Главные вкладки

    Цикл бесед о музыке
    план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему

    Филимонова Елена Васильевна

    Поэтапное проведение занятий в средней группе по слушанию музыки и развитию эмоциональной отзывчивости.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon cikl_besed_o_muzyke_dlya_detey_sredney_gruppy.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цикл бесед о музыке для детей средней группы

    Игровой комплекс  № 1 “Ящик с игрушками”

    (по циклу Ж.Бизе “Детские игры”)

    Цель:

    Развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;

    -развитие у ребенка позиции активного слушателя и участника музыкального процесса, доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

    Принципы отбора содержания:

    - принцип гуманизации;

     учёт особенностей личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-художественной деятельности;

    -принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

    -принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности;

    - принцип цикличности;

     каждая тема, каждое музыкальное произведение

    проходят через цикл бесед - от первоначального интереса, эмоционального всплеска через серьезный анализ, дифференцировку средств выразительности к осознанию и переживанию музыкального произведения на действенно-практическом уровне

    ( в художественно-практической, театрализованной, игровой деятельности).

    - принцип систематичности и последовательности

    Основные задачи цикла:

    - воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;

    - развивать умение дискутировать о настроении музыки и о своих чувствах.

    -развивать эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, через различные виды деятельности.

    Беседа № 1

    Программное содержание:

       - Заинтересовать историей о грустном Петрушке.

       - Ввести детей в мир музыкальных образов игрушек.

        - Развивать эмоциональную отзывчивость.

    Наглядный материал:

        Демонстрационный:

        - Кукла Петрушка.

        - Фланелеграф.

        - Материал (изображение игрушек) для работы с фланелеграфом.

    Ход образовательного мероприятия:

        Музыкальный руководитель и Петрушка (кукла) встречают детей, здороваются.

        Музыкальный руководитель обращается к детям:

              - Ребята, а вы любите играть с игрушками? А какие ваши любимые

                игрушки дома, в детском саду? (ответы детей).

        Петрушка “загрустил”. Музыкальный руководитель обращает внимание на

    его настроение. Выясняется, что у Петрушки нет игрушек, а ему так нравится

    играть.

              - Тебе, Петрушка, и всем детям я хочу подарить музыку о детских играх

                и игрушках. Не верите? - Слушайте.

    ( Звучит  произведение « Волчок»)

      После слушания музыки  “Волчок” - музыкальный руководитель подводит к высказыванию детей о

    музыке -  быстрая, кружится на одном месте, словно волчок, выкладывает

    изображение на фланелеграфе.

              - А музыка так и называется - Волчок.

                Давайте покружимся на месте, как волчки, разноцветные, красивые.

        Кружатся, с окончанием музыки - садятся.

     Музыкальный руководитель:   - А вот еще одна музыкальная  игрушка

    ( Произведение « Кукла»)

        “Кукла” - побуждает высказываться о музыке спокойного характера, тихой,

    как будто укачиваем куклу (на фланелеграфе - изображение девочки с куклой).

        Музыкальный руководитель включает небольшой отрывок из пьесы - дети

    “укачивают” куклу. 

                                                      

    Музыкальный руководитель:  - Но вот наша кукла проснулась. Почему? Потому что услышала новую  музыку - “Труба и барабан” (изображение на фланелеграфе).

    (Слушание « Труба и барабан»)

        “Труба и барабан” - высказывания детей о характере музыки - бодрая, веселая

    и т.д.

        Музыкальный руководитель включает небольшие музыкальные отрывки из

    пьесы - дети “играют” на трубе и барабане.

             - Ребята, а Петрушка-то повеселел. Понравилась тебе музыка,

    Петрушка?

             - А вам, ребята?

                Написал ее для вас французский композитор Ж.Бизе, а назвал

                очень просто - “Детские игры”. Я вам дарю кассету с записью этой

                музыки, послушайте и поиграйте в группе.

    Беседа № 2

    Программное содержание:

        - С помощью музыкально-дидактических игр закреплять полученные

    музыкальные впечатления.

        - Вызывать желание “поиграть” с музыкой Ж.Бизе.

    Наглядный материал:

        Демонстрационный:

               “Посылка” с игрушками: Волчок, Кукла, Труба, Барабан.

        Раздаточный:

                Карточки с изображением игрушек - по количеству детей.

    Ход образовательного мероприятия:

        Музыкальный руководитель обращается к детям:

              - Как много интересного вы рассказали мне о своих любимых игрушках

                на нашей прошлой встрече, ребята. Петрушке мы смогли помочь, пода-

                рив ему музыку про игрушки.

              - А теперь мы поиграем с нашими игрушками - Волчком, Куклой,

                Трубой, Барабаном (показ карточек).

       ( Предлагается музыкально-дидактическая игра - “Нам весело с игрушками”)

    (по 3 карточки на каждого ребенка, музыкальные отрывки из “Детских игр”

    Ж.Бизе).

