Мастер- класс «Автоматизация звуков речи у детей воспитателями логопедической группы во время логопедического часа»
учебно-методический материал по логопедии

Лычагина Валентина Эрбертовна

Мастер- класс

«Автоматизация звуков речи у детей воспитателями логопедической  группы

во время логопедического часа»

 

Цель мастер-класса: научить воспитателей логопедической группы добиваться правильного произношения звука у детей в слогах, словах, в словочетаниях, во фразовой речи, то есть в свободной, обычной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_avtomatizatsiya_zvukov_na_logochase.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1города Кропоткин

 Муниципального образования Кавказский район

Мастер- класс

«Автоматизация звуков речи у детей воспитателями логопедической группы

во время логопедического часа»

                                                         Подготовила и провела:

                Учитель-логопед

                                                                                                   Лычагина В.Э

2019г

Мастер- класс

«Автоматизация звуков речи у детей воспитателями логопедической  группы

во время логопедического часа»

Цель мастер-класса: научить воспитателей логопедической группы добиваться правильного произношения звука у детей в слогах, словах, в словочетаниях, во фразовой речи, то есть в свободной, обычной речи.

             Уважаемые колеги! Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Начну своё выступление со слов заслуженного учителя, отличника народного просвещения, логопеда высшей квалификации Т.А. Ткаченко :Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай - и ты научишься !

      Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой).     Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При автоматизации звука в речи - закрепляется новый правильный звук.

С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления условно-рефлекторных рече-двигательных связей на разнообразном речевом материале. Автоматизация звука включает в себя ввод звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Это позволяет решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстройствами, так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала.

Содержание работы на этом этапе:

Постепенное, последовательное введение поставленного изолированно звука в:

  • Слоги
  • Слова
  • Словосочетания
  • Предложения
  • Скороговорки
  • Стихотворения
  • Рассказы
  • Самостоятельную речь

Для того, чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков.

«Лесенка» Игрушка поднимается по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук.

«Звуковые дорожки» Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.

«Бусы» нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.

«Пирамидка» нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог.

«Звенящие баночки»Каждый слог обозначается своим цветом. Ребёнок берёт кружочек и называет слог соответствующий его цвету, после этого опускает в баночку. Когда все слоги будут названы, баночки превращаются в "звенящие".

Использование звукоподражаний.

Спеть «песенку водички» с-с-с. «Накачать насос» с-с-с.

Позвенеть, как «комар» з-з-з. комарик зь-зь-зь.

Пошипеть, как змея ш-ш-ш.

Пожужжать, как жук ж-ж-ж.

Порычать, как тигр р-р-р. Тигрёнок рь-рь-рь.

Погудеть, как самолёт л-л-л.

    Вот небольшой пример по автоматизации звука «Л» Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин):

1. «Запомни, повтори» Автоматизация звука [л] в прямых слогах (прикусывать кончик языка)

      ЛА – ЛА – ЛА

     ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ

     ЛО – ЛО – ЛО

     ЛУ – ЛУ – ЛУ

2. Автоматизация звука [л] в обратных слогах

(прикусывать кончик языка)

     АЛ – АЛ – АЛ

     ОЛ – ОЛ – ОЛ

     ИЛ – ИЛ – ИЛ

     ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ

     УЛ – УЛ – УЛ

3. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах

 (прикусывать кончик языка)

АЛА – АЛО             УЛА – УЛО            ОЛА – ОЛО          ЫЛА – ЫЛО

АЛО – АЛУ            УЛО – УЛЫ           ОЛО – ОЛЫ         ЫЛО- ЫЛУ      

АЛУ – АЛЫ             УЛЫ – УЛУ           ОЛЫ – ОЛУ          ЫЛУ – ЫЛЫ

АЛЫ – АЛА             УЛУ – УЛА            ОЛУ – ОЛА          ЫЛЫ – ЫЛА

4. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах

 (прикусывать кончик языка)

СЛА – СЛО – СЛЫ  – СЛУ

КЛА – КЛО – КЛЫ – КЛУ                                                          

БЛА – БЛО – БЛЫ – БЛУ

ГЛА – ГЛО – ГЛЫ – ГЛУ    

5. Автоматизация звука [л] в словах, звук в начале слова

ЛА: лак, Ла-да, ла-па, ло-то, ло-пух, ла-донь, лам-па, лав-ка,  лан-дыщ;

 ЛО: лоб, ло-коть, ло-шадь,  лод-ка, лож-ка;

ЛЫ: лы-жи, лыж-ня, лыж-ник;

6. Автоматизация звука [л] в словах, звук в середине слова

ЛА: ю-ла, пи-ла, ку-лак, ха-лат, Ми-ла, а-ку-ла, са-латпа-лат-ка, об-ла-ко;

АЛ: ал-маз, ал-фа-вит, фи-ал-ка, мо-чал-ка, гал-ка, пал-ка, бал-кон, хал-ва, галс-тук.

7.Автоматизация звука [л] в словах с двумя этими звуками

Ло-ла, ло-мал, дол-бил, гла-дил, пла-вал, мол-чал, де-лал, по-лол, ко-лол, ко-ло-ко-ла, гла-ди-о-лус, у-лыб-нул-ся, Вла-дис-лав.

8.«Назови ласково»

Лодка – лодочка, корабль – кораблик, самолет – самолетик, вертолет – вертолетик, велосипед – велосипедик.

9.«Сосчитай до 5 -и»

Одна белая машина, две белые машины, …

Один красный автобус, …

Одно резиновое колесо, …

Один большой корабль, …

Одна трамвайная остановка, …

Один новый трамвай, …

10.Автоматизация звука [л] в предложениях из 5 слов

      Мила поставила лампу на стол.  Мила покупала молоко и свёклу. Лола поливала флоксы на клумбе. Слава плавал на плоту по Волге. У Володи – иволга из пластилина. Мила мыла пол в классе. Михаил сделал больному Павлу укол. Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки – цветы. На полу Мила нашла булавку.

      Поправлять спешно, мимоходом,  в разгар игры или работы, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем  случае нельзя. В лучшем случае, оно пройдет не замеченным, в худшем – вызовет раздражение детей. Из сказанного логично вытекает мысль о том, что вести работу по искоренению ошибок лучше всего в игре.

      Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении  нужных звуков. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр,  построенных на словах и действиях играющих.

         Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение,  развивается связная речь и умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий. Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию – задача многих словесных игр.

    1. Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки и реальные предметы. (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

    2. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания и закреплению правильного звукопроизношения.

На этом я хочу завершить мой мастер-класс.

Спасибо за внимание!

Использованная литература:

1. Жихарева-Норкина Ю.Б.Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов, педагогов и родителей : Звуки Ш—Ж М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.

2.Смирнова Л.Н. – Логопедия. Играем со звуками.М. – Мозаика – синтез,»2004, составитель Бахарева И.Н.

3.ТкаченкоТ.А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки С,З,Ц,Ш, Ж,Ч, Щ, Л,Р —М.: АРКТИ, 2004. (Библиотекака практикующего логопеда: Учим произносить правильно)

4.Интернет - ресурсы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...