МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 1,5 – 3 лет»
консультация (младшая группа) на тему

Мельникова Елена Сергеевна

Доказано, что сенсорное развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка. И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок будет быстрее и полноценнее воспринимать и запоминать изученный материал. Ведь основой умственного воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое обеспечивает обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Без сенсорного обучения практически невозможно полноценно обучить ребенка другим важным знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sensornoe_razvitie_10.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

 

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

на тему:

«Особенности сенсорного развития

детей раннего возраста 1,5 – 3 лет»

 

                                                                                Воспитатель

                                                                                Мельникова Е.С.

20 марта 2018 г.

Cенсорному  воспитанию в дошкольных учреждениях уделяют особую роль. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т п. Нельзя не недооценивать значение сенсорного развития в жизни ребенка. Именно в детском возрасте лучше всего оттачивать сенсорное восприятие малыша и помогать  ему  накапливать  опыт об окружающем мире и представлений о нем.

Доказано, что сенсорное развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка. И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок будет быстрее и полноценнее воспринимать и запоминать изученный материал. Ведь основой умственного воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое обеспечивает обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Без сенсорного обучения практически невозможно полноценно обучить ребенка другим важным знаниям.

Сенсорное воспитание служит основой умственного воспитания, направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получения представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, и чем они богаче, тем шире и многограннее будут сведения об окружающем мире, полученные ребенком. Современная педагогика считает, что сенсорное воспитание нужно осуществлять в процессе разных видов деятельности – при ознакомлении детей с окружающим миром, игровой, конструктивной, музыкально – двигательной, изобразительной.

Ребенка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, форму предмета,  сравнивать предметы по величине, усваивать пространственные ориентировки. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (мягкий, твердый, холодный, теплый) и правильно называть их. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого и музыкального слуха. Таким образом, основное содержание работы по сенсорному воспитанию в детском саду определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры и др. Если ребенок знаком с эталонами и их словесным обозначением, ему легче ориентироваться в окружающем мире. Он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей. Обеспечить усвоения детьми сенсорных эталонов – это значит  сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства  предмета. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами и есть способы обследования предметов ,  которым детей необходимо научить .Обследование –это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной деятельности. В процессе  обследования дети учатся выделять и различать  величину, форму . пространственные отношения , цвет. Усвоение сенсорных эталонов и овладение способами  обследования  процесс  длительный и сложный, включающий постепенный переход к более сложным формам восприятия. Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности.

Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях, и в повседневной жизни. Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. Наблюдение природных явлений с детьми предусматривает прежде всего зрительное восприятие, включается осязание : дети трогают, гладят предметы. Если это цветы или плоды, пусть дети их понюхают. Общение с природой учить детей вслушиваться в пение птиц, шум дождя и т. д. 

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности  органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают  накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти  представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями и свойств – шестью цветами спектра ( кроме голубого ) белым и черным цветами, с такими формами ,  как круг ,квадрат, треугольник.

Знакомя  детей со  свойствами  предметов, не следует  добиваться  запоминания и употребления их названий, главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить по форме, величине, установить совпадение или несовпадение.

С детьми раннего возраста проводится игры – занятия  по сенсорному воспитанию, в которых усвоение какого – либо материала протекает  незаметно для малышей, в практической  деятельности. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в конструировании. Конструируя, ребенок  учиться различать не только внешние качества предмета, у него еще развиваются познавательные и практические действия.  Развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме, величине предметов осуществляется  также в процессе обучения изобразительной деятельности.

Работая с детьми раннего  возраста , я уделяю большое внимание  обогащению и накоплению сенсорного опыта через игры с дидактическим материалом.

Дидактическая игра представляет  собой многоплановое, сложное педагогическое  явление: она является  и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения и  самостоятельной игровой деятельностью  и средством всестороннего развития личности ребенка.

В  процессе действий с предметами ребенок учиться различать их форму. Ребенка  необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов, так как ребенок может еще не выделять зрительно форму и тем более не знать ее названия. В дальнейшем он определяет  форму зрительно. Сначала делает это недостаточно точно. И лишь на основе длительного использования способов проб в самых разных ситуациях и на разных объектах у ребенка может возникнуть  полноценное зрительное восприятие формы.

В своей работе с детьми раннего возраста стараюсь  использовать много разнообразных дидактических игр, как на занятии, так и в свободной деятельности. Детям очень нравится играть в следующие дидактические игры : «Спрячь мышку», «разноцветные дорожки», «Помоги куклам найти свои игрушки».  Наряду с дидактическими играми  в работе с детьми  по сенсорному воспитанию использую упражнения с дидактическими игрушками : матрешки, разнообразные вкладыши, мозаики, пирамидки и др. Игровое и обучающее начало в их особой конструкции : собирая красивую игрушку путем разнообразных действий  дети видят сами правильность ( получается игрушка ) или неправильность своих действий. Стремление получить желаемый результат заставляет снова и снова, искать необходимые детали, лучше их рассматривать, различать по  признакам. Эти упражнения, основаны на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек    ( собрать, вложить в отверстие  соответствующей формы, разложить ,составить целое из частей ),что позволяют совершенствовать сенсорный опыт детей, являются полезными для закрепления представлений об окружающем мире. Важность этих игр и упражнений еще и в том, что благодаря заложенному в них принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей , развивать умение играть вместе , не мешая друг другу.

Для развития сенсорных способностей большое значение имеет развивающая  предметно – пространственная  среда, созданная в группе. В нашей группе имеется уголок  сенсорного развития, где располагается дидактический стол с пособия для развития сенсорных способностей и мелкой моторики дошкольников. В своей работе с детьми я считаю главным : полное принятие ребенка таким, каков он есть, тесное сотрудничество с семьей, пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности малыша.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. В раннем возрасте  ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Ведь только тонко   чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по–настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а впоследствии и создать его самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по речевому развитию детей раннего возраста

В статье представлен практический материал по взаимодействию с родителями детей раннего возраста....

Мастер-класс "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм....

мастер-класс для родителей "Стимулирование речевой активности детей раннего возраста"

В конспекте предлагаются способы и приемы, направленные на стимулирование речевой активности детей раннего возраста....

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» Подготовила и провела: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна Цель: Познакомить р...

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста»

Материал будет полезен воспиталям групп раннего возраста....

Клуб: «Мама – целитель» Мастер-класс: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.  В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, &ldqu...

Мастер — класс для педагогов Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Цели: познакомить педагогов с развитием сенсорных способностей детей раннего возраста.Задачи:  обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов; развитие творческой ак...