Цикл бесед о музыке
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему

Филимонова Елена Васильевна

Поэтапное проведение занятий в средней группе по слушанию музыки и развитию эмоциональной отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cikl_besed_o_muzyke_dlya_detey_sredney_gruppy.doc82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цикл бесед о музыке для детей средней группы

Игровой комплекс  № 1 “Ящик с игрушками”

(по циклу Ж.Бизе “Детские игры”)

Цель:

Развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;

-развитие у ребенка позиции активного слушателя и участника музыкального процесса, доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

Принципы отбора содержания:

- принцип гуманизации;

 учёт особенностей личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-художественной деятельности;

-принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

-принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности;

- принцип цикличности;

 каждая тема, каждое музыкальное произведение

проходят через цикл бесед - от первоначального интереса, эмоционального всплеска через серьезный анализ, дифференцировку средств выразительности к осознанию и переживанию музыкального произведения на действенно-практическом уровне

( в художественно-практической, театрализованной, игровой деятельности).

- принцип систематичности и последовательности

Основные задачи цикла:

- воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;

- развивать умение дискутировать о настроении музыки и о своих чувствах.

-развивать эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, через различные виды деятельности.

Беседа № 1

Программное содержание:

   - Заинтересовать историей о грустном Петрушке.

   - Ввести детей в мир музыкальных образов игрушек.

    - Развивать эмоциональную отзывчивость.

Наглядный материал:

    Демонстрационный:

    - Кукла Петрушка.

    - Фланелеграф.

    - Материал (изображение игрушек) для работы с фланелеграфом.

Ход образовательного мероприятия:

    Музыкальный руководитель и Петрушка (кукла) встречают детей, здороваются.

    Музыкальный руководитель обращается к детям:

          - Ребята, а вы любите играть с игрушками? А какие ваши любимые

            игрушки дома, в детском саду? (ответы детей).

    Петрушка “загрустил”. Музыкальный руководитель обращает внимание на

его настроение. Выясняется, что у Петрушки нет игрушек, а ему так нравится

играть.

          - Тебе, Петрушка, и всем детям я хочу подарить музыку о детских играх

            и игрушках. Не верите? - Слушайте.

( Звучит  произведение « Волчок»)

  После слушания музыки  “Волчок” - музыкальный руководитель подводит к высказыванию детей о

музыке -  быстрая, кружится на одном месте, словно волчок, выкладывает

изображение на фланелеграфе.

          - А музыка так и называется - Волчок.

            Давайте покружимся на месте, как волчки, разноцветные, красивые.

    Кружатся, с окончанием музыки - садятся.

 Музыкальный руководитель:   - А вот еще одна музыкальная  игрушка

( Произведение « Кукла»)

    “Кукла” - побуждает высказываться о музыке спокойного характера, тихой,

как будто укачиваем куклу (на фланелеграфе - изображение девочки с куклой).

    Музыкальный руководитель включает небольшой отрывок из пьесы - дети

“укачивают” куклу. 

                                                  

Музыкальный руководитель:  - Но вот наша кукла проснулась. Почему? Потому что услышала новую  музыку - “Труба и барабан” (изображение на фланелеграфе).

(Слушание « Труба и барабан»)

    “Труба и барабан” - высказывания детей о характере музыки - бодрая, веселая

и т.д.

    Музыкальный руководитель включает небольшие музыкальные отрывки из

пьесы - дети “играют” на трубе и барабане.

         - Ребята, а Петрушка-то повеселел. Понравилась тебе музыка,

Петрушка?

         - А вам, ребята?

            Написал ее для вас французский композитор Ж.Бизе, а назвал

            очень просто - “Детские игры”. Я вам дарю кассету с записью этой

            музыки, послушайте и поиграйте в группе.

Беседа № 2

Программное содержание:

    - С помощью музыкально-дидактических игр закреплять полученные

музыкальные впечатления.

    - Вызывать желание “поиграть” с музыкой Ж.Бизе.

Наглядный материал:

    Демонстрационный:

           “Посылка” с игрушками: Волчок, Кукла, Труба, Барабан.

    Раздаточный:

            Карточки с изображением игрушек - по количеству детей.

Ход образовательного мероприятия:

    Музыкальный руководитель обращается к детям:

          - Как много интересного вы рассказали мне о своих любимых игрушках

            на нашей прошлой встрече, ребята. Петрушке мы смогли помочь, пода-

            рив ему музыку про игрушки.

          - А теперь мы поиграем с нашими игрушками - Волчком, Куклой,

            Трубой, Барабаном (показ карточек).

