Занятие по природному миру
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Это занятие по обобщению представлений детей о зиме как времени года, о ее характерных признаках, самостоятельно находить их, о жизни животных, птиц к зимним условиям;формирование эмоционально-эстетического отношения к зимним явлениям природы; обобщению представлений о зимних забавах детей; умение использовать в аппликации нетрадиционную технику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день. Давайте поприветствуем наших гостей.
Дети: Шумбратадо, вечкевикс оят!
Воспитатель: А чтобы наш язычок проговаривал четко звуки и слова, проведем гимнастику для язычка.
Да-да-да, наступили холода
До-до-до, много снега намело.
Воспитатель: Эйкакшт, я вам прочитаю стихотворение И. Сурикова «Белый снег», а вы внимательно послушайте и скажите, о чем это стихотворение.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы-
И зима настала.
Дети: Это стихотворение о зиме.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Падает снег, солнце светит, но не греет, холодно, дни короткие.
Воспитатель: А какое время года сейчас?
Дети отвечают.
Воспитатель: А как будет зима по-эрзянски?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Зима-чудесное время года.
Многие поэты посвятили свои стихи зиме.
А какие стихотворения знаете вы?
- В. Пашов «Зима»
Гуляет русская зима,
Останови ее попробуй!
Махнет рукой-бела земля,
Махнет другой-растут сугробы!
Белит деревья и дома,
Морозит, устали не зная,
Гуляет русская зима,
Морозная, не злая.
- «Зимнее утро» А. Пушкин.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Воспитатель: Молодцы! Поэты по - разному описали погоду зимой.
Стало всё белым бело
Много снега намело
Тут ребята прибежали
И играть снежками стали.
Дидактическая игра «Снежный ком».
Давайте вспомним, с помощью, каких слов определений можно рассказать о зиме? Какая бывает зима?
(Дети встают в круг. Игра со снежным колобком. Воспитатель бросает снежный комок, ребенок называет признак зимы: зима снежная, волшебная, холодная, морозная, красивая, студеная, хрустальная, вьюжная, студеная, ненастная, ясная, т.д.)
Воспитатель: Зима действительно замечательное время года. С ним связано в природе много явлений. Я предлагаю вам сесть на стульчики и послушать загадки зимних явлений в природе.
- С неба - звездой
На ладошку водой(снег).
Воспитатель: А как будет по-эрзянски снег?
Дети отвечают.
- Слушайте следующую.
Старик-шутник
На улице стоять не велит
За нос тянет домой
Дети: Мороз.
Воспитатель: А как будет по-эрзянски?
Дети отвечают.
- А вот еще одна
В огне не горит,
В воде не тонет (лед).
Воспитатель: Скажите отгадку на эрзянском языке.
Дети отвечают.
- А вот еще одна.
Бурчу, кручу, верчу
Знать никого не хочу.
Дети: Ветер. Метель.
Воспитатель: Как будет по-эрзянски?
Дети: Варма.
Воспитатель:А ветер каким бывает?
Дети: Сильным, тихим, снежным.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в мордовскую подвижную игру «Варма ди чипайне».
(На сигнал «Варма» дети бегают, ходят врассыпную; на сигнал «Чипайне» приседают, изображая наметенные сугробы. Игра повторяется 2 раза).
Воспитатель: Славно ребята поиграли. А теперь внимательно рассмотрите эту картину. Что на ней изображено?
Дети: Зимний лес.
Воспитатель: Кустарники, как волшебные гномы, а какая в лесу тишина, какая кругом красота, деревья стоят в снежном убранстве. В лесу очень много следов на снегу. Отгадайте, чьи эти следы. Как животные приготовились к зиме?
Дидактическая игра «Узнай, чьи следы».
Ребенок. Это следы лисы. Лиса-хищница. Живет в норе, охотиться за зайцами, ловит под снегом полевых мышей; в суровое время приближается к человеческому жилью.
Воспитатель: Следы какого животного вы еще узнали?
Дети: Следы волка.
Воспитатель: Расскажите про волка.
Дети: У волка к зиме теплая, серая шерсть, быстрые ноги. Он хищник, ест сырое мясо. Волк зимой охотится ночью и объединяется в стаю, чтобы добывать пищу. Когда голодая зима, волки пробираются ночью в деревню.
Дети: А это след зайца. Он меняет цвет шерсти, чтобы не попасться в лапы волку. Питается корой деревьев, ветками. Спасают его быстрые ноги, цвет шерсти. Враги у зайца-лиса, волк.
Воспитатель: Молодцы. А каких зверей, живущих в лесу вы еще знаете?
Дети: В лесу живут белки, лоси, ежи, медведи, кабаны.
Воспитатель: Какие это звери?
Дети: Это дикие звери.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Потому что у них нет хозяина, они сами заботятся о себе, сами добывают пищу.
Воспитатель: А еще, чьи следы вы видите на картине?
Дети: Следы птиц.
Воспитатель: На какие две группы делятся птицы?
Дети: Перелетные и зимующие.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Дети: Снегирь, клест, глухарь, ворона.
Воспитатель: Назовите перелетных птиц.
Дети: Грач, ласточка, сорока, жаворонок.
Воспитатель: Что для птичек страшнее - холод или голод?
Дети: Голод. Так как им ничего есть.
Воспитатель: Чем мы можем покормить птиц?
