Конспект по хозяйственно-бытовой деятельности для детей с ЗПР "Умелые руки не знают скуки- трудолюбивые как пчёлки"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гарина Татьяна Владимировна

Конспект по хозяйственно-бытовой детельности для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_trudu_3.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по хозяйственно-бытовой деятельности

для детей с ЗПР (лексическая тема недели  «Насекомые. Цветы» ).

Педагог  Гарина Татьяна Владимировна

Образовательная область. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,  физическое развитие.

Возрастная группа разновозрастная : старший и подготовительная..

Тема занятия «Умелые руки не знают скуки - трудолюбивые как пчёлки».

Цель: формирование самостоятельности и положительного отношения к труду и его результатам.

Задачи:

Образовательные:

            . Закреплять и совершенствовать умения, приобретённые ранее в т рудовой деятельности: мыть игрушки, стирать салфетки и развешивать с помощью прищепок на верёвке, поливать и протирать комнатные цветы.

            . Формировать культуру труда и знания детей о последовательности трудового процесса (какое оборудование необходимо для работы, как его расположить).

             . Закреплять умение работать рационально, дружно, помогая друг другу.

Развивающие:

          . Развивать мелкую и общую  моторику, зрительное и слуховое внимание, грамматический строй речи и связанную речь, продолжать вводить в словарь детей антонимы, музыкально-ритмические движения под музыку « Помогаем маме».

Воспитательные:

        . Воспитывать самостоятельность, исполнительность, старательность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла.

Предварительная работа:

  . рассматривание схем – алгоритмов выполнения работы «Мытья игрушек» и «Протирание пыли», «Стирка салфеток», «Уход за комнатными цветами»;

  . беседа « Что такое чистота и порядок в комнате», «Поговорки о труде».

  . дидактическая   игра  « Наоборот »,застёжки «Цветы»и «Насекомые»;

  . умение ориентироваться по плану.

  . пальчиковая   игра  « Насекомые».

Перечень дидактических  материалов, оборудования  и  других ресурсов: фартуки, тряпочки, тазы, ведёрки, разносы, столы, тёртоё мыло, клёнки для столов, алгоритм выполнения действий, полотенца, тряпка для пола для пролитой воды., верёвка, прищепки, застёжки «Цветы» и «Насекомые», мешок, шарики «Су-ДЖОК», сундук, семена цветов на каждого, игрушка Лунтик, магнитофонная запись слов Лунтика, цветок объёмный со схемами.

  1. Организационный момент, начало занятия

.описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей на занятии,

.игры и упражнения для организации внимания детей,

.ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми,

.описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя  на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой  работает педагог).

Деятельность  детей

Деятельность педагога

Примечание

-Здравствуйте.

  -  вторник

Выполняют движения глаз по тексту

- чистый

-уютный

-аккуратный

-трудолюбивый

-добрый

-весёлый

-Лунтик!

Здравствуй.

- Мы!

- Давайте!

  - Дети, посмотрите, сколько гостей к нам пришло! Поздоровайтесь с ними. Гости пришли к нам посмотреть на вас, какие вы самостоятельные.

- Ребята, какой день недели сегодня?  Правильно, вторник. Давайте поиграем с вами в игру для глаз.

- Во вторник стрекозы глаза,
водят взгляд туда-сюда,

смотрит влево, смотрим вправо

Не устанут  никогда.

- Молодцы, а теперь поиграем с вами в игру «Наоборот».  Грязный (– чистый),

неуютный  (- уютный) ,

неряшливый (- аккуратный) ,

злой (- добрый),

грустный (–  весёлый),

ленивый (– трудолюбивый).

 Молодцы, хорошо поиграли.  

 Воспитатель:-   А-АААААА! - Ребята, что это?  Книжки разбросаны, игрушки валяются .Мешок! Что произошло, пока мы отсутствовали?  Может кто-то из вас так неудачно пошутил? Гости, это не вы?  Наверно мешок, это нам.

Лунтик: Ребята, здравствуйте, это я.

Воспитатель:- Ребята, кто это к  нам пришёл?

-Лунтик, так это ты, тут нам мешок преподнёс?  и устроил  небольшой беспорядок в  группе.

Лунтик: Я пришёл к вам в гости. Вместе с гусеницами.  Вредные гусеницы испачкали ваши салфетки кукольную посуду.

Мне очень стыдно за гусениц. Я не успел  за них навести порядок.

