Семинар на тему:"Воспитываем патриотов"
картотека (старшая группа) по теме

Буйновская Диана Васильевна

В нашем Детском саду прошел семинар для воспитателей на тему: " Воспитываем патриотов", в рамках которого, воспитатели познакомились с системой работы по патриотическому воспитанию детей на основе ознакомления с родным городом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vospityvaem_patriotov.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

144006, Московская область, г. Электросталь, Первомайская ул., д. 6а,

Тел.: 8 (496)576-14-41

Семинар «Воспитываем патриотов»

Тема: «Система работы по патриотическому воспитанию детей на основе ознакомления с родным городом»

Воспитатель: Буйновская Д.В.

г. Электросталь 2018г.

Постановка проблемы.

       Основополагающей задачей нравственного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение дошкольника к отеческому наследию. Раскрытие нравственных качеств личности в ребенке дошкольного возраста представляется возможным через приобщение его к культуре и традициям своего народа, поскольку приобщение детей к наследию отечества призвано воспитывать у детей уважение, гордость за свою Родину, чувство патриотизма, желания сохранять и обогащать наследие своей родной земли, и вместе с этим у ребенка формируются нравственные качества.

        В работе воспитателя необходимо использовать такие средства и методы патриотического воспитания, которые могли бы способствовать не только приобщению детей к культуре и традициям своей Родины, но и формировать нравственные качества, которые будут отражаться на культуре поведения детей, их речи, бережном отношении к окружающим их предметам, характере общения с окружающими людьми.

        Цель: Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников

.

Актуальность проблемы. Проблема формирования нравственных качеств личности на современном этапе актуализируется сложившейся ситуацией в обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. На сегодняшний день существует необходимость поиска эффективных методов и средств воспитания привычек нравственно поведения у дошкольников на основе их патриотического воспитания.

Анализ литературы. В педагогике в целом, и в дошкольной педагогике в частности, проблема нравственного воспитания детей, как и проблема патриотического воспитания, разработаны разносторонне такими исследователями, как: M. Л. Афанасьева, Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, Т. С. Комарова, А. М. Князев, В.Маркова, С. Е. Матушкин, А. В. Мудрик, Э. И. Сокольникова, В. Г. Нечаева, О. Сакавичене, С. Т. Шамкий и многие другие. Однако, несмотря на многочисленные исследования данной проблемы, можно отметить, что в основном исследователями освещаются лишь отдельные стороны нравственного и патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет единой методической системы, отражающей всю глубину данного вопроса. Как отмечают психологи, в частности Л. С. Мухина, нравственные качества личности ребенка не могут возникнуть самостоятельно.

       Их развитие и формирование происходит постепенно, по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит в конечном счете от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы.

      Дети дошкольного возраста по своей психологической природе воспринимают окружающую действительность эмоционально, поэтому нравственные качества личности в патриотическом воспитании проявляются в процессе восхищения ими своим городом, своей страной. Невозможно сформировать эти чувства посредством проведения нескольких занятий с детьми, их сформированность может стать результатом поэтапного, длительного, систематического и целенаправленного воспитания. Работа по их формированию должна строится таким образом, чтобы она проходила через каждого дошкольника.

      Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к:

1. самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке;

2. с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду;

3. городу.

 Формирование нравственных качеств личности через патриотическое воспитание дошкольников станет эффективным при условии организации определенных педагогических условий, которыми могут выступать:

- обеспечение понимания детьми нравственно-патриотических категорий и осознание их морали;

 - комплексное решение задач нравственно-патриотического воспитания детей в различных видах деятельности (художественно-речевая, игровая, театрализованная, учебная) как на занятиях, так и в повседневной жизни; - стимулирование оценочно-контрольной деятельности в нравственно-патриотическом поведении детей.

   Наиболее эффективными формами работы с детьми в данном направлении могут выступать:

 - Творческая деятельность педагога с детьми.

- Фронтальная работа в виде проведения праздников и развлечений. - Индивидуальная работа педагога с детьми.

   В работе по воспитанию нравственных качеств личности через формирование патриотических чувств, любви к родному краю, можно выделить несколько этапов:

1 этап. Началом такой работы должно являться создание благоприятной развивающей среды. Необходимо создать в группе такую атмосферу, которая способствовала бы патриотическому воспитанию детей. Для этого можно организовать групповой стенд с атрибутами символики родного города, района, государственной символики. Здесь же можно организовать «Уголок родного края», в котором расположить фотографии, атрибуты, книги, журналы, открытки и т. п., посвященные изучению родного города.

