Инклюзивное образование в ДОУ
статья на тему
В последнее время всё большую популярность приобретает термин инклюзивное образование. В Федеральном законе «об образовании в РФ» №273 говориться, что инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, с особенными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.
Отношение к инклюзивному образованию у всех разное.
Давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
иНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзия «за» и «против»
Инклюзия ( включение)- процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.
В последнее время всё большую популярность приобретает термин инклюзивное образование. В Федеральном законе «об образовании в РФ» №273 говориться, что инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, с особенными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.
Отношение к инклюзивному образованию у всех разное.
Давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны.
Плюсы инклюзивного образования. «За»
- Новый социальный подход к инвалидности.
- Развиваются равные права и возможности вместо дискриминации
- Формирование в сообществе навыков толерантности (Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, милосердие)
- Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования, раскрывая каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Для ребенка с ОВЗ
- Личностное развитие, развитие навыков коммуникации и социализации.
- Взаимодействие с широким кругом людей, в том числе с теми, у кого нет ограничений по состоянию здоровья, т.е. обычными людьми. (До появления инклюзивного образования возможность такого общения у людей с особыми потребностями практически отсутствовала. У большей части людей с различными отклонениями круг общения был ограничен близкими родственниками и другими посетителями центров реабилитации).
- Возможность интеграции в обществе наравне с другими людьми. Люди с особыми потребностями также могут посещать культурные мероприятия, например выставки, музеи, представления в театре и многое другое.
- Получение коррекционного, психологического, социального сопровождения в период обучения и в дальнейшей жизни.
Таким образом, инклюзивное образование, в противовес обучению в специализированном учреждении эффективнее готовит ребёнка к будущей самостоятельной жизни в обществе. И от инклюзивного образования выигрывают все дети, не только дети с ОВЗ.
Тот факт, что инклюзивное образование необходимо внедрять в Российские образовательные учреждения не вызывает сомнения.
Тем не менее, нельзя внедрять инклюзию насильно - необходимо рассказать обществу о ней и попытаться побороть опасения и предубеждения. Инклюзия должна быть удобна и комфортна для всех участников образовательного процесса.
К большому сожалению, подавляющее большинство нашего общества пока не готово к появлению детей с ОВЗ в образовательных учреждениях. Они даже негативно относятся к появлению таких детей.
- Против родители здоровых детей. Консервативно настроенные родители здоровых детей часто выступают против того, чтобы вместе с их ребенком обучались дети с ОВЗ. У многих родителей возникает вопрос, как защитить обычных детей, которые вынуждены обучаться с детьми, имеющими отклонения в развитие. У окружающих людей не всегда получается победить в себе чувство брезгливости, граничащее с отвращением, при виде особенных детей. Они стремятся оградить своего ребёнка, от общения с такими детьми. У них возникает вопрос: почему обычные дети с ранних лет должны окунуться в эту, по сути, чужую беду. Получается что, заботясь о комфорте детей с отклонениями в развитие, государство и образовательные структуры, лишают этого комфорта обычных детей.
- Против педагоги. Педагогам, чтобы практиковать инклюзивное образование, необходимы дополнительные знания, должна быть психологическая подготовка, нужно разрабатывать специальные адаптированные образовательные программы, тратить силы и время на работу с детьми с ОВЗ, к чему педагоги не всегда готовы. Педагоги, которые привыкли к традиционным методам обучения, не готовы менять свои принципы.
- Дети с ОВЗ. Не комфортно и самому ребенку, он понимает, что он не такой как все, и от этого он чувствует дискомфорт. При этом нормальные дети, не понимая жестокости, могут нанести непоправимый урон психике ребенка с ОВЗ.
Безусловно, в инклюзии больше плюсов, чем минусов. Имеющиеся недостатки данной системы образования являются скорее временными проблемами, чем минусами.
Проблемы инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации?
Существует ряд проблем внедрения модели инклюзивного образования в ДОУ, среди которых.
Материально-техническое обеспечение
- Инклюзивное образование не может быть эффективным без оснащения
образовательного учреждения соответствующей материально-технической
базой, в том числе специальным оборудованием под нужды детей с ОВЗ.
(отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования и т.д.).
