"Формирование ИКТ - компетентности педагогов с целью повышения качества образовательного процесса"
статья на тему

Круглый стол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Формирование ИКТ - компетентности
педагогов с целью повышения
качества образовательного процесса»

Цель: повышение статуса профессиональной компетентности педагога путём внедрения ИКТ в соответствии с ФГОС.

Задачи:

- Создать  условия для  формирования информационно – коммуникативной  компетентности педагогов ДОУ

-  Разработать систему методической работы в ДОУ, способствующую повышению ИК- компетентности педагогов

- Формировать потребности педагогов в  постоянном использовании ИКТ в образовательном процессе  

-  Активизировать  инновационный   и творческий потенциал педагогов

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы «Инновационная деятельность в ДОО как статус профессиональной компетентности педагогов.

Ведущий: Сегодняшний круглый стол мне хочется начать словами нашего премьер – министра Д. А. Медведева «…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов…»

Ведущий: Как вы думаете, что такое инновация?

Участник: Инновация - это новая или усовершенствованная продукция,  либо новая или усовершенствованная технология, используемые в практической деятельности. В  дошкольном образовании   педагоги используют различные инновации, в том числе и информационно – коммуникационные технологии.

И сегодня мы хотим поговорить о формировании ИКТ - компетентности
педагогов с целью повышения  качества образовательного процесса.

Ведущий: Уважаемые коллеги, какими нормативно - правовыми документами вы пользовались?

Участник:

Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр. Мин. Обр. РФ от 17 октября 2013. №1155);

Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (Пр. Мин. труда и соц. защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)

 Сан  ПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

Ведущий: Так как современное дошкольное образование претерпевает модернизацию, вами были представлены  нормативно - правовые документы, давайте с вами немного погорим о них…..

Участник 1:  Использование ИКТ — это необходимость, продиктованная требованиями, предъявляемыми к современному образованию. Об этом говорится в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» - необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения...».

Участник 2: Задачи ФГОС ДО диктуют необходимость обновления содержания образования, интеграцию информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; использование активных форм совместной деятельности с детьми (проектирование, исследование);  выстраивания инновационных подходов к использованию компьютера, мультимедийных форм как технических средств способствующих развитию ребенка, его социализации.

Участник 3: В соответствии с «Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование» и Информационным письмом Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23-16 "Об информатизации дошкольного образования в России" «…компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом».

Ведущий:  Насколько актуальна эта тема на сегодняшний день?

Участник: Новые требования к профессиональной деятельности педагога ДОУ в содержании стандарта педагога и актуальным уровнем профессиональной компетентности педагогов.

Противоречие между необходимостью введения ФГОС ДО и неготовностью педагогов к радикальным изменениям.

Ведущий:  На сегодняшний день система дошкольного образования существенно отстает от процессов использования ИКТ, происходящих в обществе в целом. Одной из главных причин такого положения является некомпетентность педагогов в использовании ИКТ.

  Конечно, во многих дошкольных организациях педагоги используют икт, но уровень компьютерной грамотности достаточно низкий. Поэтому, работая над этой темой, какую цель вы преследуете?

Участник: Целью работы мы определили - повышение статуса профессиональной компетентности педагога путём внедрения ИКТ в соответствии с ФГОС. А задачи представлены на экране.

- Создать  условия для  формирования информационно – коммуникативной  компетентности педагогов ДОУ

-  Разработать систему методической работы в ДОУ, способствующую повышению ИК - компетентности педагогов

- Формировать потребности педагогов в  постоянном использовании ИКТ в образовательном процессе  

-  Активизировать  инновационный   и творческий потенциал педагогов.

Ведущий: Как вы думаете, какие преимущества данных  технологий вы могли бы выделить перед традиционными?

Участник: В отличие от обычных средств образования детей  мультимедиа-технологии значительно расширяют возможности в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только дать большое количество готовой информации, но и, что очень актуально на сегодняшний день в свете требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, учат самостоятельно приобретать новые знания.

