Мастер-класс «Умелые руки не знают скуки»
методическая разработка на тему

Повышение мотивации педагогов к применению игр на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

                      Мастер-класс «Умелые руки не знают скуки»

Цель: повышение мотивации педагогов к применению игр на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Задачи:

1.Формировать представление педагогов о значении работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

2.Познакомить педагогов с играми для развития мелкой моторики рук с использованием: массажных мячиков, прищепок, платочков, резинок для волос, стеклянных камешков.

3.Способствовать повышению уровня мастерства педагогов по развитию мелкой моторики рук.

4.Создать атмосферу открытости, доброжелательности.

Оборудование: Стулья, столы для педагогов, материал для практической деятельности: массажные мячики, платочки, прищепки, резинки для волос, стеклянные камешки, помпоны, схемы для нанизывания резинок, плоскостные изображения различных предметов с недостающими деталями, плоскостные деревянные фигурки с отверстиями; видео презентация.

Ход:

Уважаемые коллеги! Мы рады  Вас видеть сегодня на нашем мастер-классе «Умелые руки не знают скуки», который посвящен играм для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и неполностью.  Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка. Если в этот период речи ребенка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

М.М Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.  Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Знаете ли вы, что такое мелкая моторика?

Если «да» - поднимите зеленый кружок.

Если «затрудняетесь» - поднимите красный кружок.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями.

Имеете ли вы представление, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук, используя нестандартное оборудование?

Если «да» - поднимите зеленый кружок.

Если «затрудняетесь» - поднимите красный кружок.

Уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения.

Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, придумывать для них новое применение. Такие игры очень увлекательны для детей: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Предложенные игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание,  мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук,  приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

И сегодня мы предлагаем вам познакомиться с некоторыми  играми для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Основной целью представленных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.  

1.Игры с массажными мячиками.

«Наши ручки».

Эта ручка правая. (Крепко сжимают мячик в правой руке)

Это ручка левая. (Крепко сжимают мячик в левой руке)

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю. (Кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки)

Будет сильной правая. (Крепко сжимают мячик в правой руке)

Будет сильной левая. (Крепко сжимают мячик в левой руке)

Будут ручки у меня ловкие, умелые. (Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями)

«Бежит ежик по дорожке»

Бежит ежик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс,

Жалко ежика до слез.

(Катают мячик в руках, делая движения вперед – назад, вправо – влево между ладонями)

2.Игры с платочками.

«Помощница»

Кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

В таз воды я наливаю, (Складывают ладони «чашечкой»)

Свои вещи достаю. (Берут платочек в руки)

Их сама я постираю (Имитируют стирку белья)

И в порядок приведу. (Выжимают платочек, встряхивают и аккуратно складывают)

«Рыбки»

Кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Рыбки плавали, ныряли,

В чистой, тепленькой воде. (Пальцы обеих рук складывают щепотью, руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок)

То сожмутся, (Плотно сжимают пальцы рук на последнем слове)

Разожмутся, (Пальцы обеих рук сильно растопыривают в стороны)

То зароются в песке! (Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони)

3. Игры с прищепками.

«Кыш»

Сильно кусает

Котенок – глупыш!

Он думает, что это

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе:

«Кыш!»

(Бельевой прищепкой  прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу)

Игра с прищепками.

Прикрепляем недостающие части:  лучики – солнышку, ушки – зайчику, плавники и хвостик – рыбке и т.д.

4.Игры с резиночками для волос.

Пальчиковая гимнастика.

- Мальчик-с-пальчик, где ты был? (Дотрагиваются  указательным пальчиками обеих рук, «здороваются»)

Берут в руки  резиночку для волос, надевают ее на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки)

- С этим братцем (Надевают резиночку на большой палец)

В лес ходил!

- С этим братцем  (на указательный)

Щи варил!

- С этим братцем

Кашу ел! (на средний)

- С этим братцем

Песни пел! (на безымянный)

- А меленького братика

Я спать укладывал! (на мизинец. Кладут ладони под голову)

- Нанизывание резинок для волос на пальцы по предложенной схеме.

5.Игры со стеклянными камешками.

«Украшение», выкладывание плоскостных  деревянных фигурок  стеклянными камешками (помпонами): вкладывание стеклянных камешков в отверстия.

При проведении игр на развитие мелкой моторики рук можно  использовать другие разнообразные предметы:  эспандеры, карандаши, пуговицы, горох и фасоль, катушки из - под ниток, веревочки, разноцветные крышки и т.д.

А сейчас мы предлагаем вам еще раз ответить на вопросы, которые были заданы в начале нашего мастер-класса:

-Знаете ли вы, что такое мелкая моторика?

-Имеете ли вы представление, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук, используя нестандартное оборудование?

Мы надеемся, что наш мастер-класс  поможет вам успешно решать задачи речевого развития детей. Желаем вам успехов и приятных минут общения с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ярмарка "Умелые руки не знают скуки".

Сценарий праздника для дошкольников старшего возраста, который прививает любовь к русским традициям, народно - прикладному искусству, развивает познавательную активность, желание принимать участие в я...

"Умелые руки не знают скуки"

Методическая разработка досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста....

доплнительная образовательная общеразвивающая программа "Умелые руки не знают скуки"

Пояснительная записка к  программе «Умелые руки, не знают скуки»В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модерн...

доплнительная образовательная общеразвивающая программа "Умелые руки не знают скуки"

Пояснительная записка к  программе «Умелые руки, не знают скуки»В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модерн...

Перспективный план работы кружка «Умелые руки не знают скуки»

Цель: Развитие творческих способностей детей, мелкой моторики рук. Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художест...