Цикл бесед о музыке "Путешествие в страну музыкальных инструментов"
консультация

В материале вы узнаете о важности музыкального воспитания. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Актуальность музыкального воспитания.

«Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому нашему воспитанию необходим поворот к жизненно – важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.    На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников, это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают "Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали е детском саду". Воспитатели в свою очередь считают" "У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки". К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование е детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.

Задачи музыкального воспитания.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых но л из детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека, музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1.     Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого; посредством различных видов музыкальной деятельности);

2.    Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено з нем от природы учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать, общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей Большое значение имеет то окружение, а котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Основной формой музыкальной деят - ти в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и знакомство их с ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов  как средству музыкального воспитания был большим.

Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития муэыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду созданы новые звуковысотные ДМИ Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах (бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др.), Н. А. Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанимирующих, дающих определённую окраску произведению. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать.

Совместно с НА.Метловым в 20 - 40г работали известные педагоги Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина. М. А. Фумер и др. А в последствии разработкой этих методик занималась Н.А Ветлугина и ее ученики (К Линкявичус,              В. В.Ищук)

Воспитатель не может в силу своего образования научить детей игре на музыкальных инструментах, но проводя с ними беседы, имеет возможность познакомить с ними, заинтересовать ребят вопросом о том, откуда берётся музыка.

        Подобная работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные  методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально – дидактических игр, должна иметься большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое проведение бесед на тему музыки, музыкальных инструментов, средств музыкальной выразительности, применение музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Цикл бесед о музыке с детьми дошкольного возраста «Путешествие в страну музыкальных инструментов».

Цель: Прививать детям любовь к музыкальному искусству, способствовать формированию общей духовной культуры.

Задачи:

  1. Развивать музыкальные и творческие способности каждого ребёнка (с учётом возможностей каждого);
  2. Формировать начало музыкальной культуры;
  3. Воспитывать познавательный интерес детей к музыке;
  4. Развивать у детей навыки диалогической речи, воспитывать культуру общения;
  5. Дать представление детям о многообразии музыкального мира, музыкальной палитры.
  6. Познакомить детей с разнообразием музыкальных инструментов.

Беседа  «Оркестр играл!»

Программное содержание:

  1. Развивать интерес к музыке, к многообразию звуков;
  2. Дать представление о многообразии музыкального мира;
  3. Учить детей слушать и слышать музыку;
  4. Дать представление детям о музыкальных профессиях:
  5. Обогатить словарный запас детей за счёт слов: оркестр, музыкант, дирижер, композитор, инструменты (духовые, ударные, щипковые, клавишные, струнно – смычковые);
  6. Развивать диалогическую речь детей, воспитывать культуру общения.

Примерное содержание:

- прослушать, как звучит оркестр;

- рассказать, что значит слово «оркестр»;

- рассказать о том, люди каких профессий занимаются столь интересной музыкальной деятельностью;

- выяснить, узнают ли дети какие – либо звучащие инструменты, какие;

- рассказать о том, из каких видов инструментов может состоять оркестр;

- рассмотреть фотографии, обсудить специфику профессии музыканта и дирижёра;

- ещё раз прослушать, как звучит оркестр и, исходя из полученного материала, определить, какие же виды инструментов звучали в предложенном отрывке;

- повторить, кто же пишет музыку, кто играет, кто организует правильную игру оркестра.

Беседа  « Город Струнно-смычковых музыкальных инструментов»

Программное содержание:

  1. Продолжать развивать интерес детей к музыке, к многообразию звуков;
  2. Продолжать давать представление о многообразии музыкального мира;
  3. Продолжать учить детей слушать и слышать музыку;
  4. Познакомить детей с таким видом музыкальных инструментов, как струнные;
  5. Обогащать словарный запас детей за счёт слов: струнные, смычковые, гитара, балалайка, домра, скрипка, контрабас;
  6. Учить различать по издаваемому звуку и манере звучания данные музыкальные инструменты;
  7. Развивать диалогическую речь детей, воспитывать культуру общения.

