проведение занятий в средней группе по слушанию музыки и развитию эмоциональной отзывчивости....

Цикл бесед" Уроки безопасности" для детей старшей группы

Цикл беседсоставлен для детей старшего возраста,где к ребятам приходят друзья бельчонок и зайчонок,которые своим поведением учат детей правильно поступать в различных чрезвычайных ситуациях....

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....

Цикл бесед о профессиях

Данная работа пригодится педагогам для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, поможет расширить кругозор малышей, обогатить их жизненный опыт, сделать более яркими...

Цикл бесед "Уроки безопасности"

Цикл бесед "уроки безопасности. Образовательная область "Безопасность" . Темы бесед "Пожар", "Опасности на улице и во дворе", "Опасные ситуации"...

цикл "Беседы о Москве"

Предложеный материал поможет воспитателю работать с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Социализация".В процессе проведения бесед происходит интеграция  и других образ...