Игры на развитие наблюдательности
методическая разработка (младшая группа) на тему

Марчук Ирина Ивановна

Интересные игры на развитие наблюдательности у ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.

Посмотри-ка, что там? (Для детей от 1 года)

• Покажите малышу прозрачную игрушку с прорезью (например, пластиковую бутылку). Опустите в прорезь шарик.
• Обратите его внимание на то, как падает шарик. Дети всегда с удовольствием следят за тем, как падают предметы.
• Вложите в ручку малыша другой шарик и помогите' протолкнуть его в отверстие.
• Объясняйте ему то что он видит и делает. Через несколько месяцев малыш научится играть самостоятельно.
• Игра развивает мелкую моторику, наблюдательность.

Дай колечко! (Для детей от 1 года)

• Купите пластмассовую пирамидку со стержнем диаметром 1-1,5 см и широкими разноцветными кольцами.
• Соберите пирамидку вместе с малышом. Говорите: «Дай мне колечко!»
• Собирайте так, чтобы большие кольца оказались снизу и сверху, а маленькие – посередине, чтобы пирамидку можно было катать.
• Потрясите пирамидку – колечки загремят.
• Разбирая пирамидку, попросите малыша снять 1-2 кольца.
• Эта игра развивает сообразительность, координацию движений, мелкую моторику и стремление достичь цели.

Сухой пальчиковый бассейн (Для детей от 1,5 лет)

• Насыпьте в небольшие прозрачные пластмассовые бутылки гречневую крупу, фасоль, горох и т. д.
• Теперь позвольте малышу исследовать, чем наполнены бутылки. В глубокие миски насыпьте разные крупы и поставьте их перед ребенком. Пусть малыш потрогает крупу, запустит ручки поглубже – дайте ему полную свободу Важно, чтобы ручки были сухими.
• Игра развивает зрение (малышам приходится следить глазами за движущимися предметами), тактильные ощущения и исследовательский интерес.

Заводные игрушки (Для детей от 1,5 лет)

• Покажите, как запускать юлу, заставить двигаться заводного петушка или машинку.
• Рассказывайте: «Видишь, петушок клюет зернышки». «Паровозик гудит – „ту-ту!"», «Машинка едет – би-би»
• Спрашивайте малыша: «Как гудит паровозик?», «Что говорит курочка?» и т, д.
• Малыши с удовольствием следят, как двигаются игрушки, стремятся их поймать.
• Игра развивает мелкую моторику, внимание и познавательные способности.

Солнечные зайчики (Для детей от 1 года)

• В эту веселую игру можно поиграть в солнечную погоду. Возьмите маленькое зеркальце и пускайте солнечных зайчиков на потолок, на стены, на пол.
• Предложите малышу поймать зайчика. Подождите, пока малыш не коснется его рукой, и быстро переместите зеркальце.
• Дайте зеркальце в руки малышу и пустите солнечный зайчик. Слегка передвигая рукой малыша, дайте ему почувствовать, что передвижение зайчика зависит от его движений. Пусть малыш поиграет самостоятельно. Прочитайте малышу стихотворение:
Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Мы зовем их –
Не идут.
Были тут –
И нет их тут.
Прыг, прыг
По углам.
Были там – и нет их там.
Где же зайчики?
Ушли.
Вы нигде их не нашли?
И. Бродский
• Игра развлекает ребенка, заставляет его подвигаться, способствует развитию мышления.

Изучаем цвета (Для детей от 1,5 лет)

• Для игры используйте крупные бусинки, пуговицы, кубики, маленькие мячики.
• Возьмите четыре одинаковых по размеру мисочки красного, зеленого, синего и желтого цветов. В отдельной емкости смешайте разноцветные, но одинаковые по форме предметы.
• Сначала предложите малышу в желтую миску положить желтую бусинку.
• Покажите малышу другие предметы желтого цвета. Когда малыш запомнит и безошибочно найдет все предметы желтого цвета, переходите к изучению следующего цвета.
• Игра развивает познавательные навыки, формирует представления об основных цветах и сообразительность ребенка.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Волшебный мешочек (Для детей от 1,5 лет)

• Положите в небольшой мешочек несколько знакомь ребенку предметов (расческу, шнурок, карандаш).
• Завяжите малышу глаза и попросите его вытащить и узнать предметы на ощупь.
• Когда все предметы будут угаданы, замените их другими.
• Игра развивает тактильные ощущения, воображена память, сообразительность.

