Технологическая карта игровой развивающей ситуации по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы «Путешествие по загадочным островам»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Шинкарь Людмила Григорьевна

Тема: «Путешествие по загадочным островам»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Физическое развитие». «Художественно - эстетическое развитие»

Вид занятия:  путешествие.

Форма образовательной деятельности: образовательная деятельность.

Цель:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению  через экспериментирование.

Задачи :

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать , делать выводы, развивать логическое мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (распускаются цветы в воде).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, магнита.

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Используемые образовательные технологии:

Технологии исследовательской деятельности: наблюдение, экспериментирование.

Здоровье-сберегающая  технология:  физминутка  (танец  с движением под музыку),  использование работоспособности детей  в разной пространственной среде (на ковре, за столом).

Игровая технология: игровой сюжет

Инновационные технологии: индивидуальные карты фиксации результатов опытов.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта игровой развивающей ситуации по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы «Путешествие по  загадочным островам»

   Автор: Шинкарь Людмила Григорьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Мальвина»

Тема: «Путешествие по загадочным островам»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Физическое развитие». «Художественно - эстетическое развитие»

Вид занятия:  путешествие.

Форма образовательной деятельности: образовательная деятельность.

Цель:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению  через экспериментирование.

Задачи :

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать , делать выводы, развивать логическое мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (распускаются цветы в воде).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, магнита.

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Используемые образовательные технологии:

Технологии исследовательской деятельности: наблюдение, экспериментирование.

Здоровье-сберегающая  технология:  физминутка  (танец  с движением под музыку),  использование работоспособности детей  в разной пространственной среде (на ковре, за столом).

Игровая технология: игровой сюжет

Инновационные технологии: индивидуальные карты фиксации результатов опытов.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Оборудование: бутылка с картой, с запиской, атрибуты для с.р игры «Пароход» -косынки, руль., грязная вода в бутылке, пустая емкость для воды – 8 шт., воронки – 8 шт., вата,  ложечки для размешивания воды – 8 шт., фартуки 8 шт.,  шапочки – 9 шт., мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, столы и стулья, магниты,железные предметы (гаечки, болтики), пластмасовые, бумажные, деревянные предметы, кусочки ткани., сундук., индивидуальные карты фиксации результатов опытов.

                   Технологическая карта игровой ситуации в старше группе «Путешествие по загадочным островам»

Этапы занятия

                                                                Ход ОД

     Деятельность педагога

  Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент.

Здоровается с детьми, говорит о том, что у нас сегодня гости.
Предлагает поздороваться с гостями.

-Поздороваемся глазками.

-Поздороваемся ручками.

-Поздороваемся ртом, станет веселей кругом!

Предлагает поднять друг другу настроение. А сделать это следующим образом: настроится на работу, и сделать зарядку, слушаем стихотворение и повторяем.

 Мы построим ровный круг

Справа друг и слева друг,

Повернись на право к другу,

Правую дай другу руку,

Повернись на лево к другу,

Левую дай другу руку

Сделай шаг вперед дружок

Станет тесным наш кружок.

- Давайте и на занятии будем такими дружными

Здороваются с гостями

Слушают педагога.

Делают зарядку.

1.5мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)и постановка и принятие детьми цели занятия.

Звучит « шум моря». Педагог  предлагает ответить, что это за шум. Педагог говорит  о том, что к нам по

морским волнам выбросило бутылку. Советуется с детьми стоит ли открывать бутылку. Из бутылки вынимает письмо и маршрутную карту. Читает письмо, в котором говорится, что тот, кто нашёл это послание - настоящий счастливый человек. Карта указывает путь к кладу. Но  чтобы добраться к кладу нам нужно отправиться в путешествие по загадочным островам, указанным на карте,  на каждом из которых вас ждут задания – испытания. Они очень сложные и справиться с ними могут только очень внимательные, сообразительные, ловкие и добрые дети, те, кто умеет слушать и думать. Педагог сообщает, что на каждом острове нужно выполнить задание испытание и заполнить ключи – помощники. Только тогда вы сможете отыскать клад. Приглашает отправиться в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие? Педагог соглашается с предложениями детей – отправиться по загадочным островам на пароходе.

Отвечают на вопросы.

Дети отвечают на вопросы педагога.

1.5 мин.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД.

Педагог с детьми отправляется в путешествие, применяя маршрутную карту. А чтобы поплыть нам нужно надуть паруса .Плывём к 1 острову .Педагог показывает первый ключ -подсказку , на котором изображены картинки с недостающими к ним картинками. Этот остров очень интересный, здесь всё наоборот. Летом снег, а зимой - дождь. Птицы плавают, а рыбы летают. Педагог с детьми заполняет карточку.

Игра «Всё наоборот» ( «Слова-противоположности»)

Первый ключ - помощник заполнили.

Педагог предлагает отправиться по карте на следующий остров.

Прибывают на второй остров, на котором очень грязно. Рассуждает с детьми, почему на острове так грязно. Что же здесь случилось? Кто же мог такое сделать? Что же нам делать?

Педагог обращает внимание, что на острове ещё и грязная вода.

Педагог рассматривает с детьми  в стакане грязную воду. Что нужно сделать, чтобы вода стала чистой?

Как можно очистить? Где можно очистить? Рассказывает, что очистить можно в лаборатории. Отправляются в лабораторию.

Эксперимент «Очистим воду»

Перед работой  предлагает вспомнить правила работы в лаборатории

Правило 1. Нельзя шуметь, и разговаривать.

Правило 2. Нужно быть внимательным и осторожным.

Правило 3. Начинать работу можно только, после того как разрешит  старший лаборант.