- Финансовый вопрос стоит чрезвычайно остро: большинство образовательных
учреждений не имеют средств, чтобы приобрести нужные материалы, как учебные, так и бытовые. На государственном уровне отсутствуют правовые и экономические нормы, которые необходимы для внедрения инклюзивного образования, или руководство не знают их.
Следующая проблема, которую мы выделили, это:
Кадровое обеспечение
- Большинство педагогов недостаточно знают о проблемах инвалидности и не
готовы к включению детей с ОВЗ в процесс обучения и воспитания в ДОУ.
Отсутствие у воспитателей и педагогов психологической готовности, опыта и навыков работы с такими детьми.
- Педагоги, которые привыкли к традиционным методам обучения, не готовы
менять свои принципы.
- Отсутствие специальной подготовки педагогов ДОУ, незнание основ
коррекционной педагогики и специальной психологии.
- Отсутствие у педагогов представлений об особенностях психофизического
развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
- Инклюзивное образование не может быть эффективным без кадрового
обеспечения соответствующими специалистами.
- Отсутствие в штатном расписании ОУ общего типа таких специалистов, как
сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги и медицинские работники.
Третья проблема-это
Методическое обеспечение
- Учебные планы и содержание обучения в ДОУ не соответствуют особым
образовательным потребностям ребёнка с ОВЗ.
- Необходимость индивидуальных планов для «включения» детей .
- Отсутствие опыта работы в инклюзивном пространстве и в дошкольных
учреждениях дефицит узкопрофильной методической литературы, по этой проблеме.
Барьером для инклюзивного образования становятся родители детей с ОВЗ и обычных детей.
Родители
- Родители детей-инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование
и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержкой
- Родители детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, часто не обладают
достаточным объемом информации.
- Неготовность родителей здоровых детей к внедрению инклюзии в ДОУ.
Мы считаем, что данные проблемы являются временными, так как от инклюзивного образования выигрывают все дети, не только дети с ОВЗ.
Какими компетенциями должен обладать педагог, осуществляющий инклюзивное образование?
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ОВЗ.
Какими же компетенциями должен обладать педагог инклюзивного образования? Давайте разберемся.
Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования можно определить через 2 основных показателя: профессиональную готовность и психологическую готовность
Профессиональная готовность включает в себя:
• информационную готовность;
• владение педагогическими технологиями;
• знание основ психологии и коррекционной педагоги
• знание индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
• готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;
• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.
Психологическая готовность – это, прежде всего:
• эмоциональное принятие детей
• готовность включать детей с ОВЗ в деятельность и взаимодействие
• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью;
Проанализировав специальную литературу, мною, были выделены следующие компетенции педагогов инклюзивных учреждений.
Гностическая компетенция предполагает, что воспитатель знает:
- нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику,
- психологические теории развития детей,
- основы общей педагогики,
- основы специальной педагогики и психологии,
- основы возрастной и педагогической психологии,
- методики и технологии обучения и воспитания детей.
Деятельностная компетенция предполагает, что
- воспитатель определяет особенности детей с ОВЗ и разрабатывает в составе психолого-медико-педагогического консилиума адаптированную образовательную программу;
- определяет педагогические средства, с помощью которых будут достигнуты цели и задачи (методы, приемы, технологии)
- определяет предметно-развивающую среду, на базе которой будет происходить решение образовательных задач
- организует образовательную деятельность;
- осуществляет анализ организованной им образовательной деятельности.
В рамках коммуникативной компетенции находятся
- способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности (терпение, принятие, привыкание).
- умение организовывать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых,
- а также помочь детям в новой ситуации,
- в разрешении конфликтов,
- выстраивание партнерских отношений с родителями, чтобы обеспечить оптимальную поддержку
При этом педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать грамотные решения. Быть деликатным и тактичным.
Таким образом, готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств.
Не каждый педагог, воспитатель, просто человек готов к работе с детьми ОВЗ. Но, не смотря на все условия и трудности, самое главное — заинтересованность педагога в работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание особенного ребёнка в дошкольном учреждении интересным и полезным для него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
В статье рассматривается понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564431","...
Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск
Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...
Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...