Коробка с сюрпризом (Для детей от 1,5 лет)

• Положите в коробку 4-5 маленьких игрушек.
• Потрясите ее и скажите: «Кажется, в коробке что-то есть, давай посмотрим!»
• Снимите крышку и, вытаскивая игрушки по одной, передавайте их ребенку, обращая внимание на цвет, форму, детали.
• Покажите малышу, что коробка пуста: «Больше игрушек нет!»
• Снова положите игрушки в коробку, теперь предложите малышу их достать, а затем вновь положить на место.
• Когда ребенок овладеет в совершенстве искусством вытаскивать предметы из коробки, усложните задание. Заклейте коробку наглухо, а в стенках проделайте отверстие круглой, квадратной, треугольной или овальной формы.
• Малыш должен вытащить игрушку, просунув руку в отверстие.
• Игра развивает мелкую моторику, сообразительность и память.

Справа – слева (Для детей от 1 года)

• Посадите малыша, а вокруг него разложите его любимые игрушки.
• Предложите дать вам игрушку которая находится сбоку (перед ним, справа, слева и т. д.).
• Малыш должен назвать игрушку и дать ее вам.
• Теперь разложите игрушки вокруг себя и предложите самому малышу дать вам задание.
• Раз-другой доставьте малышу такое маленькое удовольствие – перепутайте правую и левую сторону, Детям очень нравится поправлять старших.
• Игра приучает ориентироваться в пространстве, развивает речь и сообразительность.

Машинка с дистанционным управлением (Для детей от 1,5 лет)

• Покажите, как нужно управлять машинкой.
• Когда малыш поймет, что по его желанию машинка может двигаться в разные стороны или останавливать* усложните игру: например, попросите его объехать небольшое препятствие справа или слева поехать дальний путь, преодолевая различные препятствия.
• Игра развивает мелкую моторику, умение ориентироваться, внимание.

Больше — меньше(Для детей от 1,5 лет)

• Предложите малышу сравнить известные ему предметы. Например: мышка – кошка. Кто больше?
• Ребенок должен ответить: «Мышка меньше, чем кошка» или: «Кошка больше, чем мышка».
• Другие пары для сравнения: папа – сын, дерево – цветок, чайник – чашка, кукла – девочка, слон – муравей и т. д.
• Игра развивает логику, мышление, речь.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Гараж (Для детей от 1 года)

• Купите малышу многоуровневый гараж с машинками, раскрашенными в основные цвета.
• Научите ребенка скатывать машинки по наклонным желобам и дорожкам гаража, поднимать их на лифте, вращая ручку лебедки.
• Закрепляйте умение различать основные цвета. Попросите поставить машинку определенного цвета в гараж с дверцей такого же цвета.
• Покажите, кок подбирать ключ к дверце и как открывать гараж, поворачивая ключ.
• Используйте гараж в сюжетных играх с использованием фигурок людей или маленьких кукол. Пусть малыш придумает, как будут путешествовать игрушки.
• Игра развивает мелкую моторику, фантазию, память, учит различать основные цвета.

Игрушка на колесиках (Для детей от 1 года)

• Привяжите веревочку к игрушке на колесиках (машинке, паровозику, фигурке животного).
• Покажите малышу как везти игрушку на веревочке, пятясь мелкими шажками назад, не упуская ее из виду.
• Сначала придерживайте ребенка га плечи, чтобы он не потерял равновесия.
• Обратите внимание, что некоторые фигурки во время движения могут крутить головой, перебирать ножками и т.д.
• Покажите малышу, как разогнать игрушку, чтобы она, двигаясь по инерции, обогнала его.
• Игра развивает навык ходьбы, координацию движений, умение сохранять чувство равновесия, воображение.

Убираю сам! (Для детей от 1 года)

• Научите ребенка после каждой игры убирать игрушки в ящик. Делать это можно в игровой форме, Например, игрушки могут «запрыгивать» в ящик или «соревноваться», кто из них быстрее спрячется в ящике.
• Игра «в уборку» развивает навык самообслуживания, фантазию, мышление.

