семинар для педагогов
консультация на тему

Моделирование в экологическом воспитании

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 «УЛЫБКА» Г. САФОНОВО, СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (МБДОУ д/с № 12)

          Семинар для педагогов МБДОУ 

 «Моделирование, наблюдения и дид. игра в экологическом воспитании»

Воспитатель первой категории Евстафьева И.А.

МБДОУ д/с №12 « Улыбка»

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей.

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Модели — это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

- быть простой и доступной для создания и действия с ней;

- ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

- облегчать познание.

Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками(моделями)

Так, например, в действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Например: при рассматривании птицы дети могут увидеть лишь внешние особенности, а это: у птицы есть клюв, лапки, хвост, покрыта перьями. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных: части тела птиц имеют разное строение, форму, цвет и т.д.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию, основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Например: Тема: «Листья деревьев имеют разную форму». Совместно с воспитателем, дети устанавливают, что лист берёзы похож на треугольник, далее педагог нацеливает детей на самостоятельное наблюдение и моделирование.

Таким образом, овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Содержание работы по обучению детей моделированию реализуется в трех блоках педагогического процесса:

- специально организованные занятия по познавательной деятельности;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Модели используются в разных видах деятельности - наблюдение, экскурсии, чтение художественной литературы, дидактических играх и т.д., обеспечивающих живые представления о признаках, свойствах и отношениях объектов

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С младшего возраста мы с детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе: за солнышком и дождиком, за кошкой и собакой, за воробьём и вороной, за каплями от дождя на стекле… А в старшем возрасте наблюдаем, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, за животными, насекомыми, птицами, за явлениями неживой природы. Сравниваем деревья, кустарники (время смены окраса листьев, появление почек…), птиц между собой (внешний вид, повадки, зимующие, перелётные).

Например: Тема: «Условия необходимые для роста растения»

В ходе наблюдения  дети зарисовывают растение и те условия, которые необходимы растению, т. е. используют знаково-схематическое моделирование, в начале, середине и в конце эксперимента.

Организуя длительные наблюдения в одно и тоже место природы в разные сезоны дети используют знаки, символы для фиксации результатов, чтобы заметить последовательность изменений происходящих в природе. (Дневники наблюдений за деревьями, солнцестоянием, осадками, насекомыми, птицами и др.

 Дидактические игры и их использование в экологическом воспитании дошкольников.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру через моделирование заложены в играх. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесённая в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Дети охотно играют в дидактические игры с применением моделирования, как «Что хорошо и что плохо» (о правилах поведения в природе), «Чей хвост?», «Отгадай, что за растение» (сенсорно – графическое моделирование), «Путешествие по глобусу» (предметное моделирование), «Дорисуй, что не хватает » и другие.

 В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.). В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

предметные;

настольно-печатные;

словесные;

творческие.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Например, «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и на индивидуальных занятиях.

Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и.пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников. Настольно-печатные игры лучше использовать в работе с небольшой подгруппой детей.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.

Дидактические игры необходимо использовать начиная с младшей возрастной группы. В младшем дошкольном возрасте использовать настольно-печатные игры экологического содержания.

В младшем дошкольном возрасте на первом этапе воспитатель выступает активным участником игры. Проигрывая игру вместе с детьми, он сообщает сначало одно правило, затем постепенно и другие правила.В среднем дошкольном возрасте перед началом игры воспитатель рассказывает детям ее содержание, выделяя при этом 1 — 2 наиболее важных правила.Воспитатель также активно включается в игровую деятельность детей. На втором этапе дети уже играют самостоятельно. Воспитатель со стороны наблюдает за ходом игры, исправляет ошибки детей, разрешает конфликтные ситуации.

Творческие игры. Особенностью данных игр является то, что они организуются по инициативе самих детей. Самостоятельный характер творческих игр дошкольников помогает воспитателю выявить уровень экологических знаний и отношение детей к природе.

Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки и пр.). Они оказывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств предметов природы.

В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности.  Игры можно использовать и для подготовки детей к практическо-исследовательской деятельности.

Любая деятельность начинается с образовательной проблемной ситуации, которая нацеливает ребёнка на процесс. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребёнка. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт. Активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"

Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...