                               

          Игровой материал:

          Карточки по числу играющих, на которых изображены игрушки:

           Кукла, Волчок, Труба и Барабан.

          Ход игры:

          Детям раздают карточки. В грамзаписи звучат отрывки из “Детских игр”

    Бизе в разной последовательности.

          Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.

          В процессе игры они закрепляют знание музыкального материала.

      В “разгар” игры воспитатель приносит “посылку” от Петрушки. Беседа с

    детьми о том, что же в ней может быть. В посылке - игрушки: Волчок, Кукла, Труба, Барабан.

        Дети рассматривают их , берут в руки, играют.

    Музыкально-дидактическая игра средней подвижности - “Петрушкины

    сюрпризы (подарки).”

         Игровой материал:

          “Посылка” с игрушками, в игре принимают участие все дети.

          Ход игры:

          Музыкальный руководитель предлагает поиграть с игрушками, которые

    прислал детям Петрушка. Дети образуют 3 круга - один вокруг игрушки Волчок,

    второй - Куклы, третий - вокруг Трубы и Барабана. В грамзаписи звучат отрывки

    из “Детских игр” Бизе, дети идут вокруг соответствующей игрушки или выполняют

    движения - вокруг Волчка кружатся и т.д., т.е. действиями показывают, что мелодия

    определена правильно.

       - Вот и поиграли мы с игрушками, и мне хотелось, чтобы они стали для

              вас тоже любимыми.

            Приглашайте их к себе в группу, поиграйте с ними.

       Дети уходят из зала с игрушками.

    Беседа № 3

    Программное содержание:

        - Воспитывать положительные отношения, желание сделать приятный подарок

    полюбившемуся герою (Петрушке).

        - Вызвать положительный эмоциональный отклик на совместно сделанную

    работу.

        - Побудить к чтению стихов об игрушках.

    Наглядный материал:

        Демонстрационный:

               1. Панно с изображением Петрушки для коллективной аппликации.

        Раздаточный:

             1. Силуэты игрушек.

             2. Кисти, клей, розетки для клея.

    Ход образовательного мероприятия:

        Музыкальный руководитель обращается к детям:

              - Ребята, мы с вами хорошо теперь знаем музыку французского ком-

                 позитора Ж.Бизе “Детские игры” : А может, кто-то из вас знает сти-

                 хи про игрушки, о которых рассказала музыка?

        Дети читают стихи, выученные в группе; звучит, как напоминание, музыка,

    соответствующая стихотворению.

        Музыкальный руководитель предлагает перейти в другую зону музыкального

    зала. Там изображение Петрушки на полотне, яркий, понятный образ.

              - К нам опять пришел наш старый знакомый - Петрушка. Да с ка-

                 кой большой корзиной (коробкой), причем, пустой. Беседа о том, что

                 можно подарить Петрушке?

              - Чтобы Петрушка опять не загрустил, давайте мы ему подарим игруш-

                 ки (коллективная аппликация “Игрушки для Петрушки” или “Подар-

                 ки для Петрушки”). Любуемся совместным трудом, радуемся за Пе-

                 трушку.

        Музыкальный руководитель прощается с детьми.

    Игровой комплекс “Музыкальные краски”

    Образовательное мероприятие № 1

    Программное содержание:

       - Заинтересовать сказочной историей о двух бабочках.

       - Дать представление о силе звука через прочтение стихотворения Е.Королевой.

       - Вызвать интерес к знакомству с жителями музыкальной страны.

    Наглядный материал:

         Демонстрационный:

        - Большие карточки с изображением f и p.

        - Персонажи для демонстрации театра попрыгунчиков.

        Оборудование:

        - Эстетично выполненная, яркая основа для театра попрыгунчиков.

        - Фланелеграф.

    Ход образовательного мероприятия:

        Музыкальный руководитель обращается к детям, рассказывая и показывая

    сказку посредством театра попрыгунчиков:

              - Был теплый, летний день, с цветка на цветок, с травинки на травинку

                перелетала красивая, яркая бабочка. Она радовалась солнцу, пению

                птиц.

                А с невысокой зеленой травинки смотрела на нее другая бабочка. И

                хотя цветы звали ее к себе, раскрывали ей навстречу свои лепестки, она

                грустила и плакала. Как вы думаете, почему? (ответы детей: она не

                яркая, не разноцветная). Художник забыл ее раскрасить разноцветны-

                ми красками (рассказ идет на фоне показа театра попрыгунчиков).

            -   И наша речь, ребята, тоже раскрашена разными красками. Мы никогда

                не говорим только громко или только тихо. Одно и то же слово можно

                сказать по-разному (пример).

                Прочитаю я вам стихотворение про кота:

                      Жил кот Василий,

                      Ленивый был кот. (изображение на фланелеграфе)

                      Острые зубы и толстый живот.

