Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Корчагина Анна Александровна

Статья на тему: "Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изменения в обществе повлекли за собой качественные изменения во всех сферах науки и техники, в том числе и в образовании. С вступлением в силу нового федерального закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование стало уровнем общей системы образования. В истории России это произошло впервые. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.  Согласно высказыванию В.И.Слободчикова, качество дошкольного образования – это качество жизни ребёнка. Таким образом, перед детским садом стоит первостепенная задача сделать так, чтобы качество дошкольного образования соответствовало современным требованиям. А самое главное, думая о качестве нельзя забывать о самом ребенке.

При этом крайне важно учитывать то, что сегодня изменились ожидания родителей, их социальный заказ. Родители, как главные заказчики услуг системы дошкольного  образования,  вправе  рассчитывать  на  достойный  результат – ребенка, достигшего на этапе завершения уровня дошкольного образования целевых ориентиров, а именно здорового, активного, социально адаптированного, уверенного в себе, любознательного, креативного, инициативного, способного воспринимать новую информацию и при поддержке взрослого самостоятельно добывать знания.

Рассматривая качество деятельности дошкольного образовательной организации особое внимание необходимо уделять взаимодействию детского сада и семьи, их сотрудничеству и в результате – развитию культуры детско-родительских отношений.  При этом первостепенное значение приобретает не то, кто и за что отвечает, кто кому должен, а выстраивание таких отношений между образовательным учреждением и родителями воспитанников, которые позволили бы добиться максимальной пользы для повышения качества дошкольного образования.

Учитывая то, что сейчас мы работаем с новым поколением детей и  родителей, у которых имеется время и желание заниматься своим ребенком, с поколением, которое, как правило, не интересуют проблемы детского сада,  но готово участвовать в образовании своего ребенка, дошкольному  образовательному учреждению необходим высокий уровень работы, направленный на обеспечение реальной вовлеченности семьи  в  образование  ребенка,  формирование желания у родителей предпринимать личные усилия, вносить свой вклад в достижение общих целей образования.

Понимание данной проблемы позволяет определить следующие приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по развитию форм взаимодействия с родителями:

- применение современных интерактивных технологий взаимодействия с родителями, способствующих формированию у родителей умений и навыков общения с собственными детьми; создание на базе дошкольной организации Консультационных центров (работа сайтов педагогов и детского сада, смс-информирование);

- использование педагогами технологий, обеспечивающих оформление единых целей, технологий воспитания и развития детей в детском саду и семье (совместные проекты, акции);

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектная деятельность – это воспитание ребёнка через деятельность, а в работе с семьёй через совместную деятельность. Участвуя в проектной деятельности, родители являются не только источниками информации,  реальной помощи  и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Проектная деятельность развивает у всех участников самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом. Главное, способствует укреплению отношений между ребёнком, родителями и детским садом.

 В нашем детском саду проводился долгосрочный проект «В семье дружат – живут не тужат». На протяжении всего времени реализации проекта организовывались разнообразные мероприятия, конкурсы, выставки на сплочение семей, взаимопонимание. Итоговое мероприятие – концерт             « Минута славы», где семьи проявили все свои творческие способности, показал, что цель проекта была достигнута.

- открытие возможностей для сближения родителей и педагогов вокруг интересов и потребностей самой семьи, ее традиций, на  основе  информативности,  вовлеченности  членов семьи в жизнь ребенка в детском саду, взаимной ответственности родителей и  педагогов  за  принятие  решений,  способных  улучшить  качество образовательных услуг (создание клубов по интересам, мастер-классы, деятельность печатного органа, выпуск издательской продукции).

С этой целью в нашем саду создаются буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем родителям о достижениях ребёнка.

Предлагаемые  авторами  (А.Л.  Спиваковская,  А.Я. Варга, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер,  Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, Т.Н. Доронова. О.И. Давыдова, А.А. Майер) теоретические идеи взаимодействия детского сада и семьи, практико-ориентированные модели позволяют увидеть разнообразные пути, возможности осуществления, способы оценки эффективности партнёрства в образовании, в них акцентируется внимание на «поддержке семьи», «работе с семьей», оказании ей разных видов помощи, т.е.  рассмотрении  её  преимущественно в качестве объекта того или иного воздействия, но в них не отражаются вопросы развития культуры детско-родительских отношений в детском саду.

