Театрализованная деятельность в формировании творческой личности дошкольника с детьми комбинированной направленности
статья

Жела Инна Александровна

статья посвящена проблеме формирования творческой личности средствами театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskie_chteniya_ushinskogo.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в формировании творческой личности дошкольника с детьми групп комбинированной направленности.

Theatrical activity in the formation of the creative personality of a preschool with children’s groups of combined orientation.

Аннотация: статья посвящена проблеме актуализации формирования творческой личности, её востребованности в социуме средствами театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Blurb: this article is devoted to the problem of updating the formation of a creative personality, its demand in society by means of theatrical activity with children of preschool age.

Ключевые слова: творчество, творческая личность, творческое мышление креатив, эрудированность.

Keywords: creativity, creative personality, creative thinking, creative, erudite.

Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества человек, способный к творческому созиданию. Творчество – это комбинаторная деятельность, то есть преобразование и комбинирование элементов прежнего опыта, имеющихся в памяти знаний, представлений и т. д. Информация, хранящаяся в нашей памяти – это строительный материал, и чем ее больше, и она разнообразнее, тем лучше условия для творчества. Художественное творчество, связано со специфическими видами деятельности, которые объединяются общим понятием «искусство». Будучи возможным в любой сфере деятельности творчество требует от человека особых качеств и способностей. В первую очередь эти способности связаны с когнитивной, познавательной сферой, особенно с мышлением. Благодаря исследованиям таких ученых, как Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Г. Альтшуллер, С. Медник, Т. Бьюзен, Я. Пономарев в развитии психологии творчества и разработке теории творческого мышления были выявлены основные характеристики этого необычного вида мышления.

С точки зрения Дж. Гилфорда, дивергентность (направленность в разные стороны) – главный признак творческого мышления. Это его отличает от конвергентного, однонаправленного логического мышления. Творческая мысль рождается в форме образа, на что обратил внимание ещё А. Эйнштейн. Поэтому наиболее ярко творчество проявляется в сфере искусства, которое оперирует образами. Ассоциации – это связи, которые возникают в мозге между различными элементами или блоками информации. Они помогают подключить к мышлению самые разные сферы нашего опыта, знаний, представлений. Чем больше возникает таких ассоциаций, тем более интересные и оригинальные мысли рождаются. Творческий человек не только мыслит образами, у него в мозгу они рождаются спонтанно, без особых усилий, благодаря развитому воображению. Кроме особенного мышления, в познавательной сфере творческой личности важную роль играет образная память, помогающая сохранить массу полезной информации, и способность сосредотачиваться на своей деятельности. Хорошо управляемое, развитое внимание в сочетании с воображением позволяет творческим людям замечать необычное, удивительное в мире, то, чего не видят остальные. Наряду с понятием «творческая личность», часто используют термин «креатив». Это слово происходит от английского существительного creativity – креативность, творческая одарённость. Несмотря на очевидное родство этих двух понятий, между ними есть отличие. Креативами называют людей, проявляющих творческую активность, деятельных, а не просто наделённых способностью к творчеству. Ведь гениальную идею нужно разработать, проявить высокую работоспособность в её реализации, упорство в её доказательстве, не бояться трудностей, не опускать руки перед неудачами и быть готовыми к критике, к недоброжелателям и завистникам. Воля в творческом процессе часто играет даже большую роль, чем способности, уровень креативности и интеллекта. А если ещё и ассоциативное мышление хорошо развито, то комбинирование информации создаёт практически неограниченные возможности для созидания нового. Таким образом, креативов отличают не только творческие способности, но и разносторонние интересы, эрудированность. Сейчас наступило такое время, когда, казалось бы, отпала необходимость запоминать и хранить большие объёмы информации. Ведь есть же колоссальные базы данных интернета, где можно найти все. Да, но они находятся за пределами нашего мозга, значит, и не участвуют в процессе творчества, которое во многом спонтанно и неосознанно. А это значит, что эрудированность и разносторонние интересы не утратили своего значения [9].

Спор о том, что определяет способность к творчеству – врождённые особенности или социальная среда – не утихает до сих пор.  Ведь если решающее значение имеет биологический фактор, то творческие люди, действительно, избранные, и воспитание не играет существенной роли. А если на первом месте социальный фактор, то каждый человек в любом возрасте может развить у себя творческие способности, главное, чтобы были созданы условия. Исследования биологических особенностей творческих личностей проводились серьёзными учёными и научными коллективами. Изучались и высшая нервная деятельность, и биохимия мозга, и обмен веществ, и многое другое. На основе этих исследований были выделены биологические особенности креативов.