Игрушечный руль (Для детей от 1,5 лет)

• Для этой веселой игры нужен игрушечный руль с кнопками, Расскажите, что руль необходим для управления машиной.
• Повертите руль из стороны в сторону понажимайте на кнопки, сопровождая свои действия звукоподражанием; «Ж-ж-ж» Предложите малышу сделать то же самое.
• А теперь вся семья может поехать в веселое путешествие. Посадите малыша на диван между взрослыми, Объясните, что сегодня он – водитель машины, а взрослые – его пассажиры. Придумайте, куда вы отправитесь в путешествие. И – «Поехали!»
• Фантазируйте, рассказывайте малышу, что встречается вам на пути. Напевайте вместе с ребенком песенку:
Тра-та-та, тра-та-та!
Мы везем с собой кота.
Чижика, собаку,
Петьку-забияку.
Обезьяну, попугая,
Вот компания какая!
• Игра развивает познавательные навыки, фантазию, речь, улучшает координацию движений.

Лошадка-качалка (Для детей от 1,5 лет)

• Покажите малышу лошадку. Проведите ручкой малыша по ее спинке, покачайте.
• Помогите ребенку залезть на лошадку, покажите, как нужно раскачиваться. Придерживайте ребенка за спинку. Постепенно он научится качаться самостоятельно.
• Сопровождайте игру веселыми стишками:
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав!
Гав-гав-гав!
(Шведская песенка)
• Игра развивает координацию движений, воображение.

Домик для малыша (Для детей от 1,5 лет)

• Устройте малышу укромный уголок.
• Можно снять один бортик с детской кроватки, а остальные занавесить одеялом. Можно вырезать окошко в старом покрывале. Крышу сделайте из покрывала или бумаги.
• Уголок получится, если составить полукругом несколько стульев, накрыв сверху тканью. Если накрыть стол большой скатертью, домик будет надежнее.
• Готовые домики продаются. Обычно это металлический или пластмассовый каркас, обтянутый тканью с дверью или круглым окошком.
• В домиках дети любят прятаться, играть, можно поиграть с ребенком в пятнашки. Как только малыш заберется в свое укрытие и скажет: «Я в домике!», вы проиграли,
• Игра развивает фантазию.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Запоминайка (Для детей от 1 года)

• Положите перед ребенком три любимые игрушки, названия которых состоят из одного слова (мяч, куклу, кубик и др.).
• Поднимите игрушку и скажите, как она называется. Попросите малыша поочередно взять мяч, куклу, кубик. А теперь, поднимая игрушки, попросите назвать их.
• Возможно, кроха не сразу правильно выполнит задание, не волнуйтесь. Повторите игру несколько раз.
• Игра развивает речь, память, мышление.

Подскажи словечко! (Для детей от 1 года)

• Прочитайте стихотворение целиком. Предупредите малыша, что в следующий раз он должен будет вам подсказывать.
• Читая стихотворение во второй раз, пропускайте последнее слово строки, например:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
А Барто
• Потом попросите малыша подсказывать два последних слова в каждой строчке.
• И, наконец, вам останется произнести только первое слово, а малыш закончит строчку или даже все стихотворение.
• Игра развивает память и речь.

Зарядка для языка (Для детей от 1 года)

• Сядьте напротив ребенка, рассказывайте веселую историю и показывайте, что нужно делать. Малыш должен повторять движения. Погулять язык собрался (откройте рот):
Он умылся (кончиком языка быстро проведите по верхним зубам), Причесался (несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте язык и спрячьте).
На прохожих оглянулся (проведите языком по губам – облизнитесь). Вправо, влево повернулся (поверните язык вправо и влево).
Вниз упал, наверх полез (опустите язык, затем поднимите).
Раз – и в ротике исчез (закройте рот).
• Малыш повторяет ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», вам придется делать движения в правую сторону.
• Игра полезна для тренировки артикуляционного аппарата.

ИРЫ НА ПРОГУЛКЕ

По тропинке, по дорожке (Для детей от 1 года)

• Ходите с малышом как можно больше, чтобы он выносливым.
• Предложите ему побегать от дерева до куста, от горки до клумбы. Так короткими перебежками можно заметно преодолеть большие расстояния.
• В качестве тренажера для развития равновесия мои но использовать бордюр тротуара; пусть малыш походит по нему, с вашей помощью удерживая равновесие.
• Отличное развлечение – игра с собственной тенью. С ней можно побегать или попробовать наступить нее...
• Старайтесь использовать малейшую возможность чтобы вовлечь малыша в игру, тогда любой путь можете преодолеть с удовольствием и при этом не устать.
• Игра развивает выносливость, координацию.