   ( Предлагается музыкально-дидактическая игра - “Нам весело с игрушками”)

(по 3 карточки на каждого ребенка, музыкальные отрывки из “Детских игр”

Ж.Бизе).

                           

      Игровой материал:

      Карточки по числу играющих, на которых изображены игрушки:

       Кукла, Волчок, Труба и Барабан.

      Ход игры:

      Детям раздают карточки. В грамзаписи звучат отрывки из “Детских игр”

Бизе в разной последовательности.

      Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.

      В процессе игры они закрепляют знание музыкального материала.

  В “разгар” игры воспитатель приносит “посылку” от Петрушки. Беседа с

детьми о том, что же в ней может быть. В посылке - игрушки: Волчок, Кукла, Труба, Барабан.

    Дети рассматривают их , берут в руки, играют.

Музыкально-дидактическая игра средней подвижности - “Петрушкины

сюрпризы (подарки).”

     Игровой материал:

      “Посылка” с игрушками, в игре принимают участие все дети.

      Ход игры:

      Музыкальный руководитель предлагает поиграть с игрушками, которые

прислал детям Петрушка. Дети образуют 3 круга - один вокруг игрушки Волчок,

второй - Куклы, третий - вокруг Трубы и Барабана. В грамзаписи звучат отрывки

из “Детских игр” Бизе, дети идут вокруг соответствующей игрушки или выполняют

движения - вокруг Волчка кружатся и т.д., т.е. действиями показывают, что мелодия

определена правильно.

   - Вот и поиграли мы с игрушками, и мне хотелось, чтобы они стали для

          вас тоже любимыми.

        Приглашайте их к себе в группу, поиграйте с ними.

   Дети уходят из зала с игрушками.

Беседа № 3

Программное содержание:

    - Воспитывать положительные отношения, желание сделать приятный подарок

полюбившемуся герою (Петрушке).

    - Вызвать положительный эмоциональный отклик на совместно сделанную

работу.

    - Побудить к чтению стихов об игрушках.

Наглядный материал:

    Демонстрационный:

           1. Панно с изображением Петрушки для коллективной аппликации.

    Раздаточный:

         1. Силуэты игрушек.

         2. Кисти, клей, розетки для клея.

Ход образовательного мероприятия:

    Музыкальный руководитель обращается к детям:

          - Ребята, мы с вами хорошо теперь знаем музыку французского ком-

             позитора Ж.Бизе “Детские игры” : А может, кто-то из вас знает сти-

             хи про игрушки, о которых рассказала музыка?

    Дети читают стихи, выученные в группе; звучит, как напоминание, музыка,

соответствующая стихотворению.

    Музыкальный руководитель предлагает перейти в другую зону музыкального

зала. Там изображение Петрушки на полотне, яркий, понятный образ.

          - К нам опять пришел наш старый знакомый - Петрушка. Да с ка-

             кой большой корзиной (коробкой), причем, пустой. Беседа о том, что

             можно подарить Петрушке?

          - Чтобы Петрушка опять не загрустил, давайте мы ему подарим игруш-

             ки (коллективная аппликация “Игрушки для Петрушки” или “Подар-

             ки для Петрушки”). Любуемся совместным трудом, радуемся за Пе-

             трушку.

    Музыкальный руководитель прощается с детьми.

Игровой комплекс “Музыкальные краски”

Образовательное мероприятие № 1

Программное содержание:

   - Заинтересовать сказочной историей о двух бабочках.

   - Дать представление о силе звука через прочтение стихотворения Е.Королевой.

   - Вызвать интерес к знакомству с жителями музыкальной страны.

Наглядный материал:

     Демонстрационный:

    - Большие карточки с изображением f и p.

    - Персонажи для демонстрации театра попрыгунчиков.

    Оборудование:

    - Эстетично выполненная, яркая основа для театра попрыгунчиков.

    - Фланелеграф.

Ход образовательного мероприятия:

    Музыкальный руководитель обращается к детям, рассказывая и показывая

сказку посредством театра попрыгунчиков:

          - Был теплый, летний день, с цветка на цветок, с травинки на травинку

            перелетала красивая, яркая бабочка. Она радовалась солнцу, пению

            птиц.

            А с невысокой зеленой травинки смотрела на нее другая бабочка. И

            хотя цветы звали ее к себе, раскрывали ей навстречу свои лепестки, она

            грустила и плакала. Как вы думаете, почему? (ответы детей: она не

            яркая, не разноцветная). Художник забыл ее раскрасить разноцветны-

            ми красками (рассказ идет на фоне показа театра попрыгунчиков).

