Влияние театрализованной деятельности на формирование творческих способностей и социально- эмоциональное развитие ребенка.
статья (подготовительная группа) на тему

Флерко Вера Николаевна

Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья.

Отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребенка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Существует множество форм обучения и воспитания, как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Это тот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Методически правильно организованная работа по театрализованной деятельности способствует формированию у детей положительной самооценки, аналитическому отношению к себе и деятельности товарищей. Театр позволяет строить взаимодействие к общению участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. А выступления перед аудиторией позволяют детям свободно держаться в повседневной жизни. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние театрализованной деятельности на формирование творческих способностей и социально- эмоциональное развитие ребенка.

Флерко Вера Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г.Макарова»

Актуальность

Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья.

Отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребенка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Существует множество форм обучения и воспитания, как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Это тот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Методически правильно организованная работа по театрализованной деятельности способствует формированию у детей положительной самооценки, аналитическому отношению к себе и деятельности товарищей. Театр позволяет строить взаимодействие к общению участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. А выступления перед аудиторией позволяют детям свободно держаться в повседневной жизни. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Наша работа с детьми дошкольного возраста ценна тем, что создает условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывает влияние на развитие ума, воспитание характера, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Но бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы. Каждый ребенок независимо от степени его талантов заслуживает внимательного к себе отношения, поощрения и помощи. Театр или игры по ролям – один из лучших способов развития детского творчества.

Театр позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Театр раскрывает духовный творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Мы в своей работе придерживаемся креативного принципа в обучении и воспитании, то есть ориентируемся на творчество детей, на раскрепощение личности. Театральную деятельность связываем с темами окружающего мира, ознакомлением с художественной литературой, развитием речи, изобразительной деятельностью.

Большому количеству игр и упражнений находим применение на образовательной деятельности по математике, а также на музыке и физической культуре. Первые театрализованные игры с малышами проводили мы – взрослые, вовлекали в игры детей. Далее использовали небольшие упражнения и игры, в которых мы становились партнерами и предлагали ребенку проявить инициативу в игре. А в старших группах побуждали детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.  Для правильной организации работы мы учитывали следующие принципы:

  1. Содержательность театральной деятельности, разнообразие тематики и методов работы.
  2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.
  3. Максимальная активность на всех этапах и проведения игр.
  4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
  5. Все игры и упражнения по театрализации подобраны таким образом, чтобы удачно сочетать движения, речь, мимику и пантомиму в различных вариациях.

Театрализованной деятельностью мы занимаемся и в утренние и вечерние часы, а не только во время непосредственно организованной игры по театрализации.

Стараемся, чтобы театрализованная деятельность проводилась небольшими подгруппами – это обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Театрализованная деятельность должна выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в какой мере не сводиться только к подготовке выступлений. Её содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:

  1. развитию речи и навыков театрально-исполнительной деятельности;
  2. созданию атмосферы творчества;
  3. социально-эмоциональному развитию детей.

В театрализованной деятельности мы не только знакомим детей с текстом какого-либо произведения или сказки, а знакомим с жестами, мимикой, движением, костюмами. Поэтому практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения театрализации. Мы не только выразительно читаем или рассказываем, но и при необходимости «превращаемся» в какого-либо героя. Стараемся быть искренними. Старшим дошкольникам читаем более сдержанно, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Ни в коем случае не навязываем свои оценки, отношение к прочитанному. Предоставляем  детям возможность высказываться, проявить эмоциональную активность. Следим, чтобы наиболее раскрепощенные дети своей активностью и раскованностью не подавляли робких детей, превратив их только в зрителей. Ни в коем случае не делим детей на «артистов» и «зрителей», то есть ни постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Не допускаем то, чтобы дети боялись выйти «на сцену».

Готовим детей  к театральной деятельности в несколько этапов. Вначале выразительно читаем произведение, затем проводим по теме беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Например, после чтения сказки «Гуси-лебеди» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?»

В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много надо приложить сил, чтобы выпрямить детскую душу».

Мы стараемся понять, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, а затем помогаем ему полнее выразить свои чувства.

Во время чтения произведения, просмотра мультфильма или видеофильма не делаем детям замечания, сидеть тихо. Это помешает им полноценно переживать события сказки, не позволит наблюдать их эмоциональную реакцию, а это затруднит дальнейшую работу.

Для развития у детей внимательно слушать, запоминать последовательность событий, ориентироваться в тексте, представлять образы героев используем специальные упражнения, проблемные ситуации типа: «Ты с этим согласен?», например, читаем отрывок из сказки и спрашиваем: «Вы согласны, что это песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят?» Почему вы так думаете?» Или показываем детям иллюстрацию с лисой и спрашиваем: «Почему вы решили,  что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух?» Когда дети отвечают на эти вопросы и объясняют, почему именно так они думают, дошкольники вынуждены вспомнить тексты и представлять определенный образ. Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяем анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним? Почему он плачет?» и др.)

