"Использование ИКТ в работе педагога ДОУ"
статья на тему

Леонова Елена Викторовна

Доклад на семинар "Использование ИКТ в работе педагога ДОУ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar_ispolzovanie_ikt_v_rabote_pedagoga_dou.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

               Использование ИКТ в работе педагога ДОУ

Леонова Елена Викторовна, воспитатель дошкольного учреждения, МДОУ д/с компенсирующего вида №26 «Солнышко», г. Серпухов

      В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю,  но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

      Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

    В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

   Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

     Каковы же основные направления развития ИКТ?

• Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

• ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

• ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.

     Я представляю основные формы использования ИКТ в своей работе:

• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);

• Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям.

• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

• Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker). Особенно нравится это направление работы родителям.

• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет

• Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;

• Создание электронной почты. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности;

• Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах.

    Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

  • ИКТ дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
  • Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.
  • Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).
  • Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  • ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

         Использование ИКТ на различных занятиях позволяет: развивать умение детей дошкольного возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать их познавательную деятельность. Благодаря использованию ИКТ воспитатель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом образовательной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний детьми. ИКТ вызывает у дошкольника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка.

На занятиях в ДОУ использование ИКТ позволяет поднять процесс обучения и воспитания на качественно новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебно-воспитательного материала.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний; продвигает ребенка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребенка; позволяет вести обучение и воспитание в зоне ближайшего развития; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

     Бесспорно,  в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

     Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в  ДОУ и повысить его эффективность.

                                                    Список литературы        

1. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М., Сфера, 2008г.

2. Комарова Т. С., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Мозаика Синтез, 2011г.

3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: «Детство-Пресс», 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

21 марта 2012 года проходил  конкурс  среди дошкольных образовательных учреждений  нашего города Котельнича "Мои инновации в образовании". На конкурсе я представила свой опыт работы по ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса"

Презентация опыта работы "Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса", представленного на городском конкурсе "Мои инновации" 21 марта 2012 г...

Конспекты непосредственной коррекционно-образовательной деятельности с использованием мультфильмов в работе педагога-психолога «Страна Дружбы и Понимания».

Разработчик: Педагог-психолог НДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД» А.С. КирячёкВ пособии представлены разработки занятий с использованием мультфильмов разных народов мира по формированию у детей эмпатии и ...

Консультация для педагогов "Использование ИКТ в работе педагога". 2020 -2021 учебный год

Использование ИК- технологий в работе педагога  с детьми и родителями...

Консультация для педагогов "Использование ИКТ в работе педагога"

Консультация для педагогов "Использование ИКТ в работе педагога"...

Консультация-практикум для педагогов «Использование мнемотехники в работе педагога»

Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления   дошкольников, обеспечивающего эфф...