Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей
статья на тему

Титова Виктория Юрьевна

Познавательная деятельность личности всегда связана с каким–нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую очередь на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы, представляющих научный, художественный, литературный интерес. Это одно из древнейших увлечений человека.

Коллекционирование – это эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы, развития познавательной активности, который может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным.

Коллекция - систематизированное собрание каких-нибудь предметов.

Собирательство – собирание чего-либо, представляющего научный или художественный интерес

Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства

Этапы работы по коллекционированию

1 этап -Подготовительный

• анкетирование родителей

• накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

• встречи с интересными людьми;

• посещение музеев, выставок;

• беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей

2 этап - Основной

• побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;

• чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий;

• включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

• работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции

3 этап – заключительный

• организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;

• презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;

• проведение совместных итоговых мероприятий

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников.

Актуальность коллекционирования заключается и в том, что это одно из доступных, понятных, постоянно проявляемых детьми направлений деятельности. Дошкольники всегда что-то собирают, классифицируют по разным признакам предметы, то есть они склонны к собирательству, к поиску.

Цель детского коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

Задачи:

• формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

• способствовать проявлению избирательных интересов;

• развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

• расширять кругозор воспитанников;

• прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;

• формировать бережное отношение к хранению коллекций;

• обогащать и активизировать словарь детей;

• активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью. Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки, книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) – детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

Манипулятивность проявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер – сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют. Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту – птичье перышко, улетающий осенний листок.

Виды коллекций:

Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в 10 продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).

Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).

Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

Тематика:

Коллекции могут быть самыми разнообразными по тематике. Это темы, связанные: - с живой природой (мир растений, животных); - с не живой природой (виды минералов (камни, виды местности (природные ландшафты, игрушки, открытки - с явлениями социальной жизни (виды строительных сооружений, профессий, транспорта)

Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций.

В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет овладения ими способами познания.

в совместной со взрослым деятельности должны использоваться методы и приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Для чего? Зачем? Как можно узнать? С помощью чего? Что нужно сделать).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsionirovanie.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

 «Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей»

Познавательная деятельность личности всегда связана с каким–нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую очередь на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы), представляющих научный, художественный, литературный интерес. Это одно из древнейших увлечений человека.

Коллекционирование – это эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы, развития познавательной активности, который может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным.

Коллекция - систематизированное собрание каких-нибудь предметов.

Собирательство – собирание чего-либо, представляющего научный или художественный интерес

Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства

Этапы работы по коллекционированию

1 этап -Подготовительный

• анкетирование родителей

• накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

• встречи с интересными людьми;

• посещение музеев, выставок;

• беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей

2 этап - Основной

• побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;

• чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий;

• включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

• работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции

3 этап – заключительный

• организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;

• презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;

• проведение совместных итоговых мероприятий

  Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников.

Актуальность коллекционирования заключается и в том, что это одно из доступных, понятных, постоянно проявляемых детьми направлений деятельности. Дошкольники всегда что-то собирают, классифицируют по разным признакам предметы, то есть они склонны к собирательству, к поиску.

          Цель детского коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

         Задачи:

 • формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

• способствовать проявлению избирательных интересов;

• развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

• расширять кругозор воспитанников;

• прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;

• формировать бережное отношение к хранению коллекций;

• обогащать и активизировать словарь детей;

• активизировать участие родителей в образовательном процессе.

        Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью. Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) – детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

        Манипулятивность проявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер – сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют. Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту – птичье перышко, улетающий осенний листок. 

Виды коллекций:

Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в 10 продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).

      Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).

      Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно. 

Тематика:

Коллекции могут быть самыми  разнообразными по тематике.   Это темы, связанные: - с живой природой (мир растений, животных); - с не живой природой (виды минералов (камни), виды местности (природные ландшафты), игрушки, открытки - с явлениями социальной жизни (виды строительных сооружений,  профессий, транспорта)

  Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций.

В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет овладения ими способами познания.    

в совместной со взрослым деятельности должны использоваться методы и приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Для чего? Зачем? Как можно узнать? С помощью чего? Что нужно сделать?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

Консультация для родителей на тему:«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей»....

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...

«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

       В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соотв...

Консультация для родителей «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование ...

«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование ...

«Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей»

laquo;Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей»...

Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста"...