Консультация для воспитателей "Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры"
консультация по теме

В консультации раскрывается вопрос о воспитательном значении сюжетно-ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kv_vospitat.znachenie_igry.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры

Подготовила:

воспитатель МАДОУ «Детский сад №135» г. Перми

Вотинова Алла Юрьевна

Вопрос о значении сюжетно-ролевой игры в развитии детей, о том, какие ею могут решаться воспитательные задачи, до сих пор до конца не изучен. На этот счёт существуют различные точки зрения.

Сюжетно-ролевая игра возникает на грани раннего детства и дошкольного возраста. На втором году жизни деятельность ребенка еще не отделяется от воспитательных воздействий. Почему же она возникает именно в этот период развития ребенка? Взрослые кормят ребенка, одевают, водят его за руку, укладывают спать, учат употреблять различные предметы. В совместной деятельности со взрослым ребенок овладевает действиями с бытовыми предметами. Поэтому именно взрослый является центром и всякой ситуации в которой действует ребенок.

На третьем году жизни, по мере того как ребенок овладевает умением употреблять предметы, действовать с ними, действия ребенка начинают отделяться от действий взрослого, развивается самостоятельная деятельность. Именно в этом возрасте ребенок употребляет личное местоимение "Я", "Я сам" и требует самостоятельности. Бурное развитие самостоятельной деятельности вызывает новые отношения между ребенком и взрослым, новый тип деятельности.

Ролевая игра - это, с одной стороны, сама деятельность ребенка, а с другой - это деятельность общая со взрослыми, та же, какую осуществляют взрослые. В ролевой игре реализуется стремление ребенка к общей жизни со взрослыми, поэтому она не может быть ни чем иным, как воспроизведением этой жизни.

Наблюдения над детьми, которые плохо и мало играют. Показывают, что это может происходить по двум причинам:

1.        Неправильное воспитание в раннем детстве, не умеют самостоятельно действовать и прибегают к помощи взрослого. У таких детей сохранилась совместная деятельность со взрослыми.

2.        Жизнь детей замкнута в рамки узкой детской комнаты, дети не видят взрослых в деятельности, в отношениях друг с другом.

Ролевая игра особенно чувствительна к человеческой деятельности и отношениям между людьми.

Изучение природы ролевой игры показывает, что ее основная жизненная функция заключается в установлении возможно более тесных связей вобществе. В игре ребенок живет не только как член узкого семейного коллектива, но и как член общества, устанавливая связи с широкими сферами его жизни. В игре происходит формирование ребенкапрежде всего как члена общества. Через эмоционально- насыщенную жизнь в игровом коллективе, ребенок осваивает отношения, существующие в обществе. Чем деятельнее жизнь ребенка в игре, тем глубже его проникновение в социальную сущность деятельности и отношений взрослых людей.

Лишить ребенка возможности играть - это значит лишить его возможности жить в широкой сфере общественных отношений и нанести ущерб процессу формирования его личности.

Часто игру противопоставляют труду. Действительно, в известном отношении они противоположны. Однако Н.К. Крупская и А.С.Макаренко утверждали - игра это первоначальная школа труда. В игре лучше и глубже, чем в какой-либо другой деятельности, ребенок проникается сознанием того, что все люди трудятся друг для друга. Известно, что в игре одни предметы могут заменять другие, отношения между людьми (доктор-больной, шофер-пассажир, продавец-покупатель, портной-заказчик и т.д.) Например: в игре "магазин" можно выдавать детям картонные кружки, которые изображают деньги. Ими дети расплачиваются и покупают. В такой игре дети овладевают счетом, и это происходит более интенсивно. Но в центре стоят всеже отношения между продавцом и покупателем. Такие игры можно и нужно практиковать, но необходимо помнить, что при этом игра используется в дидактических целях. И что такие игры не должны заменять собой ролевых игр в их воспитательной функции.

При игре "в мастерскую", одни дети выполняют роли заказчиков, другие - работников разных специальностей, третьи - лиц административного персонала.

Интересно, что ролевая игра - это по форме наиболее свободная и непринужденная, самопроизвольно возникающая деятельность, является школой волевых намерений, школой произвольности поступков.

Игра потому и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, что имеет ближайшее отношение к формированию личности ребенка. В ней проходит усвоение общественного смысла человеческой деятельности, формируется первичное подчинение мотивов, овладение нормами нравственных отношений между людьми, развивается воля, то есть осуществляется   формирование  личности.   Следовательно,  ролевая иградолжна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка. Чтобы осуществить это, надо руководить игрой.

Во-первых, при ознакомлении с окружающим миром особое внимание должно быть обращено на человека, его деятельность и отношения с другими людьми.

Во-вторых, руководство игрой и создание игровых условий должно быть направлено на то, чтобы дети более эмоционально входили в роли; детям надо помочь более близко к реальности воспроизвести отношения между взрослыми в процессе их деятельности.

В-третьих, важно своевременно помогать играющим в борьбе с их мимолетными желаниями, возникающими по ходу игры; содействовать контролю самого ребенка и его товарищей по игре за исполнением ролей.

Особенно большое значение для исполнения роли имеет контроль со стороны товарищей. Дети часто указывают друг другу на то, как должна исполняться роль.

Наличие коллективных взаимоотношений показывает, что играющие дети представляют собой коллектив, осуществляющий единый замысел. В игре дети легче согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу. Коллектив детей, играющих в ролевую игру, - это реальный коллектив с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Это очень важно.

Ни в какой другой деятельности для детей дошкольного возраста невозможны отношения, построенные по типу разделения труда, а в игре они вполне возможны. Таким образом, ролевая игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений, доступных детям.

Из всего сказанного, мы можем сделать два вывода:

во-первых, ролевая игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной

во-вторых, в игре возможны высшие формы коллективной деятельности, доступные в дошкольном возрасте.

 Для осуществления задач воспитания дружного детского коллектива и навыков коллективистского поведения педагогическое руководство игрой должно идти в следующих направлениях:

1.        Педагог должен направлять взаимоотношения в группе играющих детей таким образом, чтобы они были сходны с воспроизводимыми отношениями взрослых людей.

2.        Педагог должен поощрять контроль коллектива за исполнением роли каждым отдельным ребенком, следить за тем, чтобы замечания детей друг другу не носили агрессивного характера. Не вызывали у детей желания выйти из игры.

3.        По ходу игры, педагог должен сам поощрять детей хорошо исполнять свои роли.

Трудно предугадать все конкретные случаи руководства ролевой игрой. Здесь нужна особая чуткость и педагогический такт. Важно, чтобы руководство педагога не ограничивало самостоятельности и инициативы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей.Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности.Невозможно  представить себе ра...

Консультация для родителей «Значение сюжетно - ролевой игры в социализации дошкольников».

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Консультация для родителей о том, как необходимы сюжетно - ролевые игры для всестороннего развития детей....

Консультация для родителей "Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании и развитии личности дошкольника"

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

Консультация для родителей "Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей "Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"...

Консультация для родителей Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребенка

В статье содержатся материалы для родителей по проблеме "Значение сюжетно-ролевой игры для развития  ребенка"...

Консультация для родителей: Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка

Консультация для родителей: Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка...