Продуктивная деятельность дошкольников как средство сенсорного воспитания
статья на тему

Плешешникова Галина Владимировна

Продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, как средство сенсорного развития, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти, восприятия), раскрывают их творческий потенциал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивная деятельность дошкольников как средство сенсорного воспитания

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Детский возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшие развитие подрастающей личности. В этот период появляются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали  эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное  совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Содержание сенсорного воспитания возраста включает широкий объем свойств и признаков предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного возраста. . Сенсорные способности связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств. Они интенсивно формируются с 3-4 лет. Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее.

Коломинский Я.Л. и Панько Е.А. отметили, что основное внимание педагогов при руководстве  продуктивной деятельности детей должно быть уделено развитию личности, его способностей, эмоциональной, познавательной, волевой сфер, активному формированию в её процессе сенсорики, мышления, памяти, художественного вкуса, нравственных качеств.

 Тенденции реформирования образования все активнее подталкивают  к пересмотру существующих позиций и выработке новых подходов к развитию процесса социализации и организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Анализ соответствующей литературы показал: в качестве специфической деятельности, формирующей базовые характеристики личности, не случайно выделяется продуктивная деятельность. Развитию различных видов продуктивной деятельности дошкольников способствует не только их доступность и привлекательность, но и определенные возрастные особенности детей. Продуктивная деятельность способствует развитию социализации и осмыслению понятий социальной действительности благодаря широкому использованию различных изобразительных средств, для передачи эмоционально-творческого переживания действительности.

Продуктивные виды деятельности детей - это тот или иной способ деятельности ребенка, цель которого получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. В эту категорию входит: разные способы собирания конструкций, поделки из пластилина или специальной глины, выполнение  аппликационных работ, мозаики, изготовление разных поделок,   макеты.

Они играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством  воспитателей. Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей

Целенаправленная продуктивная  деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Использование художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.

Итак, продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, как средство сенсорного развития, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти, восприятия), раскрывают их творческий потенциал. В процессе продуктивной деятельности формируется такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности, совершенствуется познавательная активность и социальная мотивация ребенка дошкольного возраста.

Продуктивно-творческая деятельность предполагает применение приемов и принципов операций творческого процесса, направленных на активизацию эмоционального отношения детей к средствам художественного конструктивного выражения.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В продуктивной деятельности развиваются способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализация цели в соответствии с заданными  стандартами-условиями).

Продуктивные виды деятельности, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладают широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности.

Плешешникова Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-пространственная среда как средство сенсорного воспитания дошкольников

В период дошкольного возраста ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром. В это время активно развиваются познавательные силы и способности малыша. Ребенок познает предметный мир и явления...

Туристическая деятельность дошкольников, как средство экологического воспитания.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 52...

Проект Музыка и театр. Интеграция как средство организации продуктивной деятельности дошкольников.

Представляю свой опыт исследовательской деятельности по теме самообразования...

Презентация "Исследовательская деятельность дошкольников как средство экологического воспитания"

quot;Исследовательская деятельность дошкольников как средство экологического воспитания"...

Продуктивная деятельность дошкольников как средство развития эмоциональной сферы

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всемисторонами жизни ребёнка. Именно эмоции помогают емувоспринимать действительность и реагировать на неё.В эмоционально-личностном становлении ребенка ...

Исследовательская деятельность дошкольников - как средство экологического воспитания

laquo;Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму»...