Статья "Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ воспитателями логопедической группы"
статья

Мальцева Ольга Николаевна

Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ воспитателями логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_publikatsiya.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ воспитателями логопедической группы

Павлович О.Н., учитель - логопед

МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА», Клин  

 В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью.

Наше МДОУ посещают дети с различными психологическими особенностями. Начиная работу с детьми с ОВЗ, перед мной встала проблема организации для них учебного процесса по ФЭМП, так как усвоение математических представлений способствует развитию у детей дошкольного возраста внимания, памяти, речи, воображения; развитию эмоций, предпосылок логического мышления, поэтому важно строить образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений, используя разнообразные технологии, методы для того, чтобы каждому ребенку обеспечить усвоение максимально доступный ему объём знаний и простимулировать не только его интеллектуальное развитие, но и развитие общее.

На сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно – ориентировочное образование, то мы в работе с дошкольниками должны опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое.

Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности обучении, в формировании познавательных способностей, общении, поведении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности в адекватном восприятии мира.

Основная задача коррекционной работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

В дошкольных организациях идет планомерная систематическая работа по формированию у детей познавательных интересов и потребностей. Наиболее результативно этот процесс происходит на занятиях математического цикла.

В процессе работы и анализа своей деятельности я выбрала для себя основные методы, коррекционного воздействия, на мой взгляд наиболее результативные - игротерапия, сказкотерапия.

Игротерапия. Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. С её помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия, речь.

Для обогащения развивающей среды и обеспечения эффективности проведения образовательной и совместной деятельности по мною были разработаны и изготовлены своими руками дидактические игры, а впоследствии создано пособие «Игралочка – обучалочка», которое представляет собой накопитель в виде куба, каждая грань которого несет в себе определенную функцию: фланелеграф, наборное полотно, полотно для формирования временных представлений и сенсорных эталонов, последовательностей. В накопитель входят не только наборы дидактических игр, но и 6 граней для того, чтобы собрать куб меньшего размера, которые также имеют обучающую составляющую.

Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха.

Сказкотерапия. Это ещё один из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. «Сказка – для личностного развития» - это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер методом работы со сказкой. Сказкотерапия способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение, а также для того, чтобы разнообразить проведение образовательной деятельности. В занятия по включаю элементы сочинительства: подбираю и сочиняю сама сказки, также и с детьми сочиняем истории, рассказы, что способствует развитию связной речи дошкольников, процессу социализации и индивидуального роста. 

По результатам проводимой работы я убедилась, что эффективность и полезность занятий с детьми с ОВЗ зависит от выбранных форм и методик работы, проводимая коррекционная работа приводит к психологической и социальной реабилитации, способствует повышению самооценки детей, у детей развиваются интегративные качества: соответствие нормам физического развития, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, владение средствами общения со сверстниками и взрослыми, способность управлять своим поведением, владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности. И главное, система способствует полноценному развитию детей, их социализации в обществе и подготовке к дальнейшему обучению в школе.

Список литературы

  1. Горбачева Г. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогогической коррекции у дошкольников с проблемами развития// Дошкольная педагогика.   № 5. 2008
  2. Докутович В.В. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения – М.: Учитель, 2013
  3. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. / Сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский, -- М., Владимир; Транзит – ИКС, 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп "Освоение педагогами игровых технологий" (I подготовительный период работы с детьми с ТНР в старшей логопедической группе)

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп:«Играя – развиваем речь».Освоение педагогами игровых технологий в работе с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. Представлены логопедические иг...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИАутизм – это ряд разных по тяжести неврологических, наследственных психических заболеваний.Особе...

Консультация для воспитателей логопедических групп "Психологическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи"

В консультации представлены рекомендации педагога-психолога для работы с детьми, имеющими нарушения речи....

Логопедическое сопровождение детей с аутизмом в условиях группы коррекционной направленности.

В статье раскрываются следующие вопросы: что такое аутизм,характеристика детей с аутизмом, основные задачи и направления в коррекционной работе с такими детьми....

Мастер- класс «Автоматизация звуков речи у детей воспитателями логопедической группы во время логопедического часа»

Мастер- класс «Автоматизация звуков речи у детей воспитателями логопедической  группыво время логопедического часа» Цель мастер-класса: научить воспитателей логопедической группы...

Консультация для воспитателей логопедических групп: " Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.

Консультация для педагогов :"Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы."...