Главные вкладки

    КАРТОТЕКА ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
    картотека (старшая группа) на тему

    Гордеева Светлана Владимировна

    КАРТОТЕКА ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    http://www.playcast.ru/uploads/2017/08/19/23250883.png

    КАРТОТЕКА ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    http://madou160.ru/upload/information_system_112/1/3/1/item_1314/item_1314.jpg

    Подготовила :Гордеева С. В.

    Дидактические игры:

    «Что в корзинку мы берем?»

    Дид. задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

    Научить различать плоды по месту их выращивания.

    Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

    Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

    Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

    Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

    Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

    «Вершки – корешки»

    Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.

    Материалы: два обруча, картинки овощей.

    Ход игры. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!».

    «Угадай, что в мешочке»

    Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

    Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

    Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

    «С какой ветки детки?»

    Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

    Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

    Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

    «Когда это бывает?»

    Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

    Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

    Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

    Весна.

    На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

    С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

    Лето.

    И светла, и широка

    Наша тихая река.

    Побежим купаться, с рыбками плескаться…

    Осень.

    Вянет и желтеет, травка на лугах,

    Только зеленеет озимь на полях.

    Туча небо кроет, солнце не блестит,

    Ветер в поле воет,

    Дождик моросит.

    Зима.

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    «Что бывает осенью? »

    Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

    Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

    Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.) . Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

    «Осенние приметы»

    Задачи: закреплять знания о приметах осени , развивать устную речь, наблюдательность,

    внимание, память.

    Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук),игровое

    поле,разделённое на 8 клеток.

    Ход игры : дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано

    определяют, когда это бывает. Если осенью,кладут картинку на игрово поле.Если

    в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют

    предложение, используя ключевое слово «осенью».

    Примечание: игра пожет быть индивидуальной.

    «Что изменилось (ДА ИЛИ НЕТ)

    Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.

    Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

    Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?

    Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

    Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?

    Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?

    Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,

    Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?

    А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -

    Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

    «Доскажи словечко»

    Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

    Ход игры: взрослый читает,а дети добавляют слова.

    - Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

    - Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).

    - Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

    - От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

    - Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

    - Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

    - Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

    - Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

    - А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

    - Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

    - Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

    - Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

    - Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

    - Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

    Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

    «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

    Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

    Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

    «Чудесный мешочек»

    Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,

    правильно называть его цвет,развивать внимание,память,устную речь

    Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

    Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

    Я-чудесный мешочек,

    Всем ребятам я — дружочек.

    Очень хочется мне знать,

    Как вы любите играть.

    Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из

    мешочка предмет,на ощупь определяют,что это, называют его, а потом достают.

    После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

    «Овощи — фрукты»

    Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание,

    наблюдательность.

    Атрибуты:предметные картинки овощей и фруктов

    Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

    «Раз,два,три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют

    группы «Овощи», «Фрукты».

    «Найди пару»

    Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,

    закреплять знания о форме,цвете и размере,развивать слуховое и зрительное

    восприятие.

    Атрибуты: осенние листья разного размера,цвета и формы.

    Ход игры: дети стоят по кругу,в центре-листья (их количество по количеству детей и

    подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).Дети идут

    по кругу со словами: « Раз,два,три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.

    Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» (Другие

    задания:составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся

    размером:большой и маленький,или листья одного размера с одного дерева..)

    Подвижные игры:

    «Солнышко и дождик»

    Цель: производить действия по сигналу воспитателя.

    Указания взрослого:

    - Солнышко светит, нам очень весело и мы радуемся. Когда идет дождик, мы должны спрятаться!

    Воспитатель поднимает фигурку солнышка.

    Солнышко, покажись!

    (дети бегают, кружатся)

    Красное, покажись!

    (радуются)

    Дети радуются,

    Весело пляшут.

    Воспитатель поднимает зонтик. Дети приседают.

    «Листопад»

    Цель: согласовывать движения с сигналом воспитателя. Закрепить цвет.

    Указания взрослого:

    - Осенние листочки кружатся медленно. Осенние листочки разные: зеленые, желтые, красные. Будьте внимательны.

    Листопад! Листопад!

    Листья желтые летят!

    (летят желтые листья)

    Листопад! Листопад!

    Листья красные летят!

    (летят красные листья)

    Листопад! Листопад!

    Листья зеленые летят!

    (летят зеленые листья)

    «Птички и дождик»

    Цель: учить действовать по команде взрослого; закреплять знания птиц; упражнять в произнесении звуков, выполнении характерных движений.

    Ход игры: воспитатель раздаёт эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Внимательно слушайте и выполняйте названные действия».

    Воспитатель: Птички летают (дети бегают по площадке, клюют зёрнышки (присаживаются на корточки, снова полетели. Вдруг закапал дождик, застучал по крышам кап-кап-кап, прячьтесь, птички (дети прячутся) .

    Дождь прошёл, и опять птички полетели, песенку запели (дети имитируют голоса знакомых птиц) .

    «К названному дереву беги»

    Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

    Ход игры: выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

    «Перелет птиц»

    Цель: учить двигаться в одном направлении, быстро убегать после сигнала.

    Ход игры: Дети стоят в одном углу участка – они птицы. В другом углу – скамейки. По сигналу педагога: «Птички улетают!», дети, подняв руки, бегают по площадке. По сигналу: «Буря!», бегут к скамейкам и садятся на них. По сигналу взрослого: «Буря кончилась!», дети слезают со скамеек и продолжают бег.

    Хороводные игры

    «Огородная хороводная»

    Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу.

    Дети идут по кругу и поют:

    Есть у нас огород. Там своя морковь растет

    Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)

    Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.

    Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте:

    Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши

    А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

    Дети идут по кругу и поют:

    Есть у нас огород, там зеленый лук растет

    Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

    В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:

    Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,

    А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

    Дети идут по кругу и поют:

    Есть у нас огород и капуста там растет

    Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

    Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

    Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,

    А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

    Дети идут по кругу и поют:

    Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.

    Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

    Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

    Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши

    А потом не зевай увози наш урожай.

    «Что нам осень принесет?» 

    Что нам осень принесет?

    Что нам осень принесет?

    • Яблоки румяные, сладкий мед,
    • Яблоки румяные, сладкий мед.
    • Что нам осень принесет?
    • Что нам осень принесет?
    • Разных овощей полный огород,
    • Разных овощей полный огород!
    • Что нам осень принесет?
    • Что нам осень принесет?
    • - Золотого хлебушка на весь год,
    • Золотого хлебушка на весь год!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".

    КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста.                             ...

    Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста...

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по экологии для детей старшего дошкольного возраста.

    КАРТОТЕКАДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста....

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по экологии для детей старшего дошкольного возраста.

                       МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ...

    Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста.

    Картотека дидактических игр по экологии  для детей старшего дошкольного возраста....

    Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста.

    Картотека дидактических игр по экологии  для детей старшего дошкольного возраста....