Консультация для педагогов ДОО "Цветные числа Кюизенера».
консультация по теме

Яшина Наталья Вячеславовна

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Рябинка» г.Саров Нижегородской области

Речь к презентации

консультации для педагогов

«Цветные числа Кюизенера»

Подготовила: воспитатель

Яшина Н.В.

1 слайд

Титульник

2 слайд

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы.

3 слайд

Палочки Кюизенера – это счётные палочки, которые ещё называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определённое число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью» (числа кратные 2); 3,6,9 – «синюю семью» (числа, кратные 3); «семейство желтых» составляют 5 и 10 (числа, кратные 5). Кубик белого цвета («семейство белых») – целое число раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено чёрным цветом, образуя отдельное «семейство» (простое число).

4 слайд

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием. С их помощью детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», научить делить целое на части, определять состав числа и измерять объекты. Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления. Организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования и восприятия, комбинаторных и конструктивных способностей.

Использование игр на основе палочек Кюизенера разнообразит процесс формирования элементарных математических представлений и повысит интерес детей к образовательной деятельности. Таким образом, эти игры целесообразно использовать для лучшего усвоения навыков по формированию элементарных математических представлений.

5 слайд

Процесс использования палочек Кюизенера можно разделить на два этапа. На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации, знакомясь с размером, цветом и формой. На данном этапе возможно использование альбомов для организации игр с цветными палочками.

6 слайд

Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть, из чего он состоит. Можно предложить детям постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры внимание ребёнка надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в коробку в определённой последовательности как указано на коробке, начиная с белых (с меньших). Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребёнка: развивают мелкую моторику рук, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.

На первом этапе детям можно предложить следующие упражнения:

  • Перечисли цвета всех палочек на столе.
  • Покажи не красную палочку, не желтую и т. д.
  • Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.
  • Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, желтой и синей; синей, оранжевой и фиолетовой; черной, голубой, белой и желтой палочек.
  • Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом.
  • Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной длины. Какого они цвета?
  • Возьми красную и желтую палочки (или любые две другие палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы внизу оказалась длинная, а вверху — короткая палочка.
  • Какая из палочек длиннее (короче): красная или голубая, оранжевая или синяя, желтая или фиолетовая? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) и, подровняв концы с одной стороны, проверь свой ответ.  
  • Покажи какую-нибудь палочку, которая короче синей, длиннее черной, короче желтой и т. д.
  • Назови и покажи все палочки длиннее (короче) ... (называется цвет любой палочки).
  • Сделай лестницу из красной, розовой и вишневой палочек. Поднимись по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустись по ступенькам.
  • Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
  • Составь одну палочку из желтой и голубой так, чтобы желтая была справа (из оранжевой и синей так, чтобы оранжевая была левее синей; из белой, красной и желтой так, чтобы белая была посередине.

7 слайд

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту.

  • Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число "один".
  • Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две палочки, сложенные вместе. Розовая палочка — это число "два", потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
  • Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны голубой. Голубая палочка — это число "три" (по аналогии вводятся все остальные числа до 10).
  • Упражнение в игровой форме "Назови число — найди палочку". Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например, белая — один, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
  • Упражнение в игровой форме "Найди пару". Варианты:
  1. К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображено на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, различных многоугольников).
  2. К цветной палочке подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
  3. К цветной палочке подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
  • Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые, будучи составленными вместе, по длине окажутся равными первой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами (или числовыми фигурами) и знаками (+, =).
  • Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). "Запиши" это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =). (Все последующие упражнения, когда это возможно, могут включать "запись" действий с помощью карточек с цифрами и знаками, но могут выполняться и без этого. Где и когда лучше использовать цифры и знаки, решает педагог с учетом индивидуальных особенностей ребенка и уровня его развития).
  • Я возьму длинную палочку, а ты найди две другие, покороче, чтобы, составленные вместе, они были равны по длине моей палочке. Продолжай составлять ковер из нескольких палочек. Варианты разной сложности:
  1. Ковер делается из любых палочек без всяких условий.
  2. Ковер делается из как можно большего числа полос.
  3. Ковер делается из полос разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности).
  4. Ковер составляется из палочек определенного цвета (например, надо взять только красную, зеленую и желтую) или только из определенного их количества (только две, три и так далее).
  5. К ковру надо сделать бахрому из белых палочек.
  • То, что выложено из палочек, "записывается" с помощью карточек с цифрами и знаками.
  • Составь поезд из черного и оранжевого вагонов. Замени оранжевый вагон желтым так, чтобы длина поезда не изменилась.
  • Поезд состоит из синего и красного вагонов. Замени синий вагон голубым, а вишневый — красным вагонами. Длина поезда должна сохраниться.
  • Сколько красных палочек в  вишневой?
  • Сколько белых палочек содержится в каждой палочке из набора?
  • Составь оранжевую палочку из одинаковых палочек разными способами.
  • Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие знаешь. Как можно с помощью палочек узнать, какая фигура занимает больше места? Узнай с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата? А у прямоугольника?
  • Составь из цветных палочек каждое из чисел от 11 до 19.
  1. слайд

Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.

Эффективное использование палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование Палочек Кюизенера в разных видах деятельности".

Палочки Кюизенра- автодидактический материал, который важно использовать в работе с детьми не только в непосредственной образовательной деятельности, но в самостоятельной и в совместной деятельности д...

Папка-передвижка "Цветные числа" Кюизенера в детском саду"

Материал папки-передвижки "Цветные числа" Кюизенера в детском саду" предназначен для ознакомления родителей с данным дидактическим пособием, особенностями его использования детьми дошкольного возраста...

Мастер - класс для воспитателей «Цветные числа» Кюизенера в детском саду

Знакомстов педагогов с приемами работы с дидактическим материалом - счетные палочки Кюизенера....

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

Памятка для педагогов "Цветные числа Кюизенера в детском саду"

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, математическими понятиями в доступ...

Консультация для воспитателей " «Цветные числа» Кюизенера в детском саду"

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Одним из эффективных ср...

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....