Своеобразие деятельности мозга, которое выражается в преобладающей активности правого полушария, отвечающего за образное мышление. Правда его повышенная активность характерна именно для периодов творческого подъёма. Выработка клетками головного мозга повышенного количества определенных веществ, которые улучшают работоспособность, повышают тонус нервной системы, стимулируют память, внимание и т. д. Например, к ним относятся гормоны ацетилхолин, глутамат, дофамин. И все же невозможно утверждать однозначно, что способности к творчеству биологически заданы. Тем более изменения в организме креативов могут быть и не причиной, а следствием повышенной творческой активности. За исключением, конечно, врождённых черт темперамента. Социальная среда и влияние общества играют не меньшую, а возможно, и большую роль в формировании креативности. Прежде всего речь идёт о воспитании. Большинство детей рождается с отчётливо выраженной потребностью к творчеству, которую они удовлетворяют даже вопреки запретам социума. Например, раскрашивают обои фломастером, подстригают кота или разбирают игрушки, чтобы узнать, как они устроены. А вот сохранится ли эта потребность и дальше, будут ли развиты способности малышей, зависит от их родителей, воспитателей, учителей. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Н. К. Крупская писала: «…Очень рано ребёнок начинает также стремиться, самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов» [7, с. 3]. Актуальность проблемы сделала необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных с точки зрения формирования творчества. Театрализованная деятельность чрезвычайно важна для социализации детей дошкольного возраста. Она способствует общему развитию, изучению окружающего мира, общению детей со сверстниками и взрослыми, формированию волевых черт характера, правил поведения в обществе. К числу наиболее актуальных проблем относятся: создание условий для творческого развития ребёнка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям, укрепление психического и физического здоровья, профилактика асоциального поведения [5]. 

Средством эстетического воспитания, основой художественного воспитания и развития ребёнка является искусство. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Ребёнок учится творить, познавая искусство. Эстетически развитая личность формируется через пробуждение творческого потенциала на основе комплексного подхода к различным видам искусства; интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребёнка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем [2].

В работе с детьми групп комбинированной направленности дошкольного возраста, а также детей с особенностями в развитии в муниципальном дошкольном образовательном учреждении применяется личностно ориентированный подход посредством взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивая и поддерживая процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его индивидуализации. Во главе ставится самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса учения. Ребенок есть субъект собственной деятельности по саморазвитию, человек, который способен к активной направленной деятельности и формирует себя, как творческую личность. Технология применяется с учетом типологических особенностей, применяются специальные и вспомогательные методы, приёмы и средства в работе с детьми с особенностями в развитии, используются различные виды театра, разыгрывание сценок по знакомым сказкам, стихотворениям песням; организовываются игры с развёрнутым театральным действием, изготавливаются детали костюмов, декорации и различные атрибуты. Дети импровизируют на какую-либо тему, находят способы воплощения музыкально-игровых образов, передают образы отдельных персонажей, меняют образ в соответствии со сменой характера музыки, начинают сочинять стихи, сказки, песни, мелодии и танцы. В работе с детьми дошкольных групп комбинированной направленности муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77» использует дидактические игры, которые способствуют обогащению, закреплению и активизации словаря, помогают совершенствовать знания о предметах, их свойствах и признаках, материалах, используя систему словарных упражнений, с целью расширения лексикона и речевых навыков. В условиях деятельностного подхода личность выступает как активное творческое начало, процесс деятельности человека, направлен на становление его сознания и его личности в целом. Взаимодействуя с миром, ребёнок учится строить самого себя. Именно через театрализованную деятельность человек становится самим собой, происходит его творческое саморазвитие и самоактуализация его личности [7]. Деятельностный подход внедряется в различные виды деятельности с детьми групп дошкольного возраста комбинированной направленности: игровую (игра, как метод художественной импровизации, творческая программа «Музыкальная палитра»), вокально-хоровую, слушание музыки и создание его пластического образа, выразительное чтение, игру на детских музыкальных инструментах, театральную, певческую [5, с. 34 - 44]. Восприятие музыки в танце активно, побуждая к танцевальному действию, развиваем два вида творчества: исполнительское и композиционное, используя беседу, игровые тренинги, игровой практикум художественные импровизации [5, с. 76 - 104]. Расширяя общекультурный кругозор, эстетическое и духовно-нравственное начало личности раскрытие творческого потенциала и возможные пути его реализации в рамках одного занятия сочетаем различные виды деятельности [2]. Формируем у детей умения управлять интонацией голоса, навыки сольного и хорового пения, пения в дуэте, трио, квартете [5, с. 34 - 44]. Дети участвуют в небольших сценических постановках, что положительно влияет на их развитие. Выбирая репертуар, звуковое, визуальное оформление спектакля, мелодекламацию (художественное чтение стихов или прозы с использованием музыки) знакомим участников театрального действа с музыкальной драматургией произведения, планируем и проводим над этим работу, составляем  событийный ряд произведения, определяем вектор развития драматургии спектакля, создаём эскизы, костюмы персонажей к спектаклю, выбираем художественный стиль, составляем постановочный план спектакля, привлекаем инициативную группу родителей, организовываем репетиционный процесс, составляем схемы движений персонажей, их выхода и ухода со сценической площадки, составляем план звукового оформления спектакля, подбираем музыкальные композиции для каждого персонажа [6, с. 56]. В основу постановки может лечь небольшое произведение, любой простой и известный сказочный сюжет, музыкальная сказка. Формируя творческие качества личности дошкольника с детьми групп комбинированной направленности, используем произведения искусства подлинных образцов мировой музыкальной классики, создаём условия для творческой самореализации детей, учитывая индивидуальность каждого ребёнка [3]. В музыкальном зале сформирована соответствующая предметно-развивающая среда. Подобрана атрибутика, соответствующая возрасту детей, костюмы, игровые материалы для разных видов театра, музыкальные инструменты и т.д.

Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты — это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.

Литература

  1. Крупская. Н. К. К вопросу о социалистической школе. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.2.Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР. Москва. 1958 г. стр. 10-15.
  2. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста и школьников. Москва: Линка - пресс, 2003г.- 174с.
  3. Радынова О. П.  Программа «Музыкальные шедевры» Москва: Гном-пресс, 1999г.-80с.
  4. Щетинин. М. Н. Методика дыхания   Стрельниковой. Москва: Издательство АСТ, 2019. - 256с., стр. 57-111.
  5. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации/авт.-сост. Е. Х. Афанасенко, С. А. Клюнеева, К. Б. Шишова, А. И. Коняшов. – Волгоград: Учитель, 2009.-190с
  6. Анестратенко М. Как поставить спектакль в детском саду. // Справочник музыкального руководителя № 1 2018г., с. 58 – 61.
  7. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18 - 22. б.: Питер, 2003. – 256 с.
  8. Образовательная социальная сеть. «Творческая личность - кто это в психологии. Особенности, признаки, психологический портрет» М. В. Голубева https://psychologist.tips/4216-tvorcheskaya-lichnost-kto-eto-v-psihologii-osobennosti-priznaki-psihologicheskij-portret.html (дата обращения 13.09.2020).

Жела Инна Александровна

Музыкальный руководитель

Высшая квалификационная категория

МДОУ «Детский сад» №77

e-mail:  zhela@bk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное конструирование из природного материала как средство формирование творческой личности дошкольника

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно - творческой деяте...

Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на формирование творческой личности

Данную статью можно использовать как материал для консультации педагогов ДОУ...

Сообщение по теме: "Художественное конструирование из природного материала как средство формирование творческой личности дошкольника"

Сообщение по теме: "Художественное конструирование из природного материала как средство формирование творческой личности дошкольника"...

Роль театрализованной деятельности в формировании творческой личности и социальной реабилитации воспитанников

Формирование творческой личности - очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и обществом, от нее зависит будущее нашей страны и общества. А в истоках развития личности в цело...

влияние театрализованной деятельности на развитие творческой личности ребенка!!!

Ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театральная деятельность   одна из самых доступных видов деятельности для детей, она позволяет решать многие актуальные проблемы современной...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование творческой личности дошкольника, развитие познавательных способностей на основе участия в проектной деятельности»

Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного и творческого развития детей. Природные возможности каждого ребёнка велики. Если не создавать соответствующие усло...