Инклюзивное образование в ДОУ
статья на тему

Шибалина Ирина Анатольевна

В последнее время всё большую популярность приобретает термин инклюзивное образование. В Федеральном законе «об образовании в РФ» №273 говориться, что инклюзивное образование - это обеспечение равного  доступа к образованию для всех обучающихся, с особенными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

Отношение к инклюзивному образованию у всех разное.

Давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл иНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзия «за» и «против»

Инклюзия ( включение)- процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

В последнее время всё большую популярность приобретает термин инклюзивное образование. В Федеральном законе «об образовании в РФ» №273 говориться, что инклюзивное образование - это обеспечение равного  доступа к образованию для всех обучающихся, с особенными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

Отношение к инклюзивному образованию у всех разное.

Давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны.

Плюсы инклюзивного образования. «За»

  • Новый социальный подход к инвалидности.
  • Развиваются равные права и возможности вместо дискриминации
  • Формирование в сообществе навыков толерантности (Обычные дети получают возможность развить такие  человеческие качества, как эмпатия, терпение, милосердие)
  • Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования, раскрывая каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Для ребенка с ОВЗ

  • Личностное развитие, развитие навыков коммуникации и социализации.
  • Взаимодействие с широким кругом людей, в том числе с теми, у кого нет ограничений по состоянию здоровья, т.е. обычными людьми. (До появления инклюзивного образования возможность такого общения у людей с особыми потребностями практически отсутствовала. У большей части людей с различными отклонениями круг общения был ограничен близкими родственниками и другими посетителями центров реабилитации).
  • Возможность интеграции в обществе наравне с другими людьми. Люди с особыми потребностями также могут посещать культурные мероприятия, например выставки, музеи, представления в театре и многое другое.
  • Получение коррекционного, психологического, социального сопровождения в период обучения  и в дальнейшей жизни.

Таким образом, инклюзивное образование, в противовес обучению в специализированном учреждении эффективнее готовит ребёнка к будущей самостоятельной жизни в обществе. И от инклюзивного образования выигрывают все дети, не только дети с ОВЗ.

Тот факт, что инклюзивное образование необходимо внедрять в Российские образовательные учреждения не вызывает сомнения.

Тем не менее, нельзя внедрять инклюзию насильно - необходимо рассказать обществу о ней и попытаться побороть опасения и предубеждения. Инклюзия должна быть удобна и комфортна для всех участников образовательного процесса.

К большому сожалению, подавляющее большинство нашего общества пока не готово к появлению детей с ОВЗ в образовательных учреждениях. Они даже негативно относятся  к появлению таких детей.

  • Против родители здоровых детей. Консервативно настроенные родители здоровых детей часто выступают против того, чтобы вместе с их ребенком обучались дети с ОВЗ. У многих родителей возникает вопрос, как защитить обычных детей, которые вынуждены обучаться с детьми, имеющими отклонения в развитие. У окружающих людей не всегда получается победить в себе чувство брезгливости, граничащее с отвращением, при виде особенных детей. Они стремятся оградить  своего ребёнка, от  общения с такими детьми. У них возникает вопрос: почему обычные дети с ранних лет должны окунуться в эту, по сути, чужую беду. Получается что, заботясь о комфорте детей с отклонениями в развитие, государство и образовательные структуры, лишают этого комфорта обычных детей.
  • Против педагоги. Педагогам, чтобы  практиковать инклюзивное образование, необходимы дополнительные знания,  должна быть психологическая подготовка, нужно разрабатывать специальные адаптированные образовательные программы, тратить силы и время на работу с детьми  с ОВЗ,  к чему педагоги не всегда готовы. Педагоги, которые привыкли к традиционным методам обучения, не готовы менять свои принципы.
  • Дети с ОВЗ.  Не комфортно и самому ребенку, он понимает, что он не такой как все, и от этого он чувствует дискомфорт. При этом нормальные дети, не понимая жестокости, могут нанести непоправимый урон психике ребенка с ОВЗ.

 Безусловно, в инклюзии больше плюсов, чем минусов. Имеющиеся недостатки данной системы образования являются скорее временными проблемами, чем минусами.

Проблемы инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации?

Существует ряд проблем внедрения модели инклюзивного образования в ДОУ, среди которых.

Материально-техническое обеспечение

  • Инклюзивное образование не может быть эффективным без оснащения

образовательного учреждения соответствующей материально-технической

базой, в том числе специальным оборудованием под нужды детей с ОВЗ.

