Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
методическая разработка

Воронкова Инна Владимировна

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_prezentatsiya_2015.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

« Цветные числа» Кюизенера

в детском саду

Цель:

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей.

Ход мероприятия:

Прошу вас выбрать палочку любого цвета (педагоги выбирают)

3 Слайд: что я ожидаю от данного мастер- класса?

  • « красная семья»- 2,4,8,- кратная двум и « белая семья»-1-целое число:

Мне это необходимо, я узнаю что-то новое.

  • « жёлтая семья»-5,10- кратная 5:

Посмотрим, что из этого выйдет.

  • « синяя семья»-3,6,9- кратная 3:

Не очень- то и хотелось, но надо.

  • « чёрная палочка»-7- отдельная семья:

Зря пришла! Неужели больше заняться нечем!

А моя цель:

4 Слайд:

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей.

                                 1.Теоретическая часть.
5 Слайд:
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту.

Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

6 Слайд:  

   Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

7  Слайд:

    Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Далее показываю палочки, сопровождая текстом:

Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разного цвета. Наименьшая палочка в наборе является кубиком  белого цвета – это единица. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик - число два. Голубой палочке, т.е. числе три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. Д. по всем цветам. Набором палочек обеспечивается  каждый ребёнок. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми.

8 Слайд:

Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

9 Слайд:

Система занятий методы и приёмы:

  • Занимательные встречи.
  • Комбинированные занятия.
  • Интегрированные занятия (математика, развитие речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование.)

Методы:

  • Игровой
  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

10 Слайд:

         Этапы работы с палочками

1 этап

Палочки используют как игровой  материал. Дети  играют с ними,                       как с обычными кубиками,  палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

2 этап   

Палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

11 Слайд:

Знакомить детей с палочками можно уже с 1.5-2 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики и т.д.

 Воспитатель должен уловить момент, когда дети наиграются и можно будет обратить внимание  детей на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, жёлтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы ( они должны быть одинаковой длины и цвета), высокие домики низкие.

Разнообразить игры маленьких детей с цветными палочками можно хорошо известным нам приёмом: для матрёшки в красном сарафане –жёлтую.  Для большого медведя строим большую бардовую дорожку, а для маленького -узкую голубую. Таким образом, воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, что важно на первых порах обучения.

12 Слайд:

При использовании цветных чисел, реализуется ещё один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимыми для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных , воспитательных, развивающих задач.

13 Слайд:

Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи: 
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

14 Слайд:

  • познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по этим параметрам) 
    - познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда. 

15 Слайд:

-  осваивать прямой и обратный счет. 
- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел). 
- усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на...), пользоваться знаками сравнения . 
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления. 
- научить делить целое на части и измерять объекты
.( 16, 17 слайды)

18 Слайд:

развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. 
- познакомить со свойствами геометрических фигур. 
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.) 
- развивать логическое мышление, внимание, память. 
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
 ( 19 слайд)

  Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста.

 Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают на схему, а потом со временем, учатся выкладывать на столе, на коврике. затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу,т.е. создать схему. моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия.

Показываю папки

20 Слайд:

Использование в работе «Палочек Кюизенера» позволяет воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению к ребенку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно-ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

21 Слайд:

А теперь поиграем.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Предлагаю на практике опробовать несколько вариантов игр с палочками Кюизенера.

                             Игры и занятия с детьми 2-3 лет

Программа по развитию математических представлений

  • Понятия: один - много
  • Цвет
  • конструирование моделей на образце

 Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы

Раскладываем палочки по цвету, длине.

"Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

 "Положи столько же палочек, сколько и у меня".

 "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

Игры и занятия с детьми 3–5 лет

Программа по развитию математических представлений

• Закрепление представлений о величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький).

•Развитие способности группировать предметы по цвету и величине.

• Освоение способов измерения с помощью условной мерки.

• Развитие количественных представлений (образование чисел в пределах 5 на основе измерения и цвета); способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.

• Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

• Знакомство с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку).

Змейка

Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.

Описание

Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые.

Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).

Сушим полотенца

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).

Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).

Описание

На подносе лежат палочки двух цветов.

Задания

– Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?

– Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.)

– Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколь ко – столько, поровну.)

– Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…

Вопросы

– Сколько желтых «полотенец»? (Много.)

– Сколько красных «полотенец»? (Много.)

– Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу» красного цвета.)

– Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько желтых – столько красных.)

Игра «Назови число- найди палочку»

Ведущий называет число, играющие находят палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает

( например: белая- один, розовая- -два и т.д.)

Числа 1 и 2

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.

Материал. Для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.

Описание

Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»

Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом.

Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик – цифра один!»

Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.)Какое число она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.)

Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске.

«Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду.(Один, два, всего два кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой? (Потому что в ней две белые палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика».

Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске.

«Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».

Игры и занятия с детьми 5-6 лет

Программа по развитию математических представлений

  Упражнять детей в закреплении состава числа 9 на основе измерения и цвета, упражнять в уменьшении и увеличении чисел в пределах 10 на единицу; учить детей отбирать палочки нужного цвета и цифрового значения, соответствующие размеру картины, распределять их в пространстве с целью получения нужного образа; закреплять пространственные представления, умение обозначать словами «между», «справа», «слева», «над», «под» месторасположение предметов на листе бумаги; закреплять временные представления;  закреплять порядковый счет в пределах 20; развивать  мыслительные операции, умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Предоставляю видео занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»         ...

Выступление на районном методическом объединении "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия....

Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста". Совместная работа наставника Сухаревой Анны Сергеевны и насталяемого Татарян Светланы Рокосовны

Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюи...

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»...