Цирк (Для детей от 1,5 лет)

• Немного фантазии, и обычная веревочка превращается в канат, ваш малыш – в канатоходца, а улица становится ареной цирка,
• Положите веревку на асфальт, сначала натяните ее потом, когда «канатоходец» наберется опыта, сделайте на ней несколько изгибов или петель.
• Попросите ребенка пройти по веревке, стараясь не оступиться.
• Игра развивает воображение, координацию.

Зайка беленький сидит (Для детей от 1,5 лет)

• В игре участвуют взрослый и ребенок, можно предложить и другим ребятам стать маленькими зайчиками.
• Вы читаете стихотворение, а ребенок выполняет движения, о которых в нем говорится.
Зайка беленький сидит
(малыш садится на корточки),
Он ушами шевелит
(поднимает вверх руки («заячьи ушки»)
и шевелит то правой, то левой ладошкой).
Зайке холодно стоять
(прижимает согнутые в локтях руки –
эта лапки зайца).
Зайка хочет погулять
(ребенок переступает
с ноги на ногу, приседает).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть
(встает, потирает руки и топает ногами),
Зойка мишку увидал
(взрослый изображает медведя, рычит).
Зайка – прыг и ускакал
(малыш убегает от «медведя»).
• Игра развивает воображение, координацию.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Первая кукла (Для детей от 1 года)

• В этом возрасте и у мальчика, и у девочки обязательно должна быть небольшая кукла.
• Покажите, где у куклы голова, руки, ноги.
• Попросите малыша показать части тела на себе. Затем пусть он покажет их на кукле.
• После того как ребенок запомнит названия частей тела, можно показать, где у куклы глазки, ротик и т, д.
• Эта игра помогает научиться различать части тела.

Монолитные машинки (Для детей от 1,5 лет)

• Учите малыша катать машинку, сидя на полу и направляя ее движения.
• Покажите, как гудит и бибикает машина во время езды («ж-ж-ж», «би-би»). Предложите маленькому водителю повторить звуки. Даже малоговорящий ребенок постарается воспроизвести звуки, сопровождающие дорожное движение,
• Играя несколькими машинками, воспроизводите различные дорожные ситуации.
• Соорудите на полу горку из листа плотного картона или фанеры. Покажите, как машинка быстро скатывается по наклонной поверхности. Попросите малыша поднести машинку к горке и отпустить ее, чтобы та съехала вниз.
• Игра развивает познавательные навыки, речь, фантазию, крупную и мелкую моторику.

Коляска для куклы (Для детей от 1,5 лет)

• Предложите малышу ходить, толкая перед собой игрушечную коляску. Возьмите коляску на прогулку. Пусть малыш прихватит с собой своих друзей: мягкие игрушки, куклу.
• Поначалу подстраховывайте ребенка во время ходьбы: если коляска поедет слишком быстро, кроха может упасть. Постепенно предоставляйте малышу больше самостоятельности.
• Игра поможет малышу научиться уверенно ходить, развивает координацию.

Машинка с прицепом (Для детей от 1 года)

• Купите небольшую машинку с прицепом с простой конструкцией крепления.
• Обратите внимание малыша на то, что в прицепе можно перевозить кубики и другие мелкие игрушки.
• Покажите, как отцепить и прицепить прицеп.
• Предложите малышу поиграть «в стройку» и перевезти кубики, из которых вы вместе с ним построите домик.
• Берите машинку с прицепом на прогулку, чтобы нагружать песком, камешками или снегом.
• Игрушка развивает умение продумывать действия, мелкую и крупную моторику.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие наблюдательности у ребенка дошкольного возраста

Подборка упражнений на развитие наблюдательности...

Игры на развитие внимания,наблюдательности.

Игры на развитие внимания,наблюдательности помогут ребенку действовать по инструкции , направлять свое внимание на определенный предмет или действие....

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности...

Игры на развитие мышления, внимания, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Представленные материалы являются вспомогательными для проведения занятий с детьми от 4 до 6 лет с задержкой психического развития. Всего было разработано два варианта материалов: "Боровички...

Игры на развитие памяти, внимания, наблюдательности у детей 5 лет

С момента рождения ребенок постоянно познает незнакомый ему мир.  Если новый предмет вызывает у ребенка эмоциональные переживания, то он его выделяет среди всех остальных. Постепенно все больше п...