Проект "Потешки - наши помощники"
проект (младшая группа) по теме

Михайленко Екатерина Валерьевна

Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Важную роль фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poteshki_nashi_pomoshchniki.doc660.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта:

Тип проекта: познавательно - игровой

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: 

дети   младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель , психолог, инструктор по физкультуре.

Актуальность темы:

Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения

позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Проблема: Как правильно использовать фольклор для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Развивать у детей интерес к народному фольклору, и желание его разучивать.

Задачи:

Образовательные:  Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора. Помочь детям понять содержание потешек, загадок, колыбельных песен, считалок, поддержать желание повторять и использовать их самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей за счет слов и выражений из произведений народного фольклора.

Развивающие: Развивать воображение детей, фантазию через чтение и обыгрывание произведений.

Воспитательные: Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.

Предполагаемый результат:

Для детей

  • Положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладевать родным языком, развивать память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать.
  • Самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
  • Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
  • Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  • Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
  • Научиться узнавать и рассказывать потешки.

Для родителей

  •  У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
  • Сформируется понимание  и желание изучить роль фольклора в развитии детей.

Для воспитателей

  • обогащение и расширение знаний о русском народном творчестве

Риски:

  • Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления:

  • Преподносить фольклорный материал  на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей,
  • Педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта.
  • Создать папку для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»
  •  Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.

Пути преодоления:

Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Механизм реализации:

Для достижения поставленной цели мы  планируем на подготовительном этапе:

  • подобрать фольклорный материал с учетом возраста детей;
  • подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями;
  • разработать конспекты занятий;
  • составить картотеку потешек для всех режимных моментов;
  • ознакомить родителей с целями и задачами проекта;
  • подобрать консультации для родителей.

На основном этапе в группе организовать работу, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты. Далее в течение года использовать потешки не только в режимных моментах, но и в организованно образовательной и совместно-партнерской деятельности

Методы и приёмы, используемые для реализации проекта:

  • Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.
  • Беседы по содержанию потешек.
  • Обыгрывание сюжета потешки.
  • Наглядные средства (инсценирование произведения)
  • Словесные игры.
  • Подвижные и хороводные игры
  •  Пальчиковая гимнастика.

Работа с родителями:

  • Анкетирование родителей
  • Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»);
  • Познавательная (беседы о значимости потешек в развитии ребенка).            

      

Итог проекта:

  • Составление книги «Потешки – помощники».
  • Картотеку потешек для проведения режимных моментов
  • Конспекты НОД
  • Консультации и наглядная информацию для родителей.

План реализации проекта

Образовательные области

Виды деятельности

Работа с детьми

Работа с родителями

Коммуникация

1. Анкета для родителей «Место фольклора в жизни ребенка»
2.
Консультация для родителей «Что такое потешки»

3.Стендовая информация «Роль потешки в развитии речи детей»,

Художественное творчество

1.Подборка потешек для проведения режимных моментов

Итог

Презентация самодельной книги «Потешки наши друзья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание»)   Тема: «Наши помощники - органы чувств»...