Роль театрализованной деятельности в формировании творческой личности и социальной реабилитации воспитанников
статья на тему

Формирование творческой личности - очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и обществом, от нее зависит будущее нашей страны и общества. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_spetsova_o.v.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

СМБУСОССЗН «Краснояружский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«Роль театрализованной деятельности в формировании творческой личности и социальной реабилитации воспитанников»

Воспитатель:

Спецова Ольга Владимировна

п. Красная Яруга

2015год

Формирование творческой личности - очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и обществом, от нее зависит будущее нашей страны и общества. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Проработав много лет воспитателем, твердо знаю, что театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той, самой степени, в какой каждый видит ее и в какой способен ее выразить.

Работая с воспитанниками, в социально – реабилитационном центре, по программе: «От рождение до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы выделила для себя задачу: развитие познавательной активности любознательности, стремление к самостоятельному размышлению, развитие интеллектуальных  способностей, развитию речи и коммуникативному поведению детей через театрализацию. Поэтому свою работу в рамках самообразования направила на формирование творческой личности и социальную реабилитацию воспитанников.

Потребность в театрализованной игре и желание в ней участвовать, необходимо использовать и направлять в целях решения образовательных задач. Театрализация будет являться воспитанием, обучением и развитием творческой личности, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Ведущая педагогическая идея, которую я определила для своего опыта, – обеспечение условий для формирования творческой личности детей возможно с использованием элементов театрализации; освоение программных задач, использование принципа «учить, играя» позволяет сформировать у детей умение логически мыслить, четко и убедительно рассуждать, развивать речь, память, внимание, детское творчество.

Новизна заключается в использовании театрализованной деятельности (различных видов театров) в целях формирования творческой личности, социальной реабилитации воспитанников во всех видах деятельности.

Цель работы - Формирование творческой личности воспитанников, попавших в трудную жизненную ситуацию средствами театрализованной деятельности.

Достижение планируемых результатов предлагает решение следующих задач:

  • Познакомить детей с театрализованной деятельностью и разными видами театра;
  • развитие интереса к театрализованной деятельности,
  • творческое развитие личности воспитанников, развитие доброго, заботливого отношения к природе и людям, своему краю, стране через театрализованную деятельность;
  • воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • создание положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решение конфликтных ситуаций через театрализованную деятельность.

Проблема формирования творческой личности всегда была актуальна в исследованиях педагогов и психологов. Теоретическую базу опыта роботы составили исследования таких ученых, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина,  Б.М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков.

Поставленные задачи реализовала через:

  • оснащение среды
  • перспективное планирование
  • подбор индивидуальных методов и приемов обучения, который осуществлялся в ходе реализации запланированных мероприятий.

В группе оборудован театральный уголок, уголок эмоций, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности  изготовлены разные виды кукольного театра. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей.

В рамках перспективного планирования мероприятий по театрализованной деятельности был разработан образовательный проект «Кукольный театр». Данный проект долгосрочный (6 месяцев), индивидуально-групповой. Рассчитан на детей 5 – 10 лет.

Работа над проектом проходила в три взаимосвязанных этапа:

I. Организационно – подготовительный этап. Цель данного этапа - введение ребенка в мир театра, т.е. проведение подготовительно-разъяснительной работы с воспитанниками по знакомству с театральной деятельностью.

II. Разработка проекта – тематическое планирование.

III. Технологическая направленность проекта -  непосредственная реализация мероприятий проектной деятельности «Кукольный театр». Вашему вниманию представлены фотоматериалы праздников, развлечений, досугов с включением театрализации (фотографии).

IV. Заключительная стадия, на которой проводился анализ проведенной работы, ее результативность.

Способствуя раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы, решению проблем педагогического и психологического плана я использовала авторские театрализованные этюды: на проявление эмоций; на определённое заданное событие, импровизацию, развитию творческих способностей. В процессе проведения которых дети стали более эмоциональными, мобильными, научились открыто высказывать свои впечатления.

Особая роль отведена организации театрализованных праздников, спектаклей, мини - постановок, которые способствовали реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки.

Моими активными помощниками были воспитанники, воспитатели. Для их участия я использовала:

-Анкетирование

-Презентацию видеороликов

- Посещение посещения театрализованных представлений в СРЦ

- Выпуск мини-газет для родителей «Театральная гостиная»

- О.О. Д  « Здравствуй театр»

Результатом опыта работы стали изменения, которые произошли за время работы по данной теме:

В характере

Уверенность  в себе  и своих силах

Целеустремленность

Ответсвенность за свои поступки

 В общении

Общение на равных со сверстниками

Умение взаимоействовать со взрослыми

Уважение к родителям

В навыках

Самодисциплина

Самообслуживание

Избавление от страхов и комплексов

Результат: Здоровая и полноценная творческая  личность!

Таким образом, работа по формированию творческой личности воспитанников через театрализованную деятельность будет эффективной, если её проводить систематически, планомерно, творчески!

Ребёнок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции, становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью!

Практическая часть

В продолжение презентации работы по театральной деятельности, приглашаю вас принять участие в мастер-классе.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

В этом мне помогают различные виды театров. Сейчас вам продемонстрирую свои разработки по видам театров.

Презентация различных видов театра, обыгравание одной из сказок

Решая поставленные задачи, использую различные формы театрализации во всех видах деятельности.

Игры в кукольный театр:

  • настольный театр;
  • стендовый театр;
  • театр на руке;
  • пальчиковый театр;
  • теневой театр.

Игры – драматизации:

  • инсценирование потешек, песен, сказок;
  • небольших литературных текстов;
  • творчество детей.

Игры – спектакли:

  • музыкально – драматический спектакль;
  • фольклорный спектакль на обрядовой основе.

Театрализованное действие:

  • праздники;
  • развлечения.

Закончить своё выступление хочется словами польского педагога Януша Корчака: « … Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, весёлого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей».

На этом я хочу закончить свое выступление! Благодарю всех за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на формирование творческой личности

Данную статью можно использовать как материал для консультации педагогов ДОУ...

Роль театрализованной деятельности в формировании личности ребенка.

Формирование личности, творческого потенциала ребенка посредством театрализованной деятельности....

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Статья. Описание опыта работы детского сада по направлению развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....

влияние театрализованной деятельности на развитие творческой личности ребенка!!!

Ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театральная деятельность   одна из самых доступных видов деятельности для детей, она позволяет решать многие актуальные проблемы современной...

Влияние театрализованной деятельности на формирование творческих способностей и социально- эмоциональное развитие ребенка.

Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья.Отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольн...

Театрализованная деятельность в формировании творческой личности дошкольника с детьми комбинированной направленности

статья посвящена проблеме формирования творческой личности средствами театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста...