Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе «Морозные узоры на стекле».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Сеидова Севда Фирудиновна

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе «Морозные узоры на стекле».

Возрастная группа: старшая, 5-6 лет

Цели занятия:

Способствовать овладению некоторыми нетрадиционными способами рисования.

- обогатить познавательный уровень детей в области природных явлений; - формировать в детях умение наблюдать – видеть в обычном необычное; вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; - - воспитывать у детей любовь к природе родного края; к художественному слову (стихи, загадки, приметы);

- развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире;

- развивать воображение.

Задачи:

• Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования, развивая интерес к изобразительной деятельности (художественно-эстетическое развитие); совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами (познавательное развитие).

• Продолжать развивать тактильную чувствительность кистей рук, точность движения, мелкую моторику, навыки рисования кистью, на плоскости, одновременно правой и левой рукой (физическое развитие); развивать речевую активность (речевое развитие).

• Воспитывать аккуратность и эстетический вкус (художественно-эстетическое развитие).

Виды деятельности: изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности: решение проблемной ситуации, рече- двигательная игра, экспериментирование, художественная деятельность.

Оборудование: Зубная паста, краска синего цвета, кисти, клей, салфетки, картонная бумага глянцевая, заготовки полосок из цветной бумаги, для изготовлении оконной рамы, металлическая щетка, трафарет кошки; картинки с морозными узорами, музыкальное сопровождение «Времена года» Вивальди.

Предварительная работа: Знакомство с кружевоплетением. Наблюдение на прогулке за формой и структурой снежинок с помощью лупы. Сравнение вологодских кружев с морозными узорами и снежинками. Изучение свойств воды, экспериментирование с водой. Чтение художественной литературы и о зиме. Беседы о зиме.

Ход занятия

Воспитатель уточняет у детей какое сейчас время года. (Выслушивает ответы детей)

Снежинки

Летают снежинки,

Почти невидимки,

Как много всегда их зимой.

И вот я снежинку-

Пушистую льдинку -

Поймал наконец-то рукой.

Заплакала тихо

Хрустальная льдинка.

На тёплой ладони

Осталась слезинка.

Аркадий Мельников

Ребята, подскажите, почему снежинка превратилась в капельку? (ответы детей). Давайте вспомним, что же происходит с водой зимой? (ответы детей).

А теперь послушайте стихотворение и скажите, о чем я сегодня вам расскажу.

Художник

Художник картину

Всю ночь рисовал,

Трудился на совесть,

Покоя не знал.

И вот на окошках

Уже забелели

Высокие сосны,

Пушистые ели.

Потом мы увидели

Там небосвод,

Где звёзды весёлый

Вели хоровод,

Снежинки порхали

Одна за другой —

Так окна мороз

Разукрасил зимой.

Аркадий Мельников

О чём я сегодня вам расскажу? (ответы детей). Ребята я предлагаю вам посмотреть, какие бывают узоры (просмотр презентации «Морозные узоры на окне»).

Каждую зиму у нас на окнах происходят чудеса, появляются невероятной красоты узоры! Всегда было интересно, откуда они появляются, и кто их рисует?

Чудесные картины, которые появляются, могут напоминать то пальмовые леса, то гирлянды цветов, то ветви елей. Как же появляются эти причудливые морозные узоры на окнах?

Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

(Мнения детей: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.)

На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы нарастают друг на

друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Получается такая красота, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Кстати, в Германии морозные узоры на стекле так и называют – «ледяные цветы».

Узоры бывают разные: одни образуются в нижней части окна, другие – в виде узких полосок инея, которые будут являться стеблем растения.

Одна девочка решила понаблюдать за тем, как образуются морозные узоры. «Настало морозное утро. Проснувшись, я посмотрела в окно. На стекле причудливо сверкали на солнце ледяные узоры, которые нарисовал на окне мороз. Трудно поверить, что все это нарисовано без помощи человеческих рук. Особенно красиво, когда на окно падает солнечный луч, тогда вся картинка сверкает. Наблюдая за снежными узорами, я заметила, что они цветные: то голубые в пасмурную погоду, то желтые на солнце, то розовые и лиловые – на закате. В вечернее время, когда за окном становится совсем темно и стекло выглядит черным, морозные узоры сверкают, как звезды.

Интересные узоры я наблюдала и на окнах папиной машины. Стекло как бы покрывается шубой из ледяных иголок. Едем, стекла заморожены, папе не нравится, а мне красивейшая картина рисуется на стекле».

На всех ли окнах появляются морозные узоры? Оказывается, нет. Узоры не появляются на окне, если открыта форточка. При качественной заделке стёкол, узоры на стекле не появляются, т. к. нет перепада температур. Узоры на стекле недолговечны – начинает пригревать солнышко, и морозные узоры становятся менее четкими, расплываются и стекают струйками воды вниз по стеклу. Они исчезают безвозвратно.

Про морозные узоры есть приметы, загадки и стихи. Давным-давно по

морозным узорам люди определяли погоду:

- если веточки узоров направлены вниз погода будет снежной и пасмурной;

- если вверх – ясной и солнечной (показ иллюстраций морозных узоров).

Отгадайте загадки:

Дунул ветер, и мороз

Снег нам с севера принёс.

Только вот с тех самых пор

На стекле моём (узор)

На окне, как на картине,

Всё в узорах светло-синих,

Что за мастер тонких дел

Ночь без дела не сидел?

Ответ: (Мороз)

А ведь морозные узоры можно нарисовать самим, для этого даже продаются специальные краски и предлагаются другие варианты разрисовывать стекло (зубной пастой, белой гуашью или искусственным снегом). Но никто из людей не сможет сделать так затейливо, так волшебно, как это умеет делать природа (или Дед Мороз).

Ребята, что интересного сегодня вы узнали? Что понравилось больше всего? Какие приметы вы запомнили? Расскажите о них своим родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_hudozhestvenno.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе «Морозные узоры на стекле».

Возрастная группа: старшая, 5-6 лет

Цели занятия:

Способствовать овладению некоторыми нетрадиционными способами рисования.

- обогатить познавательный уровень детей в области природных явлений; - формировать в детях умение наблюдать – видеть в обычном необычное; вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; - - воспитывать у детей любовь к природе родного края; к художественному слову (стихи, загадки, приметы);

- развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире;

- развивать воображение.

Задачи:

• Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования, развивая интерес к изобразительной деятельности (художественно-эстетическое развитие); совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами (познавательное развитие).

• Продолжать развивать тактильную чувствительность кистей рук, точность движения, мелкую моторику, навыки рисования кистью, на плоскости, одновременно правой и левой рукой (физическое развитие); развивать речевую активность (речевое развитие).

• Воспитывать аккуратность и эстетический вкус (художественно-эстетическое развитие).

Виды деятельности: изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности: решение проблемной ситуации, рече- двигательная игра, экспериментирование, художественная деятельность.

Оборудование: Зубная паста, краска синего цвета, кисти, клей, салфетки, картонная бумага глянцевая, заготовки полосок из цветной бумаги, для изготовлении оконной рамы, металлическая щетка, трафарет кошки; картинки с морозными узорами, музыкальное сопровождение «Времена года» Вивальди.

Предварительная работа: Знакомство с кружевоплетением. Наблюдение на прогулке за формой и структурой снежинок с помощью лупы. Сравнение вологодских кружев с морозными узорами и снежинками. Изучение свойств воды, экспериментирование с водой. Чтение художественной литературы и о зиме. Беседы о зиме.

Ход занятия

Воспитатель уточняет у детей какое сейчас время года. (Выслушивает ответы детей)

Снежинки

Летают снежинки,

Почти невидимки,

Как много всегда их зимой.

И вот я снежинку-

Пушистую льдинку -

Поймал наконец-то рукой.

Заплакала тихо

Хрустальная льдинка.

На тёплой ладони

Осталась слезинка.

Аркадий Мельников

Ребята, подскажите, почему снежинка превратилась в капельку? (ответы детей). Давайте вспомним, что же происходит с водой зимой? (ответы детей).

А теперь послушайте стихотворение и скажите, о чем я сегодня вам расскажу.

Художник

Художник картину

Всю ночь рисовал,

Трудился на совесть,

Покоя не знал.

И вот на окошках

Уже забелели

Высокие сосны,

Пушистые ели.

Потом мы увидели

Там небосвод,

Где звёзды весёлый

Вели хоровод,

Снежинки порхали

Одна за другой —

Так окна мороз

Разукрасил зимой.

Аркадий Мельников

О чём я сегодня вам расскажу? (ответы детей). Ребята я предлагаю вам посмотреть, какие бывают узоры (просмотр презентации «Морозные узоры на окне»).

Каждую зиму у нас на окнах происходят чудеса, появляются невероятной красоты узоры! Всегда было интересно, откуда они появляются, и кто их рисует?

Чудесные картины, которые появляются, могут напоминать то пальмовые леса, то гирлянды цветов, то ветви елей. Как же появляются эти причудливые морозные узоры на окнах?

Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

(Мнения детей: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.)

На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы нарастают друг на

друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Получается такая красота, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Кстати, в Германии морозные узоры на стекле так и называют – «ледяные цветы».

Узоры бывают разные: одни образуются в нижней части окна, другие – в виде узких полосок инея, которые будут являться стеблем растения.

Одна девочка решила понаблюдать за тем, как образуются морозные узоры. «Настало морозное утро. Проснувшись, я посмотрела в окно. На стекле причудливо сверкали на солнце ледяные узоры, которые нарисовал на окне мороз. Трудно поверить, что все это нарисовано без помощи человеческих рук. Особенно красиво, когда на окно падает солнечный луч, тогда вся картинка сверкает. Наблюдая за снежными узорами, я заметила, что они цветные: то голубые в пасмурную погоду, то желтые на солнце, то розовые и лиловые – на закате. В вечернее время, когда за окном становится совсем темно и стекло выглядит черным, морозные узоры сверкают, как звезды.

Интересные узоры я наблюдала и на окнах папиной машины. Стекло как бы покрывается шубой из ледяных иголок. Едем, стекла заморожены, папе не нравится, а мне красивейшая картина рисуется на стекле».

На всех ли окнах появляются морозные узоры? Оказывается, нет. Узоры не появляются на окне, если открыта форточка. При качественной заделке стёкол, узоры на стекле не появляются, т. к. нет перепада температур. Узоры на стекле недолговечны – начинает пригревать солнышко, и морозные узоры становятся менее четкими, расплываются и стекают струйками воды вниз по стеклу. Они исчезают безвозвратно.

Про морозные узоры есть приметы, загадки и стихи. Давным-давно по

морозным узорам люди определяли погоду:

- если веточки узоров направлены вниз погода будет снежной и пасмурной;

- если вверх – ясной и солнечной (показ иллюстраций морозных узоров).

Отгадайте загадки:

Дунул ветер, и мороз

Снег нам с севера принёс.

Только вот с тех самых пор

На стекле моём (узор)

На окне, как на картине,

Всё в узорах светло-синих,

Что за мастер тонких дел

Ночь без дела не сидел?

Ответ: (Мороз)

А ведь морозные узоры можно нарисовать самим, для этого даже продаются специальные краски и предлагаются другие варианты разрисовывать стекло (зубной пастой, белой гуашью или искусственным снегом). Но никто из людей не сможет сделать так затейливо, так волшебно, как это умеет делать природа (или Дед Мороз).

Ребята, что интересного сегодня вы узнали? Что понравилось больше всего? Какие приметы вы запомнили? Расскажите о них своим родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»Цель: обобщить и закрепить зна...

НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. «Морозные узоры»Нетрадиционная техника рисования в работе с дошкольниками (рисуем нитью)

Программное содержание: Социально-коммуникативное развитие - Формировать позитивную самооценку детей, их уверенность в собственных силах. Развивать чувство товарищества в работе, объединенной одной це...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Морозные узоры»

(Знакомство с техникой «солевого рисования» в старшей группе.)Задачи:• Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения, учить самостоятельно выбирать элементы для сво...

Конспект занятия по художественно - эстетическому разитию "Лепка", тема "Светофор" старшая группа

Тема: Лепка «Светофор»Содержание образовательной деятельности: формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД. Зак...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе «Морозные узоры на стекле».

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе «Морозные узоры на стекле».Возрастная группа: старшая, 5-6 летЦели занятия:Способствовать овладению некото...