 

2 этап. Дальнейшей работой по патриотическому воспитанию, с целью формирования нравственных качеств может стать ознакомление детей с народным фольклором, в котором наиболее доступно для детей данного возраста раскрываются нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде, верности, трудолюбии. На этом этапе работы необходимо знакомить детей с загадками, половицами, поговорками, сказками, частушками, тем самым, приобщая детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

3 этап. Следующим этапом работы должно являться знакомство с народными традициями, как один из главных методов приобщения детей к народной культуре. На данном этапе можно использовать такие методы как ведение народного календаря, фиксирование изменений в природе, при этом можно использовать приемы сравнения с народными приметами. Уместными на данном этапе могут стать беседы о труде человека, раскрытие взаимосвязи между природой и обычаями народа. Основополагающей целью данного этапа должно выступать формирование у дошкольников интереса к культурному наследию страны. При этом нужно развивать у детей такие качества как любознательность, активность, самостоятельность.

4 этап. На данном этапе патриотического воспитания основной задачей должно выступать непосредственное создание системы нравственного и патриотического воспитания, через ознакомление с родным городом, страной. На данном этапе работа должна осуществляться в соответствии с тематическими блоками, предусмотренными программой обучения дошкольников:

«Моя семья»,

«Моя улица»,

 «Мой город»,

«Моя страна» и т. п.

В работе могут быть использованы разнообразные методы и приемы: беседы, наблюдения, целевые чтение художественной литературы, составление рассказов, прогулки, экскурсии, проектная деятельность.   

       Одним из главных приемов на данном этапе должна выступать игра, как ведущая деятельность в данном возрасте. Можно использовать всевозможные дидактические игры, настольно-печатные игры, народные подвижные игры и т. п. На данном этапе нужно уделять внимание воспитанию у дошкольников умений понимать и ценить красоту природы родного края, воспитывать созидательное отношение к ней, желание сделать что — то полезное для других людей. С этой целью можно использовать труд на участке детского сада, организовать природоохранные акции, такие как: «Поможем зимой птицам», «Посадим дерево для города» и т. п.

5 этап. На последнем этапе работы стоит закрепить полученные навыки у детей. С этой целью организовываются праздники, вечера развлечений, проекты. Среди них могут быть такие: «Моя малая Родина», «День Защитника Отечества», «Великая Победа» и другие. В работе могут быть эффективно использованы такие формы работы, как праздничные утренники: «День России», «День города», «Мой папа самый лучший», «Поклонимся великим тем годам». Немаловажную роль при реализации работы играет подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования нравственных качеств личности средствами патриотического воспитания. Подготовленность предполагает наличие у педагогов высокого уровня профессиональной компетентности, мастерства, способности к саморегулированию, самонастрою на решение поставленных задач. Реализация работы по воспитанию нравственных качеств средствами патриотического воспитания может показать такие результаты:

 -  Знакомство детей с социальными нормами и правилами поведения в обществе для установления добрых взаимоотношений между людьми. -  Формирование у дошкольников основ патриотизма, гражданственности и ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите.

 -  Усвоение опыта предыдущих поколений, способствующего успешной социализации детей.

Выводы. Таким образом, основополагающей задачей нравственного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение дошкольника к отеческому наследию. Нравственные качества личности ребенка не могут возникнуть самостоятельно, они формируются по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы.

  В работе по воспитанию нравственных качеств личности через формирование патриотических чувств, любви к родному краю, можно выделить несколько этапов:

- создание благоприятной развивающей среды,  

- ознакомление детей с народным фольклором, знакомство с народными традициями,

- непосредственное создание системы нравственного и патриотического воспитания, через ознакомление с родным городом, страной, закрепление.

       Немаловажную роль при реализации работы играет подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования нравственных качеств личности средствами патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй.Тема:"Воспитываем патриотов"

Родительская гостиная.Задачи:1. Способствовать повышению педагогической компетентности родителей по патриотическому воспитанию ребёнка в семье и детском саду.2. Содействовать сплочению родительского к...

доклад на тему: «Воспитываем патриотов»

Цель: патриотическое воспитание дошкольников...

Презентация проекта по теме "Воспитываем патриотов"

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста гражданственности, патриотизма, ...

Статья на тему "Воспитываем патриотов своей Родины"

Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социалистическое содержание...

Консультация для воспитателей на тему «Воспитываем патриотов»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени....

Консультация для родителей дошкольников на тему: "Воспитываем патриотов с детства"

laquo;Воспитываем патриотов с детства». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое»...