Понятие памяти в современной научной литературе
статья (младшая группа) на тему

Симоненко Ольга Владимировна

Рассматриваются особенности памяти дошкольников разного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat_doshkolnikov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

1.1 Понятие памяти в современной научной литературе

Память – это основа психической жизни человека, нельзя ошибочно представлять ее как пассивную предпосылку психической деятельности. Память  –  ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент. Можно дать следующее определение памяти. Память – запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря свойствам памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт [Блонский П. П. Память и мышление. - М.: Наука, 2009, с. 118.]. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе» как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни [Немов Р. С. Психология. Кн. 1.- М.: Владос. 2003, с. 219 – 224].

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы [Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2011]. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая  –  с употреблением логики, третья  – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными [2.        Выготский Л.С. Психология. М., 2000].

Так же различают генетическую (наследственную) память и прижизненную. Генетическая память определяет анатомо-физиологическое строение живого организма, прижизненная является хранилищем знаний, полученных в течение жизни: от рождения до смерти. Прижизненная память подразделяется на словесно-логическую, образную и эмоциональную. К образной памяти относятся зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые и другие воспоминания. По способу работы различают механическое и смысловое запоминание. По наличию или отсутствию установки на запоминание различают непроизвольную и произвольную память [Истомина, З. М. Развитие памяти / З. М. Истомина - М.: Просвещение, 2008]. По времени сохранения  – кратковременную (непосредственную) и долговременную (отсроченную). Но все перечисленные характеристики памяти существуют лишь во взаимодействии, подчиняясь скорости протекания ее процессов: запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения, забывания. Скорость, в свою очередь, зависит от возраста и индивидуальных особенностей человека [Зинц Р. Обучение и память.- Минск, 2004].

Существует несколько подходов в классификации памяти. В настоящее время принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

Классификация видов памяти по характеру психологической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Двигательная (или моторная) память  –  это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие движения [Введение в общую психологию. Курс лекций.  Гиппенрейтер Ю.Б. М.: 2008. - 352 с.].

Двигательная память у детей возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и т.д. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи. Развитие памяти происходит и в более позднее время.

Эмоциональная память  – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень большое значение [Детская психология. (Учебник) Смирнова Е.О. (2016, 280с.)]. Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальное проявление эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память  –  это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и т.д. суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Следует иметь в виду особенности, характерные для представлений - их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Поэтому воспроизведение воспринятого часто расходится с оригиналом, с течением времени эти различия могут углубляться [Курс практической психологии. (Учебное пособие) Кашапов Р.Р. (2008, 448с.)].

От чего зависят легкость воспроизведения образа? Эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия, состояние человека в момент воспроизведения.

Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств [Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А.Г. (2012, 320с.)]. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память  –  это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно [Основы общей психологии. (СПО) Ефимова Н.С. (2013, 288с.)]. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека  –  единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание [Основы общей психологии. (СПО) Ефимова Н.С. (2013, 288с.)].

Словесно-логическая память – выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями [Основы психологии.  Коломинский Я.Л. (2010, 405с.)].

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

  • запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а подлинное сохранение подлинных выражений не требуется;
  • запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

Существует такое деление памяти на виды, которое напрямую связано с особенностями выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная  –  запоминание и воспроизведение, осуществляющееся автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.

Произвольная  – требуются волевые усилия человека и цель запоминания (заучивание стихов) [Педагогическая психология. (Учебное пособие) Под ред. Регуш Л.А, Орловой А.В. (2011, 416с.)].

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризуется способность механически запоминать воспринимаемую информацию.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложиться лишь то, что было когда-то в кратковременной памяти. В кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств, перевод в долговременную память - благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести гораздо больше информации, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить.

Оперативная память – мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции [Педагогическая психология. (Учебное пособие) Под ред. Регуш Л.А, Орловой А.В. (2011, 416с.)].

Промежуточная память  – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память [Психология. (Учебник) Под ред. Дружинина В.Н. (2009, 656с.)]. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Таким образом, память  –  это способность нервной системы длительное время хранить информацию о событиях внешнего мира. Классификация различных видов памяти осуществляется по трем направлениям: по длительности хранения, по характеру психической активности, по характеру запоминания и хранения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие толерантности в современном обществе

Что такое толерантность, значенние толерантности....

Понятие застенчивости в психолого-педагогической литературе.

Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика.Проблему ...

Сущность понятия «Музыкального воспитания» в научной литературе

Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней культуры, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус. Поэтому одной из...

Сущностная характеристика понятия «музыкальность» в научной литературе

Модернизация современной системы образования вызвала необходимость пересмотра содержания не только общего образования, но и дошкольного обучения и воспитания детей. Безусловно, на сегодняшний день обр...

Сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе

В статье раскрывается понятие "интерес" с различных ракурсов, а также рассматриваются виды интересов, их признаки и классификация....

Статья на тему: Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях

Статья на тему:Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24014...

Современный подход к изучению памяти в психолого-педагогической литературе.

Память определяют в психологии, как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Проблеме развития памяти большое влияние уделялось советскими и зарубежными психологами. Памят...