Педагог, использующий в работе с детьми ИКТ, имеет возможность интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, презентация, музыка) в различные виды деятельности, тем самым стимулируя непроизвольное внимание  и интерес детей, благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

В работе по самообразованию  владение ИКТ позволяет педагогу увеличить поток изучаемой информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете, систематизировать и сохранить полученные данные для дальнейшего совершенствования воспитательно – образовательного процесса с детьми, работы с родителями, социальным окружением.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность выстраивания партнерских отношений педагогического коллектива детского сада и родителей в воспитании детей. Сайт детского сада, страничка группы в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, конкретной группы, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, воспитателям дает возможность передачи методических рекомендаций, консультаций по проведению семейных мероприятий.

Ведущий: Согласно данным анкетирования педагогов об определении степени использования информационно-компьютерных технологий в образовательной  деятельности, сложилась следующая картина.

Участник: Такой уровень подготовки педагогов недостаточен для полноценного и эффективного использования ИКТ в образовательном процессе, в выстраивании партнерских отношений  с родителями воспитанников и социумом.  

В связи с этим и возникла необходимость создания творческой группы по работе над  развитием  информационно – коммуникационной  компетентности педагогов.

Ведущий: я предлагаю раскрыть механизмы реализации ИКТ компетенции.

Участник 1: Основные принципы:

 - системность образовательного процесса и единства информационно-образовательной среды;

- профессиональная компетентность;

- непрерывность профессионального роста и самообразования;

- командная техника и взаимодействия;

- доступность и научность;

- ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого;

- учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого.

Участник 2: Концептуальные положения 

Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.

- Принцип охраны здоровья детей.

- Информационный подход к педагогическому процессу.

- Триединство образовательных целей.

- Педагогическая целесообразность.

- Интеграция.

- Принцип мультимедийности.

- Интерактивный характер.

Участник 3: Типы образовательной деятельности педагогов. Очная, заочная.

Формы образовательной деятельности.

 - лекции;

- семинары \  семинары  - практикумы;

- тренинг;

- практические занятия: проектирование, моделирование;

- деловая игра;

- работа в паре;

- педагогическое измерение и контроль;

- самообразование;

- индивидуальные и подгрупповые консультации.

Участник 4: Используемые методы.

 - объяснительно – иллюстративный;

- диалогический;

- поисковый;

- самостоятельная работа с дополнительным материалом на электронном носителе;

Участник 5: Используемые технологии:

- ИКТ, технологии информационного ресурса;

- проектная;

- личностно – ориентированного образования;

- обучение в сотрудничестве;

- тестовые;

- игровые;

- проблемно – развивающая  технология обучения.

Ведущий: На экране представлены этапы работы. Раскройте их содержание.

Участник 1: Этап подготовительный. Изучение готовности педагогического коллектива ДОО. Диагностика уровня профессионального мастерства педагогов по использованию ИКТ.

Анкетирование родителей на определение потребностей социальных заказчиков. Педагогический совет по теме «Возможности использования ИКТ в целях повышения качества реализации образовательной программы». Родительское собрание на  тему: «Использование ИКТ в обучении и воспитании  дошкольников». Проведение информационных педчасов, пятиминуток  по содержанию реализации проекта.. Разработка положения о творческой группе составление плана работы группы. Разработка структуры повышения ИК – компетентности педагогов и  внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОО.

Участник 2: Этап реализации. Организация работы  в учреждении: разработка и внедрение комплексной интегрированной модели развития  уровня ИК - компетентности педагогов. Семинар-практикум   «Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании». Круглый стол  «Организация проектной деятельности с детьми с использованием ИКТ». Индивидуальные консультации по запросам педагогов. Проведение открытых мероприятий с использованием ИКТ. Наработка методического  и дидактического материала по использованию ИКТ в образовательной деятельности. Родительское собрание  «Роль компьютера и его возможности в развитии ребёнка». Практикум для родителей «Учимся вместе с ребёнком».