Механизмы, условия и способы организации сотрудничества с родителями воспитанников ДОУ с целью развития культуры детско-родительских отношений рассмотрены в педагогике не достаточно, что  обусловливает актуальность исследования на научно-методическом уровне.

Решение данной проблемы видится в использовании потенциала событийного подхода, который позволит всем участникам образовательных отношений непосредственно взаимодействовать друг с другом в различных видах совместной деятельности.  На родительских собраниях применяются нетрадиционные формы проведения их.

Можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.

Познавательные : Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.

Информационно – аналитические: Анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик»

Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

Наглядно-информационные : дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел.

Одна из форм взаимодействия с родителями – это родительские собрания нетрадиционной формы

«Педагогическая лаборатория», «Читательская конференция», «Аукцион», «Семинар – практикум», «Душевный разговор»,«Мастер – класс», «Ток – шоу»  

Вовлекая родителей в воспитательно – образовательный процесс, педагоги ДОО помогают им увидеть особенности мировосприятия дошкольников, лучше понять своего ребёнка, обнаружить его сильные и слабые стороны, учитывать индивидуальные особенности в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть готовым всегда одержать ему поддержку. Так из зрителей – наблюдателей родителями становятся активными участниками образовательной деятельности ДОО.

Исходя из вышесказанного, необходимо чтобы образовательный процесс представлялся как единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и его семьи. При этом проведение любого занимательного и познавательного дела в дошкольном образовательном учреждении видится как своеобразный отклик на различные социальные события, которые происходят в мире, стране, в городе, в детском саду, в семье. Полезно объединять усилия педагогов детского сада и родителей воспитанников для  того, чтобы способствовать личностному развитию детей-дошкольников,  а  также развитию культуры детско-родительских отношений.

В основе данной системы находятся события творческой жизнедеятельности ДОУ, которые позволяют установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей; поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях; способствовать развитию культуры отношений между детьми и родителями. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей, объединение воспитательных усилий педагогов и родителей;

- приобщение детей и родителей к русской народной культуре, народным традициям как основам формирования духовности личности, осознанного отношения родителей к духовно-историческим ценностям;

- формирование дружественной социокультурной среды межсемейного общения детей и взрослых в событиях творческой жизнедеятельности;

- переориентировка родителей с позиции переживаний за своего ребенка на позицию творческого поиска и реализации позитивных возможностей ребенка.

Отношения дошкольного образовательного учреждения с семьей должны выстраиваться на основе сотрудничества и взаимодействия при условии открытости деятельности детского сада, это и непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, и сотрудничество дошкольной образовательной организации с  расположенными в непосредственной близости социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками, выставками, музеями, театрами и т.д.  

Как  показала  практика, неформальное сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей помогает родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания, способствует более глубокому видению и пониманию своего ребенка, формирует доверие к нему, эмоциональную отзывчивость. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог  развития  у  детей  способности  к  сотрудничеству,  творческому самовыражению и уверенности в себе.  

Таким образом, совместная творческая деятельность детей, родителей и

педагогов сможет интегрировать общественное и семейное воспитание дошкольников, вовлечь родителей в единое образовательное пространство, в образовательный процесс, осуществляемый в дошкольном образовательном учреждении и повысить качество дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Вовлечение родителей в образовательный процесс на тему «Золотая осень»

Очень важно вовлекать родителей в образовательную деятельность. Представлен конспект совместной деятельности детей подготовительной группы и их родителей. ...

Формирование интереса к физической культуре через вовлечение родителей в образовательный процесс

Я часто задавала себе вопрос: «Как добиться, чтобы занятия спортом стали потребностью?» И пришла к выводу, что в основе работы должен лежать  интерес, который стараюсь сформировать у детей. Это и...

«Межсемейные проекты как средство вовлечения родителей в образовательный процесс»

Мастер класс предозначен для педагогов работащих в рамках проектного метода...

«Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов ».

laquo;Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов »....

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...