Занятие по природному миру
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Павлова Татьяна Андреевна

Это занятие по обобщению представлений детей о зиме как времени года, о ее характерных признаках,  самостоятельно находить их, о жизни животных, птиц к зимним условиям;формирование эмоционально-эстетического отношения к зимним явлениям природы; обобщению представлений о зимних забавах детей; умение использовать в аппликации нетрадиционную технику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день. Давайте поприветствуем наших гостей.

Дети: Шумбратадо, вечкевикс оят!

Воспитатель: А чтобы наш язычок проговаривал четко  звуки и слова, проведем гимнастику для язычка.

Да-да-да, наступили холода

До-до-до, много снега намело.

Воспитатель: Эйкакшт, я вам прочитаю стихотворение И. Сурикова «Белый снег», а вы внимательно послушайте и скажите, о чем это стихотворение.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Все его одело.

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы-

И зима настала.

Дети: Это стихотворение о зиме.

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Дети: Падает снег, солнце светит, но не греет, холодно, дни короткие.

Воспитатель: А какое время года сейчас?

Дети отвечают.

Воспитатель: А как будет зима по-эрзянски?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Зима-чудесное время года.

Многие поэты посвятили свои стихи зиме.

А какие стихотворения знаете вы?

  1. В. Пашов «Зима»

Гуляет русская зима,

Останови ее попробуй!

Махнет рукой-бела земля,

Махнет другой-растут сугробы!

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная,

Гуляет русская зима,

Морозная, не злая.

  1. «Зимнее утро» А. Пушкин.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Воспитатель: Молодцы! Поэты по - разному описали погоду зимой.

Стало всё белым бело

Много снега намело

Тут ребята прибежали

И играть снежками стали.

Дидактическая игра «Снежный ком».

Давайте вспомним,  с помощью, каких слов определений можно рассказать о зиме? Какая бывает зима?

(Дети встают в круг. Игра со снежным колобком. Воспитатель бросает снежный комок, ребенок называет признак зимы: зима снежная, волшебная, холодная, морозная, красивая, студеная, хрустальная, вьюжная, студеная, ненастная, ясная,  т.д.)

Воспитатель: Зима действительно замечательное время года.  С ним связано в природе много явлений. Я предлагаю вам сесть на стульчики и послушать загадки зимних явлений в природе.

  1. С неба - звездой

На ладошку водой(снег).

Воспитатель: А как будет по-эрзянски снег?

Дети отвечают.

  1. Слушайте следующую.

Старик-шутник

На улице стоять не велит

За нос тянет домой

Дети: Мороз.

Воспитатель: А как будет по-эрзянски?

Дети отвечают.

  1. А вот еще одна

В огне не горит,

В воде не тонет (лед).

Воспитатель: Скажите отгадку на эрзянском языке.

Дети отвечают.

  1. А вот еще одна.

Бурчу, кручу, верчу

Знать никого не хочу.

Дети: Ветер. Метель.

Воспитатель: Как будет по-эрзянски?

Дети: Варма.

Воспитатель:А ветер каким бывает?

Дети: Сильным, тихим, снежным.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в мордовскую подвижную игру «Варма ди чипайне».

(На сигнал «Варма» дети бегают, ходят  врассыпную; на сигнал «Чипайне» приседают, изображая наметенные сугробы. Игра повторяется 2 раза).

Воспитатель: Славно ребята поиграли. А теперь внимательно рассмотрите эту картину. Что на ней изображено?

Дети: Зимний лес.

Воспитатель: Кустарники, как волшебные гномы, а какая в лесу тишина, какая  кругом красота,  деревья стоят в снежном убранстве.  В лесу очень много следов на снегу. Отгадайте, чьи эти следы. Как животные приготовились к зиме?

Дидактическая игра «Узнай, чьи следы».

Ребенок. Это следы лисы. Лиса-хищница. Живет в норе, охотиться за зайцами, ловит под снегом полевых мышей; в суровое время приближается к человеческому жилью.

Воспитатель: Следы какого животного вы еще узнали?

Дети: Следы волка.

Воспитатель: Расскажите про волка.

Дети: У волка к зиме теплая, серая шерсть, быстрые ноги.  Он хищник, ест сырое мясо. Волк зимой охотится ночью и объединяется в стаю, чтобы добывать пищу. Когда голодая зима, волки пробираются ночью в деревню.

Дети: А это след зайца. Он меняет цвет шерсти, чтобы не попасться в лапы волку. Питается корой деревьев, ветками. Спасают его быстрые ноги, цвет шерсти. Враги у зайца-лиса, волк.

Воспитатель: Молодцы. А каких зверей, живущих в лесу вы  еще знаете?

Дети: В лесу живут белки, лоси, ежи, медведи, кабаны.

Воспитатель: Какие это звери?

Дети: Это дикие звери.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что у них нет хозяина, они сами заботятся о себе, сами добывают пищу.

Воспитатель: А еще, чьи следы вы видите на картине?

Дети: Следы птиц.

Воспитатель: На какие две группы делятся птицы?

Дети: Перелетные и зимующие.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Дети: Снегирь, клест, глухарь, ворона.

Воспитатель: Назовите перелетных птиц.

Дети: Грач, ласточка, сорока, жаворонок.

Воспитатель: Что для птичек страшнее - холод или голод?

Дети: Голод. Так как им ничего есть.

Воспитатель: Чем мы можем покормить птиц?

Дети: Семечками, зернышками, пшеном, салом.