Воспитатель:- А наши дети тебе помогут! Давайте поможем  Лунтику, наведём порядок. Кто любит трудиться и работы не боится? Трудиться, интересно и полезно, и совсем не трудно.  Скучен день до вечера, коли делать нечего! Трудиться всегда пригодиться. Давайте всё поставим на место.

Упражнение  на организацию внимания  детей и    для  снятия глазного напряжения.

Игра для организации внимания детей, на установление  эмоционального контакта.

- звучит магнитофонная запись.

Проблемная ситуация для мотивированного   участия детей   в  трудовой деятельности

2. Основная  часть  занятия

Данный этап предполагает:

  • постановку конкретных образовательных задач перед детьми;
  • описание форм и методов представления нового образовательного содержания;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу;
  • описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности;
  • описание основных форм организации практической деятельности детей;
  • описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания; описание способов снижения утомления, напряжения детей

Деятельность  детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети собирают игрушки.

Дети садятся на стульчики  полукругом к доске.

- Нет.

-Постелить клеёнку на стол

-Взять таз  и налить воду.

-Положить мыло.                                      

- Положить игрушки. Взять тряпку и мыть игрушки.

-  Положить на разнос. чтобы стекала вода.

- Ополаскивать в чистой воде.

- Положить на разнос, чтобы стекала вода.

 - Брать полотенце вытирать………..

Дети  надевают фартуки, подворачивают рукава,  берут нужное оборудование и приступают к работе.

Дети  выполняют движения вместе с воспитателем.

Дети пристёгивают пятнашки божьей коровке и цветочки на поляну

Дети выполняют трудовой процесс под музыку

- Прежде чем начать уборку в группе  нужно собрать  игрушки с пола. Нигде ничего не валяется. Когда всё  разбросано, можно наступить на игрушку и сломать  её  или  получить травму.

- Молодцы. А теперь подойдите ко мне, присаживайтесь. Что нам нужно для того, чтобы помыть игрушки и вытереть пыль с полок  (фартуки, тряпочки, тазики с водой, мыло).

Иди Даня  и Женя, выберете, те предметы, которые нужны для работы.  А  книжка нужна?  Правильно нет. А буквы и  цифры.?

- А теперь давайте  проверим себя, как нужно мыть игрушки , стирать и протирать пыль. Пойдёмте все присядем на стульчики. Вспомним что с начало, что потом.

- Работа по схемам- алгоритмам.

- А теперь давайте вспомним, как протирать пыль. Что с начало, что потом.  Работа по схемам- алгоритмам……

А что нам нужно для того, чтобы постирать салфетки……..

- Перед работой  необходимо вспомнить правила труда, которые  нам помогут быстро и качественно  справиться с работой.  

1. Нельзя отвлекаться  от работы.

2. Любую работу  надо выполнять до конца, качественно и аккуратно.

3. Аккуратно обращаться с водой, не проливать её, а если пролил, надо вытереть.

4. Помогать своему товарищу,  советом или делом, если он не справляется с работой.

5. Кто закончит свою работу  быстрее всех, надо  помочь тем,  у кого ещё не окончена работа, принимать помощь с благодарностью.

6. После работы необходимо убрать своё рабочее место.

Давайте распределяться с помощью волшебной ромашки, каждый вытягивает себе лепесток и кладёт в карман фартука.  Вероника  стирает салфетки, Соня и Матвей моет игрушки, Женя протирает пыль, Даня поливает цветы ….., и красиво всё расставляем и в конце убираем рабочее место.

А прежде чем приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики, чтобы пальчики лучше трудились. Ах! Проказники гусеницы, посмотрите они  растрепали нашу божью коровку и цветочную поляну. Давайте всё пристегнём……………. Молодцы. А теперь берите наши волшебные шарики «Су- Джок».

Пальчиковая  игра « Насекомые»:

-  прилетела к нам вчера полосатая пчела, а за нею шмель шмелёк и весёлый мотылёк, два жука и стрекоза, как фонарики глаза, пожужжали, полетали от усталости устали.

- Всё. Приступаем к работе.  

Дети выполняют работу под бодрую музыку.

В процессе  работы воспитатель подсказывает, подбадривает, уточняет действия детей.

Видя, что процесс уборки немного затягивается, воспитатель предлагает детям свою помощь.  

 После окончания работы воспитатель  напоминает детям привести в порядок своё рабочее место и  просит положить тряпочки  на поднос, снять фартуки и убрать   их на место. Предлагает подойти к себе.