После беседы о прочитанном (или рассказанном) вновь возвращаемся к тексту, чтобы дети проговаривали его отдельные фрагменты. А когда текст хорошо усвоен, хвалим детей за точность и выразительность его изложения.

Имитационным движением обучаем детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Например, после прослушивания в грамзаписи русской народно мелодии «Курочка и петушок», можно предложить детям показать данный образ в движении. После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных.

При обучении детей средствам речевой выразительности используем знакомые и любимые сказки. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

При выполнении разнообразных упражнений знакомим детей с эмоциональными основными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их  выражения. Без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи. Большую роль в этой связи играет чтение произведений и просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния персонажей, дискуссии по рассказам из личного опыта, прослушивание музыкальных произведений.

Можно использовать упражнение «говорящие картинки» - рассказы по схематичным картинкам, когда один ребенок рассказывает, а другие разыгрывают роли. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям.  Работа строится по трехчасовой структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Таким образом, мы в театрализованную деятельность включаем разыгрывание сказок, каких-либо сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересные события и др.)

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театральной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы. Например, выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут любую карточку, на которой изображен персонаж), проигрывание ролей в парах.

Если ролей не хватает на всех детей, то можно придумывать дополнительные роли.

Есть проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей. В таком случае мы объясняем, что все дети – артисты, они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли.

Особое внимание мы уделяем взаимодействию с семьёй. Наша работа не была бы плодотворной, если бы не помощь родителей. Ведь именно в семье  у ребенка зарождаются и начинают складываться различные интересы и способности. Поэтому отсутствие единства и согласованности в действиях воспитателей и родителей является серьёзным препятствием в формировании гармоничной творческой личности.

Мы проявляем к активному участию родителей в мероприятия по театральной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, карнавалы сказок, вечера развлечений, викторины).

Агитируем родителей, чтобы дома создавались условия для театрально-игровой деятельности. Предлагаем приобрести наборы разных видов театра.

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе, но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей. Благодаря родителям перебрасывается мостик для ребёнка от детского сада и Центра детского творчества, где ребёнок продолжает совершенствовать свой природный потенциал.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий.

Каждый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. А мы – взрослые должны помочь детям сделать первые шаги по ступенькам творчества.

 

Список использованных источников:

  1. Артемова Л.В.Театрализованные игры дошкольников .-М: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Барсукова Л.В. «Поговорим об играх – драматизациях»- М: ТЦ Сфера, 2007.
  3. БуренинаА.И. «Театр всевозможного» С-П, 2007.
  4. Венгер  Л.А.  «Сюжетно – ролевая игра» -М: Педагогическое общество, 2005.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте -М: Педагогическое общество, 2005.
  6. Доронова Т.Н. « Ребенок в детском саду».- М: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Маханева М. Д. Театральная деятельность дошкольника - М: ТЦ Сфера, 2008.
  8. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.
  9. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2007.
  10. Томчикова С. Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. – Магнитогорск: МаГУ, 2009.
  11. Фурмина Я. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок - М: ТЦ Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальное исследование Тема: "Влияние театрализованных игр на формирование актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста".

. Теоретические основы влияния театрализованных игр на развитие актерских способностей детей дошкольного возраста.1.1 Влияние театрализованных игр на развитие актерских способностей детей в психолого ...

Роль театрализованной деятельности в формировании творческой личности и социальной реабилитации воспитанников

Формирование творческой личности - очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и обществом, от нее зависит будущее нашей страны и общества. А в истоках развития личности в цело...

Театрализованные игры направленные на социально-эмоциональное развитие ребенка. Младший дошкольный возраст.

Театрализованные игры направленные насоциально-эмоциональное развитие ребенка.Младший дошкольный возраст.  Побуждать детей эмоционально от­кликаться на воспринимаемое содер­жание, включаться в ра...

«Влияние театрализованной деятельности на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника».

laquo;Влияние театрализованной деятельности на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника».«Мир театра есть тропинка к внутренним чувствам ребенка к его душе»Л. С...

Влияние театрализованной деятельности на формирование коммуникативных способностей дошкольников.

Статья посвящена проблемам формирования коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности...

Театрализованная деятельность, как средство творческих способностей и развития речи у детей дошкольного возраста.

Игра – самый актуальный вид деятельности  в детском возрасте. В театральной игре дети знакомятся с окружающим миром, через образы близких героев для ребенка ,с...