Дети: Семечками, зернышками, пшеном, салом.
Воспитатель: Правильно ребята, птицам на помощь должны прийти люди.
Поэтому мы с вами на участке развесили кормушки, которые вы сделали с родителями и будем их подкармливать. Молодцы, вы очень хорошо рассказали о животных и птицах. А сейчас я вас приглашаю на зимнюю зарядку.
Физкультминутка
«Зимняя зарядка»
Не боимся мы мороза
Ловим снег-хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам-
Снега хватит нам и вам!
Носом-вдох, а выдох-ртом,
Дышим глубже…А потом-
Марш на месте, не спеша
Как погода- хороша?
Дидактическая игра «Хорошо-плохо». ТРИЗ
Воспитатель: Ребята, зима это хорошо. А что вам нравится зимой?
Дети: Зимой весело, можно кататься на коньках, санках, ледянках, лыжах, лепить снеговиков, строить из снега крепости, играть в снежки.
Воспитатель: А что плохо зимой?
Дети: Холодно, можно замерзнуть и заболеть, нельзя долго гулять, сильные морозы, мало солнце светит и т.д.
Воспитатель: А чтобы не заболеть и не замерзли наши пальчики, проведем пальчиковую гимнастику «Снеговик»
Раз-рука, два-рука
Лепим мы снеговика
Три-четыре, три-четыре
Нарисуем рот по шире
Пять- найдем морковь у носа
Угольки найдем у глаз
Шесть-наденем шапку косо
Пусть смеется он у нас
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы сплясать его попросим.
Воспитатель: Ребята, а из чего можно сделать еще снеговика?
Дети: Из бумаги, из пластилина, ваты, из теста.
Воспитатель: А я вас приглашаю в творческую мастерскую, а снеговика будем делать из ватных дисков.
Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит снеговик?
Дети отвечают.
Воспитатель: С какого круга начинаем делать снеговика?
Дети отвечают.
Воспитатель: А чтобы нас снеговик не грустил, сделайте его веселым и смешным (пуговицы, улыбка, руки веточки), а шапку выбираете по - своему желанию (квадратную, треугольную или просто веселую шляпку, нос-морковка).
Дети делают снеговика.
Рисунки выставляются на мольберт. Дети рассматривают снеговиков.
Воспитатель: Посмотрите, какие веселые и нарядные получились у вас снеговики.
О каком времени года мы говорили?
Дети отвечают.
Воспитатель: Чем мы занимались?
Дети отвечают.
Литература
- Бондаренко Г.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж; ТЦ «Учитель», 2002, стр. 69.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. –М.: ВАКО, 2007, стр179.
- Развитие речи. Окружающий мир: дид. Материал к занятиям со старшими дошкольниками, (авт.-сост. О. В. –Волгоград6 Учитель, 2008, стр.99.)
- С.Н. Николаева «Юный эколог».
- О.С. Ушакова «Развитие речи».
Программное содержание
Образовательные:
- способствовать обобщению представлений детей о зиме как времени года, о ее характерных признаках, продолжать учить самостоятельно находить их, о жизни животных, птиц к зимним условиям.
- Формированию эмоционально-эстетического отношения к зимним явлениям природы; обобщению представлений о зимних забавах детей.
- Закрепить умение использовать в аппликации нетрадиционную технику.
Развивающие:
- Развивать у детей способность наблюдать, делать выводы, творческую фантазию и воображение.
- Закрепить употребление в речи притяжательных прилагательных.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Методические приемы: беседа, отгадывание загадок, чтение стихотворений, игровая мотивация, д/и «Чей след», д/и «Снежный ком», физкультминутка, анализ работ, музыкальное сопровождение, мордовская подвижная игра «Варма ды чипайне».
Оборудование: картина о зиме, «Снежный» ком, клей, салфетки грамзаписи, ватные диски, красный квадрат, треугольники красные, фломастеры черный и коричневый.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, чтение и заучивание стихотворений о зиме, загадывание загадок, чтение рассказов о зимующих птицах и животных, рассматривание иллюстраций, использование нетрадиционной техники на занятиях по аппликации и в свободное время, изготовление елочки из цветной бумаги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по природному миру "Тонет - не тонет"
Методическая разработка по познавательному развитию "Тонет - не тонет " в группе компенсирующей направленности. Приведен подробный ход....
Конспект занятия по природному миру во второй младшей группе "В гости к бабушке".
Цель:закреплять и уточнять знание детей о диких животных;овощах,фруктах,развивать мелкую моторику рук;слуховое и зрительное внимание,память,мышление,цветовое восприятие,вызывать у детей желание помога...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРИРОДНОМУ МИРУ « ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН »
Формировать обобщенное представление об осени, включающие знания об осенних явлениях в живой и не живой природе, об особенностях жизнедеятельности животных, закрепить названия растений, деревьев...
конспект занятия по природному миру "Полезные овощи"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен и...
Презентация к занятию по природному миру "Прогулка по лугу"
Лугом называется участок земли, где растут различные травы и цветы и образуются луга по берегам рек, где вода во время весеннего разлива питает луговые растения. Итак, отправляемся на прогулку по луга...
Конспект занятия по природному миру тема:"Знакомство с коровой и теленком"
Конспект занятия по природному мируТема: «Знакомство с коровой и теленком». Задачи: воспитательная – воспитывать культуру поведения на занятие....