Намечаются задачи  для совместного выполнения вмести с детьми

Предлагается способ реализации цели, при ответе использую свой опыт и подсказки для детей.

Распределение деятельности между детьми воспитателем и предлагается версия детей.

Развитие мелкой моторики и речи с шариком «Су-ДЖок»

Выполняется самостоятельная деятельность детей под музыку.

   3. Заключительная часть занятия

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог;
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог  определяет, что часть детей  не освоили новый материал;  косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка.

Деятельность  детей

Деятельность педагога

Примечание

-Стирали

-Протирали пыль

-Мыли игрушки

-Поливали и протирали цветы

-Ромашка

- Пчела

Божья корвка

- Лунтик

Танец «Помогаем маме ».

-  Спасибо.

- До свидание.

-  Какие вы все молодцы! Посмотрите, как чисто и красиво  и уютно стало у нас в  группе. А теперь расскажите Лунтику, как мы наводили за гусениц  порядок. Вспомните, что мы делали? Чем мы занимались……..

 Лунтик: Спасибо ребята, вы такие трудолюбивые - как пчёлки. Бабе Капе и пчелёнку тоже трудиться  всегда интересно. Трудиться вы умеете, а загадки отгадывать тоже умеете?  На моём волшебном цветке они написаны. Отгадайте, пожалуйста.

Воспитатель:

Красота её скромна и лечебная она, белый лепесток, посредине  пятачок, будто жёлтый светлячок (ромашка)

Полетает над лужком, похлопочет над цветком и поделится медком ( пчёлка).

По цветку ползёт букашка, на ней красная рубашка, маленькая крошка на спине горошки  (божья коровка).

Он сиреневый такой, машет весело рукой, он свалился к нам с луны- очень добрый, знаем мы. Кто это?

 Лунтик:  Да. Это я, Лунтик.  Молодцы. Трудиться  умеете, загадки отгадывать умеете,  а веселиться то вы,  умеете?

Воспитатель:  Лунтик, ты не думай, наши дети  так же веселятся, как и трудятся, и маме умеем помогать, вот посмотри на эту газету. Мы тебе сейчас покажем как мы умеем помогать маме  Делу время – потехе час! Мы сделали дело, теперь и потанцуем.

Лунтик:  Спасибо ребята,  ваши руки не знают скуки вы и поделки какие интересные сделали. Ну, действительно как пчёлки трудолюбивые.  Ну а теперь, я вас хочу отблагодарить, предлагаю подойти к доске  и отправиться  по стрелочке в правильном направлении и найдёте подарки.

Воспитатель:  -    Мы нашли  сундук. Вот он.   Что здесь? Семена цветов. Спасибо тебе  Лунтик,  за  твой подарок

 Лунтик: За ваше трудолюбие вы получили семена цветов, посадите их на клумбе. Спасибо и  вам за всё, я рад тому, что вы такие дружные и трудолюбивые как пчёлки, а теперь мне пора  домой к бабе Капе. До свидания, пока! А вы потанцуйте.

Даётся оценка деятельности детей, как сопоставление результата  с раннее поставленной  проблемой.

Художественное слово

Положительная  оценка деятельности  детей

Сюрпризный   момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши руки не знают скуки" (из опыта работы по созданию пособий с использованием ковролина)

Презентацию практической деятельности  «Наши руки не знают скуки» я представляла на семинаре-практикуме" ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГ...

Непосредственно-образовательная деятельность «Наши руки не знают скуки» в подготовительной группе «Малышок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Ромодановский детский сад комбинированного вида»   Непосредственно-образовательная деятельность«Наши руки не знают скуки»в ...

Технологическая карта по хозяйственно-бытовому труду. Тема: «Умелые руки не знают скуки»

Тема занятия: «Умелые руки не знают скуки».Возрастная группа: средняяЦель: нравственно - психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду, формирование начал трудолюбия.Задачи: ...

Конспект занятия по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Умелые руки не знают скуки»

Конспект занятия по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Умелые руки не знают скуки»...

Проект досуга для детей 6-7 лет "Умелые руки не знают скуки"

Подробное описание досуга с детьми 6-7 лет в виде эстафеты...

Конспект по хозяйственно-бытовому труду «Умелые руки не знают скуки»

Конспект по хозяйственно-бытовому труду «Умелые руки не знают скуки»Воспитатель: Смолина М.А.Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познава...