Обсуждает с детьми с помощью чего можно прочистить воду.

Предлагает очистить воду. Какой стал фильтр? Почему?

Предлагает нарисовать схему результата опыта на индивидуальной карте фиксации.

Объясняет, что карты со схемами оставим жителям острова, чтобы они не забывали, как очищать воду.

Педагог говорит что получился второй ключ- помощник.

Предлагает отправиться на следующий остров.

Третий остров - «Танцующий остров» на этом острове жители всегда с музыкой.

Физминутка «Чунга-Чанга»

Отправляются на следующий остров-«остров Зверей»

Эксперимент «Поможем с помощью магнита собрать болтики и гаечки»

Рассуждает, что с помощью магнита притягиваются все железные предметы.

Объясняет: почему остальные предметы не притягиваются? Из чего эти предметы сделаны? (из бумаги, пластмассы, ткани, дерева.)

Педагог подводит детей к выводу: к магниту притягиваются железные предметы, а все остальные не притягиваются.

Объясняет, что бы получить третий ключ помощник надо заполнить таблицу в карте фиксации результата опыта

Дидактическая игра «Притягивает – не притягивает»

Карточки предлагает оставить зверям,  чтобы они не забывали, что магнит притягивает, а что не притягивает. Забирают ключ - помощник и отправляются дальше.

Остров - «Джунгли». Объясняет, что на этом острове засохли все цветы. Почему они засохли? Что нужно сделать, чтобы они ожили?

Предлагает цветы опустить в воду и понаблюдать, что с ними произойдёт?

Эксперимент «Цветок расцвёл»

Предлагает заполнить карту фиксации результата опыта.

Педагог обращает внимание, что мы получили ещё один ключ - помощник.

Объясняет, что карта подсказывает, что клад и чудо-остров находятся в нашем садике. Предлагает взять все ключи –помощники и отправиться в детский сад

  Рассуждает, что где же в нашем саду может находиться «чудо-остров». А найти его мы можем с помощью следующих слов: нам нужно сделать 4 шага вперёд,2 налево,4 направо.

«надувают» паруса

Слушают педагога.

Дети заполняют карточку. К картинке с предметом прилаживают рисунок с противоположным значением.

Слушают педагога.

Рассуждают

Убирают мусор.

Дети отвечают на вопросы.

Слушают

В лаборатории одевают халаты, шапочки.

Занимают рабочие места .Вспоминают правила работы с водой

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Слушают и отвечают на вопросы.

Очищают с помощью фильтра воду.

Рисуют схему.

Снимают халаты. Отправляются на следующий остров.

Выполняют движения танца.

Дети садятся за столы.

Рассуждают.

С помощью магнита ищут железные предметы.

Отвечают на вопросы.

Рассуждают.

Слушают.

Заполняют таблицу.

Слушают.

Отправляются на следующий остров.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Наблюдают, как распускаются цветы.

Заполняют карту с помощью рисунков.

Слушают.

Дети закрывают глаза и произносят слова:

 Один, два, три, четыре, пять- вот мы в садике опять!

Рассуждают и выполняют задания педагога.

20-25мин.

4

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Рефлексия.

Находит с детьми «чудо-остров» и клад - сундук. Предлагает открыть сундук нам нужно разложить все ключи - помощники. Объясняет , что когда мы их разложим , то мы сможем открыть сундук. Предлагает посмотреть, что находиться на столе. Это бывшие задания.

Педагог предлагает вспомнить, чем занимались на занятии. Открывают сундук. Читает записку.

«Вы сегодня нашли самый драгоценный клад-это ваш и знания. Всё что вы сегодня выполнили в путешествии это и есть клад.

Сюрпризный момент.

Благодарит детей.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Действуют по инструкции педагога.

Отвечают на вопросы.

2мин.

   

 

  Приложение к занятию игровой ситуации в старшей группе «Путешествие по загадочным островам»

 Карты  фиксации результатов опыта: https://multiurok.ru/malishok/files

Презентация к занятию: https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-zaniatiiu-puteshestvie-po-zagadoch.html

Дидактическая игра: «Всё наоборот» (слова –противоположности): https://multiurok.ru/files/didakticheskaia-igra-vsio-naoborot-slova-protivopo.html

                                                                                                                     

Физминутка    

   Мы построим ровный круг

Справа друг и слева друг,

Повернись на право к другу,

Правую дай другу руку,

Повернись на лево к другу,

Левую дай другу руку

Сделай шаг вперед дружок

Станет тесным наш кружок.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП в старшей группе «Путешествие в сказку»

Закрепление знаний о временах года, совершенствование умений различать и называть геометрические фигуры.Счет, сопоставление числа с количеством, выстраивание числового ряда, группировка предметов по о...

Конспект образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" с детьми старшей группы

Цель: Познакомить детей с возникновением различных видов транспортного средства и закрепить знания  о современных видах транспорта.Задачи:1.Воспитательная  задача: воспитывать внимание, куль...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы с элементами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ по теме: «Как появился календарь»

Программное содержание: Формирование у детей представлений о календаре и его значение, познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, развивать...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие с детьми старшей группы на тему «Письмо от Белоснежки»

Для ребенка дошкольного возраста такие понятия как дни недели даются нелегко, т.к. они абстракты (их нельзя потрогать, нельзя назвать их цвет, они не имеют запаха). Но пользоваться, уметь оперировать ...

Технологическая карта игровой развивающей ситуации (НОД) по ОО «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие» с детьми подготовительной группы. Тема «Знатоки правил безопасности» 24.03.2022г

Очень часто мы страдаем из-за собственной неосторожности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия свих необдуманных поступков. Наименее защищенными и подготовленными к дейс...