                      Очень тихо всегда он ходил.

                      Громко, настойчиво кушать просил.

                (читаю с одной интонацией).

                А вот я прочитаю стихотворение по-другому (чтение выразительное).

                Какое исполнение стихотворения вам понравилось больше? Почему?

                (ответы детей). И музыка тоже звучит по-разному. Послушайте фраг-

                мент из “Моря” Н.Римского-Корсакова, фрагмент из “Дюймовочки”

                Козарова.

            -   А помогают звучать музыке громко и тихо 2 братца, которые живут

                в музыкальной стране (выкладываю на фланелеграфе f и p).

                Форте f - дружит с музыкой веселой, праздничной, а когда мама укла-

                дывает дочку спать, она напевает колыбельную, и тогда приходит

                пиано p - с тихой и спокойной музыкой.

            -   Спой колыбельную кукле, Анечка (ребенок импровизирует). Ребята,

                послушайте, какую песню поет Аня своей кукле - тихую... (добавление

                детей). Ане помогает петь братец p.

            -   Но что это мы слышим? (звучит “Праздничный марш” А.Долухоняна).

            -   Громкая, праздничная музыка зовет нас на парад. А чтобы было еще

                веселее и радостнее - берите цветы, флажки.

                Дети уходят из зала под “Праздничный марш”.

    Образовательное мероприятие № 2

    Программное содержание:

        - На основе музыкально-дидактических, подвижных игр закреплять знания о

    силе звука, динамике.

        - Побудить к активному участию в игровых моментах.

        - Вызвать желание помочь бабочке, сделать ее красивой с помощью красок.

        - При выполнении творческого задания (раскрашивания) провести параллель

    между яркими красками - громкой музыкой, нежными красками - тихой музыкой.

      Наглядный материал:

       Шапочки, детали костюмов белочек, медведя.

       Раздаточный:

       - Силуэты бабочек.

       - Краски ярких и нежных оттенков, кисти по количеству детей.

    Ход образовательного мероприятия:

       Музыкальный руководитель обращается к детям:

             - Ребята, вы помните историю о грустной бабочке, которую забыл рас-

               красить художник? (Ответы детей).

             - Неужели мы не поможем ей, не сделаем ее красивой? (Ответы детей).

             - Вот здесь, на столах, нас ждут краски, которые тоже хотят помочь ба-

               бочке.Но раскрашивать мы будем, слушая музыку. Если музыка зву-

               чит громко, весело - используем яркие краски - красную, зеленую и т.д.,

               а если тихо, то и краски понадобятся нежные (на каждом столе готов

               набор красок ярких и нежных тонов). (Дети раскрашивают силуэты

               бабочек).

             - Сколько красивых бабочек появилось в нашем зале. А вот и зеленая

               полянка. Давайте посадим наших красавиц сюда и поиграем вокруг

               поляны.

       Музыкальный руководитель предлагает игру “Белочки и Медведь”

    (  “Белочки и Медведь”)

            (Из сб. "Развитие музыкальных способностей, авт. С.Железнов)

         I вариант (с изображением вокальной импровизации).

         Игровой материал:

         Шапочки, детали костюмов Белочек и Медведя.

         Музыкальный фон: Н.Римский-Корсаков - тема белки из оперы “Сказка о

    царе Салтане” и пьеса А.Николаева “Ученый медведь”.

      Ход игры:

          Белочки свободно прыгают, танцуют на полянке. С неожиданным

    вторжением медведя замирают. Медведь идет по лесу и поет (импровизация): “Кто

    в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Кто шумит в моем бору? Шевельнется -

    заберу!” Белочку, которая шевельнулась. медведь уводит в свою “берлогу”.

          II вариант. После вокальной импровизации (см. выше) ребенок - медведь

    действует в соответствии с исполняемой педагогом музыкой при усилении звучания-

    crescendo - приближается к белочкам, при diminuendo - поворачивает в сторону.

    После игры музыкальный руководитель прощается с детьми:

             - Наша встреча подошла к концу. Эту полянку с бабочками я вам дарю

               в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Гусли - самогуды" (презентация из цикла НОД "Звуки музыки" ОО "Музыка" )

    Презентация педегогического опыта в сфере музыка...

    "Барабан" (презентация из цикла НОД "Звуки музыки" ОО "Музыка")

    Презентация занятия дополнительного музыкального кружка...

    Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"

    Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....

    Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста: «Музыка и времена года»

    Ознокомление детей с музыкой П.И. Чайковского "Времена года"...

    Цикл бесед о музыке "Путешествие в страну музыкальных инструментов"

    В материале вы узнаете о важности музыкального воспитания....

    Виртуальная музыкальная гостиная для детей и родителей: "Музыка в вашей жизни и в жизни вашего ребёнка" (второе занятие цикла "Будем с музыкой дружить")

    Музыка в вашей жизни и в жизни вашего ребёнка.Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Именно поэтом...