Предметно-пространственная среда как средство сенсорного воспитания дошкольников
статья (средняя группа) на тему

Полькина Татьяна Николаевна

В период дошкольного возраста ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром. В это время активно развиваются познавательные силы и способности малыша. Ребенок познает предметный мир и явления природы, события общественной жизни, за которыми можно наблюдать. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от знакомства с предметом, суммируются в целостное его восприятие ребенком. На основе ощущений и восприятия формируютс* представления о свойствах предметов, появляется возможность их дифференцировать, выделять один из множества других, сравнивать их.

Каждый человек уже после рождения может воспринимать окружающий мир: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающей действительности. Это способствует физическому, умственному и эстетическому развитию детей.

Над изучением значения сенсорного воспитания работали видные деятели дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Дскорли, В. И.Тихеева и другие. Они для детей создавали различные игры и упражнения, которые помогали совершенствовать зрение, слух, осязание. Среди этих разработок было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям.

Направление деятельности и развитие ребенка очень сильно зависит от окружающих малыша взрослых. Они должны правильно устроить предметно-­пространственную среду жизни детей, решить, из каких игрушек и дидактических пособий она будет состоять, каков их развивающий потенциал и даже правильно расположить эти игрушки. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыт

Существуют принципы построения предметно-пространственной среды, которые сформулировал авторский коллектив под руководством В.Л. Петровского. Они создавались для благоприятных условий реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка:

-  принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

-  принцип активности, самостоятельности, творчества;

-        принцип стабильности-динамичности предметно-пространственной среды;

-  принцип комплексирования и гибкого зонирования;

-  принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

-   принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

-  принцип открытости - закрытости;

-  принцип учета возрастных и половых различий детей.

Предметно-пространственная среда также должна обладать

следующими преимуществами:

-     быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из различных элементов, которые необходимы для оптимизации всех видов деятельности (учитывая физические, интеллектуальные и эмоционально-волевые компоненты деятельности);

-   быть достаточно связной, т.е. позволять ребёнку, меняющему один вид деятельности на другой, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;

-    быть достаточно гибкой и управляемой с обеих сторон: и ребёнка, и педагога;

-   предметно-пространственная среда должна транслировать находящимся в ней субъектам символические сообщения, которые нужны для совершении особых ритуалов, необходимых для функционирования данной среды;

-  быть индивидуализированной;

-         быть аутентичной (соответствовать жизненным проявлениям субъектов).

Для того, чтобы обеспечить достаточное сенсорное воспитание, необходимо соблюдать ряд условий. Одно из важнейших условий сенсорного воспитания - это осуществление его в процессе содержательной деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная среда как средство сенсорного воспитания дошкольников

В период дошкольного возраста ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром. В это время активно развиваются познавательные силы и способности малыша. Ребенок познает предметный мир и явления природы, события общественной жизни, за которыми можно наблюдать. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от знакомства с предметом, суммируются в целостное его восприятие ребенком. На основе ощущений и восприятия формируютс* представления о свойствах предметов, появляется возможность их дифференцировать, выделять один из множества других, сравнивать их.

Каждый человек уже после рождения может воспринимать окружающий мир: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающей действительности. Это способствует физическому, умственному и эстетическому развитию детей.

Над изучением значения сенсорного воспитания работали видные деятели дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Дскорли, В. И.Тихеева и другие. Они для детей создавали различные игры и упражнения, которые помогали совершенствовать зрение, слух, осязание. Среди этих разработок было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям.

Направление деятельности и развитие ребенка очень сильно зависит от окружающих малыша взрослых. Они должны правильно устроить предметно-пространственную среду жизни детей, решить, из каких игрушек и дидактических пособий она будет состоять, каков их развивающий потенциал и даже правильно расположить эти игрушки. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыт

Существуют принципы построения предметно-пространственной среды, которые сформулировал авторский коллектив под руководством В.Л. Петровского. Они создавались для благоприятных условий реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка:

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • принцип стабильности-динамичности предметно-пространственной среды;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  • принцип открытости - закрытости;
  • принцип учета возрастных и половых различий детей.

Предметно-пространственная среда также должна обладать

следующими преимуществами:

  • быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из различных элементов, которые необходимы для оптимизации всех видов деятельности (учитывая физические, интеллектуальные и эмоционально-волевые компоненты деятельности);
  • быть достаточно связной, т.е. позволять ребёнку, меняющему один вид деятельности на другой, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
  • быть достаточно гибкой и управляемой с обеих сторон: и ребёнка, и педагога;
  • предметно-пространственная среда должна транслировать находящимся в ней субъектам символические сообщения, которые нужны для совершении особых ритуалов, необходимых для функционирования данной среды;
  • быть индивидуализированной;
  • быть аутентичной (соответствовать жизненным проявлениям субъектов).

Для того, чтобы обеспечить достаточное сенсорное воспитание, необходимо соблюдать ряд условий. Одно из важнейших условий сенсорного воспитания - это осуществление его в процессе содержательной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»

В данной работе описана роль    развития познавательной активности и исследовательского поведения у  детей с нарушением зрения    в особой, специально организованной...

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16890255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"480"}}]]...

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности....

статья «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Статья предназначена для музыкальных руководителей МДОУ, содержит разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми разной возрастной категории по музыкально...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Предметно-пространственная развивающая среда как средство эмоционального развития детей раннего возраста.

Тематика эмоционального развития детей очень актуальна. Анализ педагогической литературы позволил определить противоречие между методическим обеспечением эмоционального развития детей раннего возраста...

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как средство коррекции в работе с детьми с нарушением зрения.

Организация предметно-пространствеенной среды -важная составляющая коррекции зрения у слабо видящих детей....