Конгсультация для педагогов "«Игры и упражнения для развития наблюдательности у детей дошкольного возраста»
материал

В этом материале подобраны игры и упражнения для развития наблюдательности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_nablyudatelnosti.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры и упражнения для развития наблюдательности  у детей»

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим об очень важном качестве, которое является фундаментом для любого обучения – о наблюдательности. Именно благодаря ей ребёнок открывает для себя мир, устанавливает связи, учится анализировать и делает свои первые маленькие открытия.

 Что же такое – наблюдательность? Наблюдательность - это способность человека замечать что-либо, обращать внимание на детали, придавать значение чему-то.

Почему важно уметь наблюдать? Наблюдательность позволяет человеку увидеть необычное в обыденном, посмотреть на мир осознанно, увидеть то, чего раньше не замечал.                                                                                              Наблюдательность связана с такими познавательными процессами, как память, восприятие, внимание.

 «Наблюдать» - не то же самое, что «видеть». Видеть – это пассивное состояние. Можно видеть природу вокруг себя, людей. Но не замечать деталей.  Наблюдать означает обращать внимание намеренно и активно.

  Часто кажется, что наблюдательность – это нечто сложное и серьезное. Но мы с вами знаем, что лучший способ научить ребенка – это игра. (Слайд 6) Поэтому наша задача – превратить развитие наблюдательности в увлекательное приключение.

И сегодня я хочу поделиться с вами несколькими веселыми играми, которые не требуют сложной подготовки, но приносят огромную пользу в развитии наблюдательности у детей.

Игры, которые всегда с нами

 1. «Угадай, что изменилось?» - мы все ее знаем, но не всегда используем ее потенциал. Ставим на стол несколько игрушек. Просим детей внимательно посмотреть и запомнить их. Потом дети закрывают глаза, а мы в это время:

- убираем одну игрушку;

- добавляем новую;

- меняем игрушки местами;

- изменяем что-то в самой игрушке (например, надеваем кукле бант, разворачиваем машинку другой стороной)

Что развиваем: зрительную память, концентрацию внимания, умение замечать малейшие детали.

  2. «Охотники за звуками» - эта игра отлично тренирует слуховую наблюдательность. Договариваемся замереть и послушать тишину в течение одной минуты. А потом по очереди отвечаем на вопросы:

- какой звук был самым громким?                                                                                             - а самым тихим?                                                                                                                       - сколько различных звуков мы услышали?                                                                            - откуда они доносились?                                                                                               Что развиваем: слуховое внимание, умение сосредотачиваться, обогащаем опыт чувственного восприятия.

  3. «Волшебный мешочек» - развиваем внимание с опорой на тактильные ощущения.                                                                                                                         В мешочек кладутся различные предметы, знакомые детям. Каждому ребенку по очереди предлагается опустить руку в мешок, нащупать предмет и описать его (из какого материала, какой формы, какого размера и т.д.). Если ребенок затрудняется в описании, то взрослый помогает ему. задавая наводящие вопросы: какой предмет? (Круглый? Большой? Гладкий? И т.д. После описания ребенок делает свое заключение, что это за предмет, называет и вытаскивает его из мешка. Сравнивается предположение и итоговый результат.                                                                                                         Что развиваем: абстрактное мышление, сенсорное восприятие, мелкую моторику, речь.

 4. «Зоркий взгляд заметит все» - эта игра учит фокусироваться на деталях, замечать мельчайшие объекты.

Предлагаются две на первый взгляд одинаковые картинки, в которых нужно найти отличающиеся детали.                                                                                                Что развиваем: умение анализировать изображение, разбивая его на части, чтобы найти нужный объект.

 5. «Разведчики» - игра на запоминание и воспроизведение образов, положений предметов.

Берем лист бумаги, разделенный на 16 квадратов. И раскладываем на квадраты любые предметы (детали лего, кубики, каштаны) в данном случае это пуговицы. Просим детей внимательно посмотреть и запомнить их.  Затем закрываем.  И предлагаем детям по памяти разложить пуговицы в такой же последовательности на своих листа.                                                                                   Что развиваем: развиваем не только память, а и мелкую моторику.

 6. «Собери бусы» - игра направлена на умение работать в паре, действовать в соответствии с устными указаниями.

Дети садятся друг напротив друга. Между ними устанавливается перегородка. У одного ребенка геометрические фигуры разного цвета и формы, а также шнурок. У другого схема (рисунок). Один ребенок говорит другому последовательность действий: какую фигуру и какого цвета следует размещать на шнурке. После выполнения задания проверяется его правильность- сопоставляется порядок расположения фигурок на шнурке и схеме.                                                                                                                                      Что развиваем: слуховая память, мелкую моторику.

 7. «Фотограф» - игра на развитие зрительной памяти.

Берем 5-7 предметных картинок, которые могут быть на так и разные. Раскладываем их перед ребенком и предлагаем запомнить их в течении 10 секунд.  Затем картинки переворачиваем. Педагог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке. Описать какого цвета, из какого материала, какой формы.                                                                                                                Что развиваем: память, внимание, умение выделять существенные признаки предметов.

Заканчивая выступление хочется отметить несколько важных принципов всех игр.

 1. Положительный настрой. Никакого принуждения! Если дети устали – игра прекращается.

2. Сочетание приятного с полезным. Многие из этих игр идеально подходят для того, чтобы занять ребенка в дороге, или когда мы чего-то ждем.

3. Мы не исправляем, а направляем. Если ребенок не нашел отличия, мы не говорим: «Нет, неправильно!». Мы говорим: «Давай посмотрим еще раз вместе. Обрати внимание на эту часть картинки».

4. Играем сами. Самый лучший пример – это наш собственный. Покажите ребенку, как вам самим интересно находить новые детали в привычных вещах.

 Наблюдательность – это не врожденный талант, а навык, который можно и нужно тренировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного имладшего школьного возраста.1. Упражнение «10 слов».Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, д...

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста...

Влияние артикуляционных упражнений на развитие звукопроизношения детей дошкольного возраста

Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и родителей....

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

.Я работаю воспитателем в логопедической группе.  В моей работе я уделяю большое внимание двигательной активности детей в группе и на прогулках.  В процессе выполнения физических упражнений ...

Статья: "Циклические наблюдения как средство развития наблюдательности детей дошкольного возраста"

Считаю, циклические наблюдения являются эффективным средством развития наблюдательности у дошкольников. Развитие наблюдательности в процессе общения детей с природой станет успешной, если: опираться н...