Как образуются морозные узоры на стекле
занимательные факты (подготовительная группа) по теме

Топилина Светлана Васильевна

 

У зимы много символов, которые при одном взгляде на них напоминают нам ясные холодные деньки, солнце, искрящееся на сугробах, залихватские игры и забавы на свежем морозном воздухе, а ещё ледяные узоры на стекле.

Каких только шедевров не увидишь на внутренней поверхности окна, когда на улице мороз!

Проявив воображение, мы с вами ребята сможем увидеть и зимние расписные пейзажи и орнаменты, которые могут покрывать всю поверхность стекла или вкрадываться с уголков, обрамляя вид из окна.

Тут и еловые ветви, и снежные равнины, и заросли папоротника, и сосновые леса, и чего только еще не привидится завороженному зрителю зимнего узорного творения.

Когда в воздухе присутствует влажность, а температура опускается ниже нуля, влага постепенно собирается на охлажденных стёклах. Вспомните, как в жару  потеют всевозможные бутылочки, охлаждаемые в холодильниках.

Когда температура выше 0, водяной пар перевоплощается в жидкость, а вот когда ниже, пропуская жидкое состояние, становится льдом, точнее крохотными его кристаллами.

Когда в помещении тепло, любая влага, оказавшаяся вблизи оконного стекла, за которым студено, превращается в микроледышки, попадая на выстуженную поверхность окошка.

С этим все понятно, но откуда же такие неповторимые и разнообразные узоры?

 
Каждое стекло не идеально чисто: оно хранит частички пыли, мелкие царапинки, отпечатки прикосновений, всевозможные «следы» воздействия окружающей среды.
Влага, которая попадает на стекло, тоже не является дистиллированной. Поэтому правильные кристаллы льда с шестью гранями, которые образуются в лабораториях, на стеклах появиться не могут.
Кристаллики нарастают по краям микротрещин поверхности, вокруг пылинок и других включений. Пленка влаги, даже совсем тонкая, стремится вниз, поэтому в нижней части стекла ледяные образования всегда плотнее, а вверху – более ажурные и узорные.
Имеет значение и направление воздушных потоков у стеклянной поверхности.
Пока воды не слишком много, завитушки более тонкие и нежные, при увеличении количества влаги, осевшей на стекле, кристаллы начинают нарастать не только на плоскости, но и в объеме, закрывая узор плотной белой пеленой.

Остается только с некоторой грустью заметить, что современные стеклопакеты, уже не дают возможности насладиться художественной росписью мороза.
 
А ведь поговаривают, что наши знаменитые кружевницы из Вологды и Костромы брали сюжеты для своих необычайных кружев тонкой работы, поглядывая зимой на замерзшее окошко…
 
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР. • Заучивание стихотворения И. Сурикова “Зима”. • Рисование “Морозные узоры”

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР.Заучивание стихотворения И. Сурикова “Зима”.Рисование “Морозные узоры”...

"Морозные узоры"

Познакомить деитей с различными видами батика (узелковый, холодный и свободная роспись) развивать творческую фантазию детей....

Морозные узоры.

Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инциативы, выражения индивидуальности.Существует много техник нетрадиционного рисования,...

"Морозные узоры на стекле"

"Морозные узоры на стекле" рисование гжельской росписью...

Презентация "Рисуем морозные узоры на стекле"

Презентация "Рисуем морозные узоры на стекле"...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе «Морозные узоры на стекле».

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе «Морозные узоры на стекле».Возрастная группа: старшая, 5-6 летЦели занятия:Способствовать овладению некото...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе «Морозные узоры на стекле».

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе «Морозные узоры на стекле».Возрастная группа: старшая, 5-6 летЦели занятия:Способствовать овладению некото...