Конгсультация для педагогов "«Игры и упражнения для развития наблюдательности у детей дошкольного возраста»
материал
В этом материале подобраны игры и упражнения для развития наблюдательности у детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры и упражнения для развития наблюдательности у детей»
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим об очень важном качестве, которое является фундаментом для любого обучения – о наблюдательности. Именно благодаря ей ребёнок открывает для себя мир, устанавливает связи, учится анализировать и делает свои первые маленькие открытия.
Что же такое – наблюдательность? Наблюдательность - это способность человека замечать что-либо, обращать внимание на детали, придавать значение чему-то.
Почему важно уметь наблюдать? Наблюдательность позволяет человеку увидеть необычное в обыденном, посмотреть на мир осознанно, увидеть то, чего раньше не замечал. Наблюдательность связана с такими познавательными процессами, как память, восприятие, внимание.
«Наблюдать» - не то же самое, что «видеть». Видеть – это пассивное состояние. Можно видеть природу вокруг себя, людей. Но не замечать деталей. Наблюдать означает обращать внимание намеренно и активно.
Часто кажется, что наблюдательность – это нечто сложное и серьезное. Но мы с вами знаем, что лучший способ научить ребенка – это игра. (Слайд 6) Поэтому наша задача – превратить развитие наблюдательности в увлекательное приключение.
И сегодня я хочу поделиться с вами несколькими веселыми играми, которые не требуют сложной подготовки, но приносят огромную пользу в развитии наблюдательности у детей.
Игры, которые всегда с нами
1. «Угадай, что изменилось?» - мы все ее знаем, но не всегда используем ее потенциал. Ставим на стол несколько игрушек. Просим детей внимательно посмотреть и запомнить их. Потом дети закрывают глаза, а мы в это время:
- убираем одну игрушку;
- добавляем новую;
- меняем игрушки местами;
- изменяем что-то в самой игрушке (например, надеваем кукле бант, разворачиваем машинку другой стороной)
Что развиваем: зрительную память, концентрацию внимания, умение замечать малейшие детали.
2. «Охотники за звуками» - эта игра отлично тренирует слуховую наблюдательность. Договариваемся замереть и послушать тишину в течение одной минуты. А потом по очереди отвечаем на вопросы:
- какой звук был самым громким? - а самым тихим? - сколько различных звуков мы услышали? - откуда они доносились? Что развиваем: слуховое внимание, умение сосредотачиваться, обогащаем опыт чувственного восприятия.
3. «Волшебный мешочек» - развиваем внимание с опорой на тактильные ощущения. В мешочек кладутся различные предметы, знакомые детям. Каждому ребенку по очереди предлагается опустить руку в мешок, нащупать предмет и описать его (из какого материала, какой формы, какого размера и т.д.). Если ребенок затрудняется в описании, то взрослый помогает ему. задавая наводящие вопросы: какой предмет? (Круглый? Большой? Гладкий? И т.д. После описания ребенок делает свое заключение, что это за предмет, называет и вытаскивает его из мешка. Сравнивается предположение и итоговый результат. Что развиваем: абстрактное мышление, сенсорное восприятие, мелкую моторику, речь.
4. «Зоркий взгляд заметит все» - эта игра учит фокусироваться на деталях, замечать мельчайшие объекты.
Предлагаются две на первый взгляд одинаковые картинки, в которых нужно найти отличающиеся детали. Что развиваем: умение анализировать изображение, разбивая его на части, чтобы найти нужный объект.
5. «Разведчики» - игра на запоминание и воспроизведение образов, положений предметов.
Берем лист бумаги, разделенный на 16 квадратов. И раскладываем на квадраты любые предметы (детали лего, кубики, каштаны) в данном случае это пуговицы. Просим детей внимательно посмотреть и запомнить их. Затем закрываем. И предлагаем детям по памяти разложить пуговицы в такой же последовательности на своих листа. Что развиваем: развиваем не только память, а и мелкую моторику.
6. «Собери бусы» - игра направлена на умение работать в паре, действовать в соответствии с устными указаниями.
Дети садятся друг напротив друга. Между ними устанавливается перегородка. У одного ребенка геометрические фигуры разного цвета и формы, а также шнурок. У другого схема (рисунок). Один ребенок говорит другому последовательность действий: какую фигуру и какого цвета следует размещать на шнурке. После выполнения задания проверяется его правильность- сопоставляется порядок расположения фигурок на шнурке и схеме. Что развиваем: слуховая память, мелкую моторику.
7. «Фотограф» - игра на развитие зрительной памяти.
Берем 5-7 предметных картинок, которые могут быть на так и разные. Раскладываем их перед ребенком и предлагаем запомнить их в течении 10 секунд. Затем картинки переворачиваем. Педагог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке. Описать какого цвета, из какого материала, какой формы. Что развиваем: память, внимание, умение выделять существенные признаки предметов.
Заканчивая выступление хочется отметить несколько важных принципов всех игр.
1. Положительный настрой. Никакого принуждения! Если дети устали – игра прекращается.
2. Сочетание приятного с полезным. Многие из этих игр идеально подходят для того, чтобы занять ребенка в дороге, или когда мы чего-то ждем.
3. Мы не исправляем, а направляем. Если ребенок не нашел отличия, мы не говорим: «Нет, неправильно!». Мы говорим: «Давай посмотрим еще раз вместе. Обрати внимание на эту часть картинки».
4. Играем сами. Самый лучший пример – это наш собственный. Покажите ребенку, как вам самим интересно находить новые детали в привычных вещах.
Наблюдательность – это не врожденный талант, а навык, который можно и нужно тренировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного возраста
Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного имладшего школьного возраста.1. Упражнение «10 слов».Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, д...

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста
Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста...

Влияние артикуляционных упражнений на развитие звукопроизношения детей дошкольного возраста
Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и родителей....

Семинар-практикум для педагогов. Тема «Игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста»
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас....
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.Я работаю воспитателем в логопедической группе. В моей работе я уделяю большое внимание двигательной активности детей в группе и на прогулках. В процессе выполнения физических упражнений ...

Статья: "Циклические наблюдения как средство развития наблюдательности детей дошкольного возраста"
Считаю, циклические наблюдения являются эффективным средством развития наблюдательности у дошкольников. Развитие наблюдательности в процессе общения детей с природой станет успешной, если: опираться н...