        -   И наша речь, ребята, тоже раскрашена разными красками. Мы никогда

            не говорим только громко или только тихо. Одно и то же слово можно

            сказать по-разному (пример).

            Прочитаю я вам стихотворение про кота:

                  Жил кот Василий,

                  Ленивый был кот. (изображение на фланелеграфе)

                  Острые зубы и толстый живот.

                  Очень тихо всегда он ходил.

                  Громко, настойчиво кушать просил.

            (читаю с одной интонацией).

            А вот я прочитаю стихотворение по-другому (чтение выразительное).

            Какое исполнение стихотворения вам понравилось больше? Почему?

            (ответы детей). И музыка тоже звучит по-разному. Послушайте фраг-

            мент из “Моря” Н.Римского-Корсакова, фрагмент из “Дюймовочки”

            Козарова.

        -   А помогают звучать музыке громко и тихо 2 братца, которые живут

            в музыкальной стране (выкладываю на фланелеграфе f и p).

            Форте f - дружит с музыкой веселой, праздничной, а когда мама укла-

            дывает дочку спать, она напевает колыбельную, и тогда приходит

            пиано p - с тихой и спокойной музыкой.

        -   Спой колыбельную кукле, Анечка (ребенок импровизирует). Ребята,

            послушайте, какую песню поет Аня своей кукле - тихую... (добавление

            детей). Ане помогает петь братец p.

        -   Но что это мы слышим? (звучит “Праздничный марш” А.Долухоняна).

        -   Громкая, праздничная музыка зовет нас на парад. А чтобы было еще

            веселее и радостнее - берите цветы, флажки.

            Дети уходят из зала под “Праздничный марш”.

Образовательное мероприятие № 2

Программное содержание:

    - На основе музыкально-дидактических, подвижных игр закреплять знания о

силе звука, динамике.

    - Побудить к активному участию в игровых моментах.

    - Вызвать желание помочь бабочке, сделать ее красивой с помощью красок.

    - При выполнении творческого задания (раскрашивания) провести параллель

между яркими красками - громкой музыкой, нежными красками - тихой музыкой.

  Наглядный материал:

   Шапочки, детали костюмов белочек, медведя.

   Раздаточный:

   - Силуэты бабочек.

   - Краски ярких и нежных оттенков, кисти по количеству детей.

Ход образовательного мероприятия:

   Музыкальный руководитель обращается к детям:

         - Ребята, вы помните историю о грустной бабочке, которую забыл рас-

           красить художник? (Ответы детей).

         - Неужели мы не поможем ей, не сделаем ее красивой? (Ответы детей).

         - Вот здесь, на столах, нас ждут краски, которые тоже хотят помочь ба-

           бочке.Но раскрашивать мы будем, слушая музыку. Если музыка зву-

           чит громко, весело - используем яркие краски - красную, зеленую и т.д.,

           а если тихо, то и краски понадобятся нежные (на каждом столе готов

           набор красок ярких и нежных тонов). (Дети раскрашивают силуэты

           бабочек).

         - Сколько красивых бабочек появилось в нашем зале. А вот и зеленая

           полянка. Давайте посадим наших красавиц сюда и поиграем вокруг

           поляны.

   Музыкальный руководитель предлагает игру “Белочки и Медведь”

(  “Белочки и Медведь”)

        (Из сб. "Развитие музыкальных способностей, авт. С.Железнов)

     I вариант (с изображением вокальной импровизации).

     Игровой материал:

     Шапочки, детали костюмов Белочек и Медведя.

     Музыкальный фон: Н.Римский-Корсаков - тема белки из оперы “Сказка о

царе Салтане” и пьеса А.Николаева “Ученый медведь”.

  Ход игры:

      Белочки свободно прыгают, танцуют на полянке. С неожиданным

вторжением медведя замирают. Медведь идет по лесу и поет (импровизация): “Кто

в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Кто шумит в моем бору? Шевельнется -

заберу!” Белочку, которая шевельнулась. медведь уводит в свою “берлогу”.

      II вариант. После вокальной импровизации (см. выше) ребенок - медведь

действует в соответствии с исполняемой педагогом музыкой при усилении звучания-

crescendo - приближается к белочкам, при diminuendo - поворачивает в сторону.

После игры музыкальный руководитель прощается с детьми:

         - Наша встреча подошла к концу. Эту полянку с бабочками я вам дарю

           в группу.