 (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования и т.д.).

  • Финансовый вопрос стоит чрезвычайно остро: большинство образовательных

учреждений не имеют средств, чтобы приобрести нужные материалы, как учебные, так и бытовые. На государственном уровне отсутствуют правовые и экономические нормы, которые необходимы для внедрения инклюзивного образования, или руководство не знают их.

Следующая проблема, которую мы выделили, это:

Кадровое обеспечение

  • Большинство педагогов недостаточно знают о проблемах инвалидности и не

готовы к включению  детей с ОВЗ в процесс обучения  и воспитания в ДОУ.

Отсутствие у воспитателей и педагогов психологической готовности, опыта и навыков работы с такими детьми.

  • Педагоги, которые привыкли к традиционным методам обучения, не готовы

менять свои принципы.

  • Отсутствие специальной подготовки педагогов ДОУ, незнание основ

коррекционной педагогики и специальной психологии.

  • Отсутствие у педагогов представлений об особенностях психофизического

развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

  • Инклюзивное образование не может быть эффективным без кадрового

обеспечения соответствующими специалистами.

  • Отсутствие в штатном расписании ОУ общего типа таких специалистов, как

сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги и медицинские работники.

Третья проблема-это

Методическое обеспечение

  • Учебные планы и содержание обучения в ДОУ не соответствуют особым

образовательным потребностям ребёнка с ОВЗ.

  • Необходимость индивидуальных планов для «включения» детей .
  • Отсутствие опыта работы в инклюзивном пространстве и в дошкольных

учреждениях дефицит узкопрофильной методической литературы, по этой проблеме.

Барьером для инклюзивного образования становятся  родители детей с ОВЗ и обычных детей.

Родители

  • Родители детей-инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование

и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержкой

  • Родители детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, часто не обладают

достаточным объемом информации.

  • Неготовность родителей здоровых детей к внедрению инклюзии в ДОУ.

Мы считаем, что данные проблемы являются временными, так как от инклюзивного образования выигрывают все дети, не только дети с ОВЗ.

Какими компетенциями должен обладать педагог, осуществляющий инклюзивное образование?

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов,  необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ОВЗ.

Какими же компетенциями должен обладать педагог инклюзивного образования?   Давайте разберемся.

Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования можно определить через 2 основных показателяпрофессиональную готовность и психологическую готовность

Профессиональная готовность включает в себя:

• информационную готовность;

• владение педагогическими технологиями;

• знание основ психологии и коррекционной педагоги

• знание индивидуальных особенностей детей с ОВЗ

      • готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;

• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.

Психологическая готовность – это, прежде всего:

• эмоциональное принятие детей

• готовность включать детей с  ОВЗ в деятельность и взаимодействие

• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью;

Проанализировав специальную литературу, мною, были выделены следующие  компетенции педагогов инклюзивных  учреждений.

Гностическая компетенция предполагает, что воспитатель знает:

  • нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику,
  • психологические теории развития детей,
  • основы общей педагогики,
  • основы специальной педагогики и психологии,
  • основы возрастной и педагогической психологии,
  • методики и технологии обучения и воспитания детей.

Деятельностная компетенция предполагает, что

  • воспитатель определяет особенности детей с ОВЗ и разрабатывает в составе психолого-медико-педагогического консилиума адаптированную образовательную программу;
  • определяет педагогические средства,  с помощью которых будут достигнуты цели и задачи (методы, приемы, технологии) 
  • определяет предметно-развивающую среду, на базе которой будет происходить решение образовательных задач
  • организует образовательную деятельность;
  • осуществляет анализ организованной им образовательной деятельности.

В рамках коммуникативной компетенции находятся

  • способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности (терпение, принятие, привыкание).
  • умение организовывать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых,
  • а также помочь детям в новой ситуации,
  • в разрешении конфликтов,
  • выстраивание партнерских отношений с родителями, чтобы обеспечить оптимальную поддержку

При этом педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать грамотные  решения. Быть деликатным и тактичным.

Таким образом, готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств.

Не каждый педагог, воспитатель, просто человек готов к работе с детьми ОВЗ. Но, не смотря на все условия и трудности, самое главное — заинтересованность педагога в работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание особенного ребёнка в дошкольном учреждении интересным и полезным для него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...