Примерное содержание:

- ещё раз вспомнить, о чём говорили на предыдущей беседе, вспомнить, что такое оркестр, напомнить понятие «струнные музыкальные инструменты»;

- дать послушать звучание этих музыкальных инструментов, спросить, знают ли дети, как они называются;

- рассказать, как называются эти музыкальные инструменты, объяснить, почему они так называются;

- рассмотреть их особенности: струны, гриф, смычок и др.

- определить и рассмотреть материал, из которого сделаны данные музыкальные инструменты, определить их сходство между собой;

- дать подействовать с имеющимися музыкальными инструментами;

- повторить, как это вид называется, как называются отдельно взятые инструменты, что у них есть, из чего они сделаны, для чего нужны,

- обсудить сходства и отличия ударных и струнно – смычковых инструментов (как функциональные, так и внешние).

Беседа  «Город ударных музыкальных инструментов».

Программное содержание:

  1. Продолжать развивать интерес детей к музыке, к многообразию звуков;
  2. Продолжать давать представление о многообразии музыкального мира;
  3. Продолжать учить детей слушать и слышать музыку;
  4. Познакомить детей с таким видом музыкальных инструментов, как ударные;
  5. Обогатить словарный запас детей за счёт слов: ударные, барабан, бубен, колокольчик;
  6. Учить различать по издаваемому звуку и манере звучания данные музыкальные инструменты;
  7. Развивать диалогическую речь детей, воспитывать культуру общения.

Примерное содержание:

- кратко вспомнить, о чём мы говорили на предыдущей беседе;

- напомнить понятие «ударные музыкальные инструменты»;

- дать послушать звучание этих музыкальных инструментов, спросить, знают ли дети, как они называются;

- рассказать, как называются, объяснить, почему именно ударные;

- рассмотреть их особенности, материал, из которого они сделаны, их сходство и отличие между собой;

- дать детям подействовать с имеющимися ударными инструментами;

- повторить, как называется данный вид инструментов, почему именно так, из чего они сделаны, для чего нужны.

Беседа  «Город Духовых музыкальных  инструментов»

Программное содержание:

  1. Продолжать развивать интерес к музыке, к многообразию звуков;
  2. Продолжать давать представление о многообразии музыкально мира;
  3. Продолжать учить детей слушать и слышать музыку;
  4. Познакомить детей с таким видом музыкальных инструментов, как духовые;
  5. Обогатить словарный запас детей за счёт слов: волынка, кларнет, труба, гобой;
  6. Учить различать по издаваемому звуку и манере звучания данные музыкальные инструменты;
  7. Учить находить сходства и различия между музыкальными инструментами;
  8. Развивать диалогическую речь детей, воспитывать культуру общения.

Примерное содержание:

- кратко вспомнить содержание предыдущих бесед;

- напомнить понятие «духовые музыкальные инструменты»;

- дать послушать звучание этих музыкальных инструментов, узнать, знают ли дети, как называются отдельные из них, объяснить, почему они так называются;

- рассмотреть особенности духовых инструментов, материалы, из которых он сделаны;

- установить функциональные и внешние сходства и отличия духовых инструментов от струнно – смычковых и ударных;

- дать подействовать детям с имеющимися духовыми инструментами;

- закрепить, в городе каких инструментов мы были, чем они отличаются от других видов, из чего делаются, за счёт чего появляется звук.

Беседа  «Город клавишных музыкальных инструментов».

Программное содержание:

  1. Развивать интерес к музыке, к многообразию звуков;
  2. Продолжать давать представление о многообразии музыкального мира;
  3. Продолжать учить детей слушать и слышать музыку;
  4. Познакомить детей с таким видом музыкальных инструментов, как клавишные;
  5. Обогатить словарный запас детей за счёт слов: орган, пианино, рояль;
  6. Учить различать по издаваемому звуку и манере звучания данные музыкальные инструменты;
  7. Развивать диалогическую речь детей, воспитывать культуру общения.

Примерное содержание:

- напомнить, о чём мы говорили на предыдущих беседах, по какой стране мы путешествуем;

- напомнить детям понятие «клавишные музыкальные инструменты»;

- дать детям послушать звучание этих музыкальных инструментов, спросить, знают ли дети, как каждый инструмент называется;

- объяснить, почему эта категория инструментов имеет такое название;

- рассмотреть их особенности, обсудить внешние и функциональные отличия между клавишными, ударными, струнно – смычковыми, духовыми инструментами;

- рассмотреть материал, используемый в изготовлении клавишных музыкальных инструментов;

- дать подействовать детям с имеющимися клавишными инструментами;

- закрепить полученные знания о клавишных инструментах.