Участник 3: Этап заключительный. Анализ результатов мониторинга развития  детей. Анализ эффективности использования  ИКТ в образовательном процессе. Организация собраний, консультаций, открытых показов занятий с использованием ИКТ для родителей и с участием родителей. Организация обновления сайта ДОО, интернет опрос о содержании и дизайне сайта. Публикация информации на сайте ДОО.

Ведущий: Существует несколько подходов к определению средств ИКТ, используемых в обучающем процессе. Это комплекс технических средств, средств методического назначения, аппаратных, инструментальных программных средств и так далее. Остановимся на отдельных средствах, используемых  в работе.

Участник 1: По типу применяемой  информации используются следующие образовательные средства ИКТ:

- ресурсы с текстовой информацией (справочники, тесты, учебники, числовые данные и т. д.);

- ресурсы с визуальной информацией (схемы, диаграммы, иллюстрации);

- ресурсы с аудиоинформацией

    (дидактический речевой материал)

- ресурсы с комбинированной информацией  учебники, энциклопедии).

Участник 2: Непосредственно в работе используется:

- ноутбук и компьютер;

- мультимедийный проектор;

- принтер;

- сканер;

- интерактивная доска;

- экран.

Участник 3: В решении задач по просвещению и вовлечению родителей в единое образовательное пространство «ДОО – семья» необходимыми средствами являются:

- сайт ДОО в сети Интернет;

- электронная почта;

- медиатека;

- сотовая связь;

- «скайп»;

- портфолио группы.

Ведущий:  Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между всеми участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Перечислите, какими результатами работы вы овладели?

Участник 4:

-умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.),

-созданы персональные сайты, владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями,

-умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, владеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций.

Участник 5: 

-умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

-активно используют информационные технологии в образовательном процессе;

-владеют навыками поиска информации в Интернете;

-могут осуществить заказ и подписку; умеют оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов.

Ведущий: В 2015 – 2016 году уровень  педагогической ИКТ - компетенции значительно вырос, о чем свидетельствует диаграмма, представленная на экране.

 Это позволяет сделать вывод, который представлен вашему вниманию.

  Одним слово можно сказать, что высокая информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.

Ведущий: Каковы ваши планы на будущее по данной теме?

Участники выступают по очереди:

- расширение использования ИКТ в работе с родителями;

 - работа с редактором Movie Maker (создание клипов);

- активизация работы в педагогических сообществах сети Интернет с целью изучения опыта коллег и трансляции своего опыта;

 - участие в конкурсах с использованием  ИКТ.

   Ведущий: Наш круглый стол мне хотелось бы закончить словами древней мудрости:  

«Скажи мне,  и я забуду.

Покажи мне,  - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда».

Большое спасибо участникам круглого стола.

                                                                 

Используемая литература.

- Иванова Е.В. Повышение ИКТ - компетентности педагогов.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №12. – с. 6 – 15.

- Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

- Касаткина Е.В. Организация итогового педсовета с использованием ИКТ.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - №5. – с.35 – 39.

- Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

  Интернет-ресурсы

- http://www.alleng.ru/edu/social1.htm

- http://www.on-line-teaching.com/word/lsn029.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса "

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...

Доклад на тему: "Интерактивная среда, как средство активного взаимодействия с родителями, в целях повышения качества образовательного процесса в ДОУ"

    Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитател...

Презентация: "Интерактивная среда, как средство активного взаимодействия с родителями, в целях повышения качества образовательного процесса в ДОУ"

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать. Интерактивный означае...

«Кружковая работа в детском саду, как способ внедрения вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса»

Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хо...

«Кружковая работа в детском саду, как способ внедрения вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса»

          «Приобщение детей к народному декоративно - прикладному искусству"Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески &mda...