Воспитатель: Правильно ребята, птицам на помощь должны прийти люди.

Поэтому мы с вами на участке развесили кормушки, которые вы сделали с родителями и будем их подкармливать. Молодцы, вы очень хорошо рассказали о животных и птицах. А сейчас я вас приглашаю на зимнюю зарядку.

Физкультминутка

«Зимняя зарядка»

Не боимся мы мороза

Ловим снег-хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам-

Снега хватит нам и вам!

Носом-вдох, а выдох-ртом,

Дышим глубже…А потом-

Марш на месте, не спеша

Как погода-  хороша?

Дидактическая игра «Хорошо-плохо». ТРИЗ

Воспитатель:  Ребята, зима это хорошо. А что вам нравится зимой?

Дети:  Зимой весело, можно кататься на коньках, санках, ледянках, лыжах, лепить снеговиков, строить из снега крепости, играть в снежки.

Воспитатель: А что плохо зимой?

Дети: Холодно, можно замерзнуть и заболеть, нельзя долго гулять, сильные морозы, мало солнце светит  и т.д.

Воспитатель: А чтобы не заболеть и не замерзли наши пальчики, проведем пальчиковую гимнастику «Снеговик»

Раз-рука, два-рука

Лепим мы снеговика

Три-четыре, три-четыре

Нарисуем рот по шире

Пять- найдем морковь у носа

Угольки найдем у глаз

Шесть-наденем шапку косо

Пусть смеется он у нас

Семь и восемь, семь и восемь,

Мы сплясать его попросим.

Воспитатель: Ребята, а из чего можно сделать еще снеговика?

Дети: Из бумаги, из пластилина, ваты, из теста.

Воспитатель: А я вас приглашаю в творческую мастерскую, а снеговика будем делать из ватных дисков.

Воспитатель:  Из каких геометрических фигур состоит снеговик?

Дети отвечают.

Воспитатель: С какого круга начинаем делать снеговика?

Дети отвечают.

Воспитатель: А чтобы нас снеговик не грустил, сделайте его веселым и смешным (пуговицы, улыбка, руки веточки), а шапку выбираете по - своему желанию (квадратную, треугольную или просто веселую шляпку, нос-морковка).

Дети делают снеговика.

Рисунки выставляются на мольберт.  Дети рассматривают снеговиков.

Воспитатель: Посмотрите, какие веселые и нарядные получились у вас снеговики.

О каком времени года мы говорили?

Дети отвечают.

Воспитатель: Чем мы занимались?

Дети отвечают.

Литература

  1. Бондаренко Г.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж; ТЦ «Учитель», 2002, стр. 69.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В.,  Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. –М.: ВАКО, 2007, стр179.
  3. Развитие речи. Окружающий мир: дид. Материал к занятиям со старшими дошкольниками, (авт.-сост. О. В. –Волгоград6 Учитель, 2008, стр.99.)
  4. С.Н. Николаева «Юный эколог».
  5. О.С. Ушакова «Развитие речи».

Программное содержание

Образовательные:

  1. способствовать обобщению представлений детей о зиме как времени года, о ее характерных признаках, продолжать учить самостоятельно находить их, о жизни животных, птиц к зимним условиям.
  2. Формированию эмоционально-эстетического отношения к зимним явлениям природы; обобщению представлений о зимних забавах детей.
  3. Закрепить умение использовать в аппликации нетрадиционную технику.

Развивающие:

  1. Развивать у детей способность наблюдать, делать выводы, творческую фантазию и воображение.
  2. Закрепить употребление в речи притяжательных прилагательных.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Методические приемы: беседа, отгадывание загадок, чтение стихотворений, игровая мотивация, д/и «Чей след», д/и «Снежный ком», физкультминутка, анализ работ, музыкальное сопровождение, мордовская подвижная игра  «Варма ды чипайне».

Оборудование: картина о зиме, «Снежный» ком, клей, салфетки грамзаписи, ватные диски, красный квадрат, треугольники красные, фломастеры черный и коричневый.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, чтение и заучивание стихотворений о зиме, загадывание загадок, чтение рассказов о зимующих птицах и животных, рассматривание иллюстраций, использование нетрадиционной техники на занятиях по аппликации и в свободное время, изготовление елочки из цветной бумаги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по природному миру "Тонет - не тонет"

Методическая разработка  по познавательному развитию "Тонет - не тонет " в  группе компенсирующей направленности. Приведен подробный ход....

Конспект занятия по природному миру во второй младшей группе "В гости к бабушке".

Цель:закреплять и уточнять знание детей о диких животных;овощах,фруктах,развивать мелкую моторику рук;слуховое и зрительное внимание,память,мышление,цветовое восприятие,вызывать у детей желание помога...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРИРОДНОМУ МИРУ « ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН »

Формировать обобщенное представление об осени, включающие знания об осенних явлениях в живой и не живой природе, об особенностях жизнедеятельности животных, закрепить названия растений, деревьев...

конспект занятия по природному миру "Полезные овощи"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен и...

Презентация к занятию по природному миру "Прогулка по лугу"

Лугом называется участок земли, где растут различные травы и цветы и образуются луга по берегам рек, где вода во время весеннего разлива питает луговые растения. Итак, отправляемся на прогулку по луга...

Конспект занятия по природному миру тема:"Знакомство с коровой и теленком"

Конспект занятия по природному мируТема: «Знакомство с коровой и теленком». Задачи:  воспитательная – воспитывать культуру поведения на занятие....