Беседа «Город народных инструментов».

Программное содержание:

  1. Продолжать развивать интерес к музыке, к многообразию звуков;
  2. Продолжать давать представление о многообразии музыкального мира;
  3. продолжать учить детей слушать и слышать музыку;
  4. Познакомить детей с таким понятием, как «народные музыкальные инструменты»;
  5. Обогатить словарный запас детей за счёт слов: народные, гармонь, деревянные ложки, гудок, балалайка;
  6. Учить различать по издаваемому звуку и манере звучания данные инструменты.
  7. Воспитывать интерес и уважение к народным промыслам, к народной культуре;
  8. Развивать диалогическую речь, воспитывать культуру общения.

Примерное содержание:

- напомнить детям, о чём мы говорили в предыдущих беседах;

- объяснить понятие «народные музыкальные инструменты»;

- дать послушать звучание этих музыкальных инструментов, спросить, знают ли дети, как называются отдельные из них;

- рассказать, как называются, объяснить, почему именно так;

- рассмотреть их особенности, отличия и сходства между собой, материал, из которого инструменты сделаны;

- дать подействовать с имеющимися народными музыкальными инструментами;

- закрепить полученные в ходе беседы знания.

Итоговая беседа «Путешествие в страну музыкальных инструментов».

Программное содержание:

  1. Закрепить понятие «музыкальные инструменты», их виды;
  2. Закрепить знания о том, где могут встретиться все музыкальные инструменты сразу;
  3. Учить отгадывать загадки, обосновывая свой ответ;
  4. Закрепить умение отличать по издаваемым звукам и манере звучания различные музыкальные инструменты;
  5. Закрепить знания о музыкальных профессиях;
  6. Продолжать развивать диалогическую речь детей, воспитывать культуру общения.

        В качестве игрового или творческого задания в процессе беседы можно предложить отгадывание загадок, игру на музыкальных инструментах или рисование звучания какого – либо музыкального инструмента (где дети рисуют звук музыкального инструмента, а все остальные пытаются отгадать, звук какой же музыкального инструмента был нарисован, а нарисовавший ребёнок в итоге объясняет, почему те или иные средства выразительности он в своём рисунке использовал. Так нужно обсудить рисунок каждого).

        В качестве контрольно – тестового задания можно предложить детям не отгадывание, а придумывание загадок, этот вид деятельности детям очень интересен, к тому же, придумывая (сочиняя) загадки, они вспомнят и названия музыкальных инструментов, и их характерные особенности, и людей, которые играют на тех или иных музыкальных инструментах.

        Можно предложить и дидактическую игру, направленную на соотнесение определённого музыкального инструмента с определённой профессией музыкального характера (труба – трубач, пианино – пианист и др.)

        В дальнейшем можно создавать различные альбомы, исходя из приобретённых знаний, делиться своим опытом и знаниями с детьми младшего возраста.

        Музыкальное развитие очень важно в дошкольном возрасте, так как прививает любовь к музыкальному искусству, обогащает духовно, воспитывает зачатки нравственных качеств, что так необходимо в современном мире.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-образовательный проект для детей старшей, подготовительной групп « В стране музыкальных инструментов»

   Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инстр...

Конспект музыкального занятия в образовательной деятельности «В стране музыкальных инструментов» для старше

Цель: Формирование основ музыкальной культуры дошкольников и развитие музыкальных и творческих способностей на основе синтеза различных видов искусств....

музыкально-образовательный проект для детей старшей группы "В стране музыкальных инструментов"

Вид проекта: тематический, групповой, комплексный.Участники:  дети старшей группыВозраст детей: 5-6 летПродукт совместной деятельности: творческие гостиные, музыкальные праздники, изготовление аф...

Презентация к музыкальному занятию для детей 6-7 лет на тему: «Путешествие в страну музыкальных инструментов». Игра «Найди лишний инструмент»

Презентация к музыкальному занятию  для детей  6-7 лет на тему: «Путешествие в страну  музыкальных инструментов»....