проект " Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"
проект (подготовительная группа) на тему

Гуменная Лариса Владимировна

нравственно - патриотическое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 нравственно – патриотическое

воспитание дошкольников.

МДОБУ ДС №3

Подготовила воспитатель

Гуменная Лариса Владимировна

Страна, где мы впервые вкусили сладость бытия, поля, холмы родные,

Родного неба милый свет, знакомые потоки, златые игры первых лет.

И первых лет уроки, что вашу прелесть заменит?

О, Родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя?

В. А. Жуковский

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине.

В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны, человеческий прогресс вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания. Не радует тот факт, что в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям.

 Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства страны.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. В  них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, стихи, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота. Воспитание патриотических чувств, происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, а затем к городу, стране.

Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время.

Важное значение в воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Одним из перспективных методов работы считается метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивается объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Преимущества патриотизма

  • Патриотизм это радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
  • Патриотизм это ответственность – за семью, народ и Родину.
  • Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
  • Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
  • Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей страны.
  • Патриотизм это уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Цель проекта: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Задачи

  • Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
  • Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
  • Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение.
  • Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через художественную литературу, музыку, живопись.
  • Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
  • Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
  • Воспитывать любовь и уважение к ветеранам, воинам, защитникам, вызывать желание быть похожими на них.

Гипотеза:  Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в организованной деятельности по ознакомлению с окружающим, тематических, музыкальных, физкультурных, художественно - эстетических. Наличие такой возможности является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Формы работы

  • Целевые прогулки, экскурсии, беседы
  • Театрализованная деятельность
  • Подготовка и проведение патриотических праздников
  • Образовательная деятельность
  • Тематические занятия на патриотическую тему
  • Выставки
  • Создание проектов
  • Оформление развивающей среды

Сроки реализации проекта: два года.

Тип проекта: тематический, ежегодный.

            Участники проекта: педагоги, дети, родители.

                Принципы построения педагогического процесса:

1. Принцип историзма

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

2. Принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.

- С целью расширения у детей полученных знаний, в группе была создана предметно-развивающая среда. Оборудован уголок по нравственно-патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия:

- Карта мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных животных населяющих леса России. Воспитывать у детей стремление беречь эти богатства и приумножать их, воспитывать чувство гордости за нашу страну.

- Альбом «Наша Родина - Россия», где дети знакомятся с геральдикой России и родного города, могут рассмотреть иллюстрации о малой Родине и о Москве. Также  дети могут поближе познакомиться, закрепить знания о памятниках нашего города.

- Альбомы «Наша Армия родная» - помогают детям закрепить представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной технике. Это позволяет у детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину.

- У детей необходимо воспитывать гордость за историческое прошлое своей страны, с целью патриотического воспитания, что вызывает у детей интерес к окружающему миру, любовь не только  к малой Родине, но и к России в целом, к историческому прошлому своего народа.

Таким образом, рассматривая весь материал уголка нравственно - патриотического воспитания у детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность, любознательность и желание помочь товарищу. Наряду с этим, ведется систематическая работа по знакомству детей с родной страной, городом. Проводятся целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов, разнообразные музыкально – спортивные мероприятия, конкурсы, посещение музея и встречи с ветеранами.

 Большое количество знаний дети получают в совместной работе с родителями, которые активно включаются в работу по изучению своей семьи (фото альбомы, беседы родными, изучение родословной) и с восторгом делятся своими находками. Работа по патриотическому воспитанию будет успешной, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна. Родители  становятся  единомышленниками, помощниками воспитателя и  работа по патриотическому воспитанию ведется в тесном сотрудничестве с ними, что дает положительный результат в воспитании детей.

Результативность

В результате проведённой работы

у детей сформировались следующие ценностные ориентиры:

  • Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа .
  • Семья, хранящая и прививающая детям русскую духовную культуру.
  • Потребность у дошкольников слушать музыку военного и послевоенного времени, исполнять песни, танцы.
  • Любовь к истории своей малой Родины, как к источнику патриотического начала.
  • Участие в праздниках героико-патриотической тематики.
  • Потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.
  • Гордость за малую Родину, любовь к родному краю, уважение русского народа.
  • Культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное и изобразительное искусство.
  • Уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.

Примерное распределение времени

по патриотическому воспитанию.

        Направление:

                                 Содержание:

Подготовительный этап.

  • Работа с родителями:

  • Создание предметно развивающей среды

  • «Изучение истории семьи. Составление родового дерева»
  • «Семейный архив. Причастность к ВОВ»
  • «Достижения семьи. Семейные традиции, праздники»

 

  • Подборка и накопление литературы
  • Подбор настольных, ролевых игр;

дидактических и демонстрационных материалов.

  • Создание уголков по  патриотическому воспитанию
  • Подготовка и проведение тематических конкурсов; спортивно-патриотических и музыкальных мероприятий;

        Организованная   деятельность с детьми        

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Физическая культура

Здоровье

«Семья»;  «Род, родословная, родня»;  «Семейные традиции».

«Россия – родина моя»; «Я россиянин, я гражданин»;

«История государства Российского»;

«Моя малая родина»; «История города»;

«Былинные богатыри»;  «Герои земли Русской»;  

«Герои нашего времени»;

«Вооруженные силы страны (род войск, военная техника и т.д.)

«Защитники»;  «Все о великой отечественной войне»

                                 

Совместная деятельность с семьей

  • Акция «Объединим семью».  Сентябрь.
  • Выставка «Семейные реликвии».  Октябрь.
  •  День Народного единства.  День матери.  Ноябрь.

  • Спортивно – патриотическое мероприятие посвященное дню защитника отечества. Февраль.

  • АПРЕЛЬ – МАЙ
  • Встреча с ветеранами
  • Выставка «Военной техники»
  • Выставка рисунков «День Победы»
  • Выставка «Наши ветераны»; «Семейные реликвии»
  • Конкурс чтецов.

Дополнительные

мероприятия

  • Музыкальный конкурс «Битва хоров»
  • Изготовление родового древа.
  • Выставки, конкурсы.
  • Посещение библиотеки.
  • Посещение музея истории БАМа.  Зал боевой славы.
  • Посещение памятника павшим землякам.
  • Посещение обелиска павшим в локальных войнах.
  • Просмотр исторических фильмов, дополнительной хроника - исторической  литературы.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Уважаемые родители!

Приглашаем Вас к сотрудничеству и просим ответить на вопросы:


1.Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой Отечественной войной? 
2.Есть ли в Вашей семье близкие, родственники, прошедшие дорогами войны? Ваше родство? Живы ли они? 
3.Храните ли вы в своей семье письма, фото, награды, одежду и другие реликвии, связанные с Великой Отечественной войной?
4.Посещаете ли исторические места города, связанные с памятью о военных годах?
5.Имеется ли в вашей семье родословное древо? Если нет, то хотели бы его составить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

 Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитани...

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

ПРОЕКТ "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольный возраст – время воспитания души, а не образования ребенка.: воспитания уважения к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность,...

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...

Проект: «Нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников : «С чего начинается Родина».

Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемо...